Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:01, дипломная работа
Цель исследования: выявить основные тенденции во внешнеполитической деятельности СССР, произошедшие в 60-х - 80 - х годах ХХ века.
В связи с этим ставились следующие задачи:
1. Дать характеристику ситуации на международной арене в рассматриваемый период
2. Проанализировать реализуемую СССР и странами капиталистического мира «политику разрядки»
3. Определить причины, приведшие к новому обострению отношений между СССР и США во второй половине 70-х годов ХХ века
4. Рассмотреть особенности взаимоотношений СССР и стран социалистического блока.
5. Выявить причины и условия помощи, оказываемой Советским Союзом развивающимся странам.
6. Изучить наиболее значимые документы, принятие в этот период, такие как, например, Хельсинской заключительный акт, «Доктрина Брежнева» ми др.
Введение. ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимоотношение СССР и США во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. …..10
1.1. Политика «разрядки международных отношений» в начале 70-х годов XX века. ……...10
1.2. Новое обострение международных отношений в конце 70-х годов XX века. …...24
Глава 2. Внешняя политика СССР в отношении стран социалистического лагеря во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов. ……………………………………………………………………40
2.1. Политика СССР в отношении стран социалистического лагеря. «Доктрина Брежнева». ………40
2.2. СССР и КНР в 60-80 годы. ……………………………………………….49
Глава 3. СССР и страны «третьего мира» во второй половине 60-ых- второй первой половине 80-ых годов ХХ века. ….61
3.1. Борьба за влияние в странах «третьего мира». …………………………61
3.2. Афганская война. …………………………………………………………71
Заключение. …………………………………………………………………...83
Список используемых источников литературы. …………………………87
Методологическая основы работы
Методологическую основу работы составили общие принципы научного исследования, такие как принцип историзма; нами использовались комплексный и сущностный подходы к изучению политических процессов и явлений. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы, позволяющие выявить особенности идеологического процесса в СССР и США в 60-70- гг. ХХ века. Также применялся метод реконструкции: воссоздание событий второй половины ХХ века.
Научная новизна исследования.
Изучение данной темы необходимо как с точки зрения научной, так и практической значимости. Внешняя политика СССР является частью длительного исторического процесса России и представляет собой историческую ценность. И на своём примере позволяет современной России, обществу решать свои наиболее важные, значимые проблемы.
Глава1. Взаимоотношение СССР и США во второй половине 60-ых- первой половине 80-ых годов
СССР во второй половине 50-х годов, после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности Сталина, предприняла ряд новых инициатив во внешней политике. На 2 млн человек была сокращена армия, провозглашены реформы внутри страны, проявлена инициатива провести советско-американские встречи глав государств. Но несколько крупных международных инцидентов сорвали эти начинания. Намеченная на середину мая 1960 г. Встреча Н.С. Хрущева и Д. Эйзенхауэра не состоялась. В канун встречи, 1 мая, США преднамеренно заслали в воздушное пространство СССР самолет-разведчик, рассчитывая на недосягаемость его высотных характеристик для советских истребителей. Но самолет был сбит, летчик взят в плен, провокация разоблачена. В итоге встреча не состоялась3.
В ноябре 1960 г. Демократическая
партия США одержала победу на выборах,
и Д. Кеннеди возглавил
В дни Карибского кризиса советские ракетные войска были приведены в состояние боевой готовности. Мир оказался на грани атомной войны. В самый последний момент начались напряженный обмен мнениями и переговоры. Ситуацию удалось разрядить. В тех условиях советское руководство предприняло немыслимый для нормальной дипломатической практики шаг. Для того чтобы немедленно довести советскую точку зрения до США, 27 октября по обычной радиовещательной сети в 17 часов по московскому времени было передано послание председателя Совета министров СССР Н.С. Хрущева президенту США Дж. Кеннеди. В ответ администрация США также пошла на нарушение обычной практики. Текст ответного послания Кеннеди был передан прессе. Причина была та же, что и в радиообращении Хрущева, - желание ускорить время передачи, миновать неизбежно долгий процесс зашифровки и расшифровки дипломатических телеграмм. После обмена этими посланиями напряженность стала быстро спадать. Правительство СССР пообещало вывести ракеты с Кубы, а американцы обязались не вторгаться на остров и убрать свои ракеты из Турции. Однако военная база США на южном кубинском побережье, в Гуантанамо, осталась в неприкосновенности. Но в целом итоги Карибского кризиса стали новой победой Советского Союза в противостоянии двух систем. Хрущев добился главных целей - обеспечил неприкосновенность Кубы, блокировав американское вторжение на ее территорию, и добился удаления американских ядерных ракет из Турции. Результаты полученных преимуществ можно наблюдать даже в начале ХХI в.: Куба сохранила независимость, а на территории Турции нет ядерных ракет. В то же время первое ядерное противостояние показало, что ни СССР, ни США не готовы в реальности перейти от информационной войны и противостояния в третьих странах к реальному вооруженному конфликту. Сокрушительная мощь атомного оружия оказалась сдерживающим фактором, заставлявшим великие державы и их лидеров более упорно искать пути к политическому компромиссу.
Мирное разрешение Карибского кризиса стало переломным моментом в советско-американских отношениях в 60-ые годы. Был принят ряд важных документов, отражавших переход от безусловной конфронтации к переговорам и заключению первых соглашений, ослабляющих международную напряженность. В августе 1963 г. Был подписан Московский договор трех сторон о запрещении ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, в космосе и под водой (Франция и Китай не присоединись к договору). Это было первое соглашение по ограничению гонки ядерных вооружений.
В Европе много лет заседал
комитет 18 государств-участников, которые
долго обсуждали вопрос сокращения
вооружений, в том числе и обычных.
Еще 1962 Советское правительство
внесло в Комитет 18-ти проект договора
о всеобщем и полном разоружении
под строгим международным
Летом 1963 на совещании в Москве представители США, СССР и Великобритании рассмотрели возможность ограничения испытаний ядерного оружия. В результате 5 августа был заключён Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, вступивший в силу 10 октября 1963.
27января 1967 был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, запрещающий использовать космическое пространство в военных целях и размещать на околоземных орбитах ядерное оружие или другие виды оружия массового уничтожения (Договор о космосе 1967); договор вступил в силу 10 октября 1967. В 60-х гг. в Комитете 18-ти, а с 1969 - в Комитете по разоружению разрабатывались новые договоры, направленные на дальнейшее ограничение гонки вооружений. 5 марта 1970 вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия, а 11 февраля 1971 был открыт для подписания Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (Договор о морском дне), вступивший в силу 18 мая 1972. 23 июня 1971 правительство СССР предложило созвать конференцию 5 ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании и Китая) для рассмотрения проблемы ядерного разоружения. Против этого предложения открыто выступило правительство Китая. На 26-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1971) СССР внёс предложение о созыве Всемирной конференции по разоружению. Вопреки сопротивлению Китая и некоторых других государств, эта идея была одобрена Генеральной Ассамблеей. 27-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1972) приняла резолюцию, призывающую все государства приложить "усилия в целях создания соответствующих условий" для созыва Всемирной конференции, и учредила специальный комитет для рассмотрения всех вопросов, возникающих в этой связи. На этой же сессии по предложению СССР была принята резолюция, которая содержит торжественное заявление об отказе государств - членов ООН "от применения силы или угрозы ее применения во всех её формах и проявлениях и о запрещении навечно применения ядерного оружия"; резолюция содержит также рекомендацию Совету Безопасности принять "как можно скорее соответствующие меры для полного осуществления настоящего заявления Генеральной Ассамблеи"5. 28-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1973) по предложению СССР приняла резолюцию "О сокращении военных бюджетов государств - постоянных членов Совета Безопасности на 10 процентов и об использовании части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам". Её практическое осуществление явилось бы вкладом в дело разоружения и помощью государствам Азии, Африки и Латинской Америки в подъёме их экономики. 29-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1974) одобрила предложение СССР о запрещении воздействия на природную среду и климат в военных и иных целях, не совместимых с интересами международной безопасности, благосостояния и здоровья людей. В октябре 1973 в Вене по инициативе Советского Союза и других социалистических стран начались переговоры о взаимном сокращении вооружённых сил и вооружений в Центральной Европе.
Надо сказать, особое место
в борьбе за разоружение заняли двусторонние
советско-американские переговоры об
ограничении стратегических вооружений,
начатые в 1969, и ряд соглашений
по отдельным аспектам проблемы разоружения,
которые были заключены между
СССР и США в 1971-74. Важнейшие из
них: Договор об ограничении систем
противоракетной обороны и
В конце 60-х годов международные
отношения в Европе характеризировались
поисками путей различных государств
к ослаблению напряженности. Силовая
политика в условиях военно-политического
паритета оказалась бесперспективной.
В правящих кругах и правительствах
Запада стала пробивать себе дорогу
идея переговоров. Инициатива созыва
совещания европейских
Следует отметить, что в
условиях биполярной модели международных
отношений (Восток - Запад) огромную роль
играли отношения между двумя
сверхдержавами - СССР и США. Американское
вмешательство во Вьетнаме (1965-1974 гг.)
сделало их достаточно напряженными.
По мере ухудшения советско-китайских
отношений СССР был вынужден идти
на сближение с США. Вместе с тем
затянувшаяся война во Вьетнаме была
крайне непопулярна в США, поэтому
американская администрация сделала
все возможное для ее прекращения.
Взаимный интерес стал основой для
улучшения двухсторонних
Здесь следует подробнее остановится на особенностях договора ОСВ-1, и еще одном, на наш взгляд, важном договоре – ПРО. Что касается первого, что в соответствии с ним, стороны обязались: 1) не начинать с 1 июля 1972 года строительство дополнительных стационарных ПУ МБР наземного базирования, 2) не переоборудовать ПУ легких МБР наземного базирования, а также МБР наземного базирования старых типов, развернутых до 1964 года, в ПУ тяжелых МБР наземного базирования типов, развернутых после указанного срока, 3) ограничить ПУ БРПЛ и современные подводные лодки с баллистическими ракетами числом, находящихся в боевом составе и в стадии строительства на дату подписания договора. Таким образом, СССР согласился заморозить количество своих тяжелых МБР в рамках 308 ПУ, а американцы – не наращивать количество своих стратегических морских систем. Срок действия соглашения был ограничен пятью годами с момента обмена ратификационными грамотами о вступлении в силу Договора по ПРО (о ней речь ниже) и письменными уведомлениями о принятии Временного соглашения7.
Стороны также подписали Договор по противоракетной обороне (ПРО, подписан в Москве 26 мая и вступил в силу 3 октября 1972 года), взяв на себя обязательство ограничить развертывание систем ПРО двумя районами – вблизи одной из баз МБР и столицы страны (в пределах 150 км от центра прикрываемого объекта) и ограничив количество ПУ противоракет 200 единицами. Участники договора обязались не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, а также ПУ для пуска более одной противоракеты одновременно и устройства для автоматического перезаряжания ПУ противоракет (ст. V). Не развертывать системы ПРО или их компонентов сверх количества или вне зон, определенных договором, а также систем, запрещенных им (ст. VIII). СССР и США обязались не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные договором (ст. IX).
В 1974 году вновь была затронута тема ПРО и подписан дополнительный Протокол, согласно которому стороны сократили районы размещения этого вида оружия с двух до одного – СССР оставил систему ПРО вокруг Москвы, американцы – вблизи базы МБР Гранд-Форкс (не более 100 противоракет с каждой стороны). СССР и США обязались также не создавать противоракетные системы космического и наземно-мобильного базирования, и не предпринимать усилий по созданию системы ПРО всей страны. В будущем. Договор по ПРО, в отличие от ОСВ-1, носил бессрочный характер, однако содержит положение о праве каждой из сторон выйти из него, если она решит, что связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Успех советско-американских переговоров по ОСВ и ПРО стал наиболее значительным событием того года и положил начало новому политическому процессу в мире – политике разрядки. Льды «холодной войны» начали понемногу таять и во взаимоотношениях двух стран стали проявляться нотки добрососедства, хотя глобальное противоборство продолжало сохраняться и временами даже усиливаться.