Основы международного экологического законодательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:17, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексное изучение зарубежного экологического законодательства .

В рамках достижения данной цели поставлены следующие теоретические и научно-практические задачи:

•проанализировать правовые и гносеологические основы международного законодательства;
•осуществить анализ понятия законодательства об «Охране окружающей среды» экономически развитых стран в уголовном процессе;
•обобщить и проанализировать действующее экологическое законодательство и практику его применения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

Глава I Основы международного экологического законодательств

1.Направление и формы международного сотрудничества……………..4
2.Основные направления международного сотрудничества…………....4
3.Основные источники международного экологического права……......6
4.Основные международные правовые документы………………………9
5.Международные природоохранительные организации……………….12
Глава II Защита экологических прав в европейском сообществе

2.1 Экологическое законодательство стран ЕС……………………………15

2.2 Применение экологических норм права в странах ЕС………………..23

Заключение……………………………………………………………………26

Список источников и литературы…………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Экологическое право.docx

— 78.22 Кб (Скачать документ)

    По  охране Мирового океана

    «Конвенция  о рыболовстве и охране живых  ресурсов моря» (1958 г.).

    «Конвенция  ООН по морскому праву» (1982 г.).

    «Конвенция  по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами» (1984 г.). 

    По  охране воздушного бассейна Земли

    «Конвенция  о предотвращении трансграничного  загрязнения атмосферы на большие  расстояния» (1979 г.).

    «Венская  конвенция по защите озонового слоя» (1985 г.).

    «Монреальский протокол по озоноразрушающим веществам» (1987 г.).

    «Договор  об Антарктиде» (1959 г.) предусматривает свободу научных исследований, запрет военного использования, охрану живых ресурсов. 

    Согласно  «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия», принятой конференцией ЮНЕСКО в 1972 г., заповедники, национальные парки, уникальные природные ландшафты, выдающиеся национальные памятники культуры принимаются на международный учет, оказывается материальная помощь в их содержании и охране.

    «Конвенция  о международной торговле исчезающими  видами дикой флоры и фауны» (1990 г.) провозглашает сохранение животных, пересекающих во время миграций государственные границы, а также редких и исчезающих видов животных и растений предметом заботы международных природоохранных организаций.

    Самая авторитетная Конференция ООН по окружающей среде и развитию (называемая сокращенно Рио-92, или UNSED (United Nations Sastainible Environment and Development), состоявшаяся в Рио-де-Жанейро летом 1992 г. при участии глав государств и правительств 178 стран, подвела итоги 20-летней деятельности по охране окружающей природной среды после Стокгольмской конференции. На ней были приняты «Конвенция по климату», «Конвенция по биологическому разнообразию», «Декларация по окружающей среде и развитию» и «Повестка дня на XXI век».

    XIX Специальная сессия ГА ООН  (1997 г.) подвела итоги пятилетия по достижению целей, поставленных UNSED, подчеркнув, что осуществление «Повестки дня на XXI век» по-прежнему «остается жизненно важным и как никогда насущным».

    Всемирный саммит по устойчивому развитию, «Рио+10», (август–сентябрь 2002 г., Йоханнесбург) рассмотрел выполнение решений UNSED, в частности, по климату. Выступая на саммите, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил, что прогресс в состоянии природной среды за прошедшее десятилетие был крайне незначительным, особенно актуальной стала проблема антропогенного изменения климата. В докладе отмечено, что ущерб от участившихся тропических циклонов, потери земельных ресурсов в результате подъема уровня моря, сокращения запасов рыбы и пресной воды приводят к ежегодным затратам в размере около 304,2 млрд  долл. Наибольших потерь следует ожидать в области энергетики. К 2050 г. водный сектор столкнется с необходимостью тратить дополнительно 47 млрд долл. в год. Защита жилых домов, предприятий, электростанций от наводнений может стоить в среднем 1 млрд долл. в год.

    По  данным доклада, ущерб от потерь экосистем, включая коралловые рифы, материковые  прибрежные линии и мангровые  болота, к 2050 г. может превысить 70 млрд долл. Сельское и лесное хозяйства понесут ущерб до 42 млрд долл. в результате засух, наводнений и пожаров, если уровень выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, превысит вдвое уровень 1990 г. В Европе значительные потери будут связаны с повышением заболеваемости и смертности. Они оцениваются в 21,9 млрд долл.

    Обращаясь к политикам, Кофи Аннан настоятельно просил их содействовать широкомасштабному  внедрению положений Киотского  протокола, что «станет замечательным  событием в канун 10-й годовщины  Конференции в Рио на высшем уровне». 

    1.5 Международные природоохранительные  организации 

    

    Рис.2. Основные международные  природоохранительные организации 

    Разработка  норм международного экологического права  и их реализация осуществляются под  эгидой ООН ее специализированными  учреждениями.

    Главным органом ООН, координирующим работу всех ее подразделений в сфере  охраны окружающей природной среды  и создания благоприятной для  здоровья человека среды обитания, является Экономический и социальный совет – ЭКОСОС (Economic and Social Council of the UN – ECOSOC).

    Образованная  в 1946 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization – UNESCO) занимается вопросами охраны культурного и природного наследия, расширения экологической культуры и экологического образования.

    По  инициативе ЮНЕСКО была образована первая международная неправительственная  природоохранная организация –  Международный союз охраны природы  и природных ресурсов – МСОП (International Union for Conservation and Natural Resources – IUCN). Важнейшей сферой деятельности МСОП является составление Международной Красной книги популяций редких и исчезающих видов и Зеленой книги уникальных и редких природных ландшафтов Земли. 4

    ЮНЕП  определяет направления действий на ближайшую перпективу. Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения). В сессиях ЮНЕП участвуют представители около 100 стран мира. ЮНЕП занимается наиболее острыми проблемами экологического кризиса: опустынивание земель, деградация почвы, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, перфорация озонового слоя Земли, антропогенные изменения климата и др. По данным ЮНЕП, в настоящее время площадь пустынь, созданных человеком, составляет более 900 млн га и около 3,5 млрд га территорий более 100 стран мира подвержены опустыниванию. Более 1 млрд человек проживает в семиаридных регионах, граничащих с пустынями, что в сумме составляет около трети территории суши.

    В рамках ЮНЕП действует Глобальная система  мониторинга окружающей среды –  ГС МОС (Global Environment Monitory System – GEMS) с Международной справочной службой информации по окружающей среде.

    Сфера деятельности Сельскохозяйственной и  продовольственной организации  ООН – ФАО (United Nations Food and Agricultural Organization – UNFAO) – сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы, мониторинг возобновляемых природных ресурсов, составление карты почв мира, международный контроль за качеством продуктов питания.

    Всемирная организация здравоохранения –  ВОЗ (World Health Organization of the UN – WHO) занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой.

    Всемирная метеорологическая организация  ООН – ВМО (World Meteorological Organization of the UN – WMO) изучает степень антропогенного изменения климата планеты в целом и по отдельным регионам.

    Международное агентство по атомной энергии  – МАГАТЕ (International Atomic Energy Agency – IAEA) осуществляет контроль за обеспечением ядерной безопасности и охрану окружающей среды от радиоактивного загрязнения. К государствам, не подчиняющимся требованиям МАГАТЕ, по решению Совета Безопасности ООН могут быть применены политические и экономические санкции (например, эмбарго).

    В мировом сообществе функционирует  множество других структур природоохранного характера, в том числе и неправительственные  организации. Среди них – очень  авторитетный в научном мире американский институт Worldwatch (основан в 1974 г.), ведущий систематические наблюдения за состоянием природной среды на планете, социально-экономическим развитием общества и оповещающий о результатах своих наблюдений политических лидеров, деловые круги, ученых и широкую мировую общественность в журнале World Watch и ежегодниках State of the World, переводимых на многие языки.

    С решением глобальных экологических  проблем связана деятельность национальных и международных общественных организаций, так называемых «зеленых» (самая  известная среди них экологическая  организация Green-peace – «Зеленый мир», главное направление деятельности которой – борьба с радиоактивным загрязнением биосферы).

    В международной природоохранной  деятельности участвуют и международные  финансовые институты, в частности  Международный банк реконструкции  и развития – МБРР (International Bank for Reconstruction and Development – IBRD), Международный валютный фонд – МВФ (International Monetary Fund – IMF) и другие. 

    Глава II Защита экологических прав в законодательстве европейского сообщества 

    2.1 Экологическое законодательство  стран ЕС 

    Право Европейского сообщества является составной органической частью права Европейского Союза или европейского права, самостоятельной специфической правовой системы, сложившейся в результате интеграционных процессов на континенте и существующей наряду с международным правом и национальным правом государств-членов ЕС5.

    Системе права Европейского Союза (европейского права), как и любой системе  права, присуща дифференциация по институтам и отраслям. Одной из ведущих ее отраслей является европейское право  окружающей среды или право окружающей среды ЕС.

    Экологическая политика Европейского сообщества и  право окружающей среды ЕС существуют и развиваются на протяжении последних  тридцати лет. Развитие правового регулирования  этой сферы отношений сегодня  проходит по трем магистральным направлениям:

    –       создание и обеспечение функционирования организационного механизма охраны окружающей среды (нормирование окружающей среды на уровне Сообщества, введение единых правил оценки воздействия на окружающую среду, сбор и обработка экологической информации, а также мониторинг окружающей среды через Европейское агентство по окружающей среде, экологическая сертификация Сообщества, экологический менеджмент и экологический аудит);

    –       создание и развитие экономического механизма охраны окружающей среды (система финансирования экологических мероприятий «LIFE», «зеленые» налоги Сообщества в энергетике, поддержка системы «депозита-возврата» в государствах-членах);

    –       становление механизма защиты экологических прав.

    Последнее является одной из наиболее существенных современных тенденций в развитии экологического законодательства ЕС и  представляется закономерным итогом деятельности Европейского сообщества по улучшению  качества окружающей среды и достижению высокого уровня ее защиты.6

    Само  понятие экологических прав граждан  можно разделить на три широкие  категории. Прежде всего, это права  из области публичного права: право  на судебную защиту от действий экологических  нарушителей, право оспаривать в  суде действия правительства –  locusstandi, а также процедурные права, такие как доступ к информации и право на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды (участие в оценке воздействия на окружающую среду и др.).

    Во-вторых, это права из области частного права: право на судебную защиту при  непосредственном причинении вреда  истцу и право применения положений  ограничительных соглашений. Очевидно, что некоторая путаница между  экологическими правами, происходящими  из частного и публичного права, спровоцировала дебаты о том, в какой степени  природоохранные нормы могут  иметь прямое действие в европейском  праве окружающей среды.

    Третью  категорию составляют права, обычно включаемые в перечень основных прав или в т.н. «стандарт» прав человека, такие как право на благоприятную  окружающую среду или право на информацию об окружающей среде.

    В отличие от приведенной классификации  экологических прав, известной западной юридической науке, в российской науке экологического права предлагается другая классификация экологических  прав граждан, в том числе, и применительно к экологическим правам, гарантируемым в государствах-членах Европейского Союза, выделяются:

    а) фундаментальное экологическое право – право на благоприятную окружающую среду;

    б) иные экологические права, которые  служат одновременно гарантиями реализации и защиты фундаментального экологического права;

    в) смежные экологические права, а  также конституционные и другие права, смежные с экологическими правами.7

    Несомненно, последняя классификация более  удобна для систематизации экологических  прав в государствах-членах ЕС, однако на уровне права Европейского Союза  не совсем приемлема, т.к. законодательство ЕС все еще не содержит основного  экологического права.

    На  современном этапе развития экологической  деятельности и компетенции ЕС, правовую основу осуществления политики Сообщества в области окружающей среды закладывают  положения Договора о Европейском сообществе 1957г. Этому посвящен раздел XIX Договора о ЕС «Окружающая среда», ст.174–176.

    Защита  окружающей среды является одной  из важнейших целей Европейского сообщества. Амстердамский договор 1997г., внесший очередные изменения в содержание учредительного договора Сообщества, закрепил в тексте Договора о ЕС также принцип экологической ориентированности деятельности ЕС (ст.6). Этот принцип подразумевает интеграцию целей (ст.174(1)) и принципов экологической политики ЕС (ст.174(2)) в осуществление других политик Сообщества (сельское хозяйство, транспорт, общий рынок, региональная политика и др.)

Информация о работе Основы международного экологического законодательств