Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:29, реферат
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Изучить и систематизировать теоретические основы идеи правового государства, отследить становление правовой государственности Российской Федерации и отразить объективную картину на современном этапе являются основными задачами данной работы.
Введение………………………………………………………………......………………...3
1. Идея правового государства и ее развитие………………………………………....4-13
2. Основные признаки, факторы и условия становления правового государства…………………………………………………………………………......14-21
3. Практика становления правового государства в России
3.1. Правовые основы новой российской государственности………………….…..22-24
3.2. Этапы становления современного российского государства…………………24-27
3.3. Практика становления правового государства в современной России……....27-30
Заключение ………………………………………………………………………..……....31
Список используемой литературы………...……………………………………………..32
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). [5]
Важнейшими гарантиями основных прав и свобод личности являются институт конституционного контроля, установленный ст. 125 Конституции Российской Федерации, и принцип презумпции невиновности, суть которого в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке.
Эффективность и действенность юридических гарантий зависит прежде всего от зрелости институтов гражданского общества и правового государства, высокого уровня правовой культуры населения и всех звеньев государственного аппарата, качества работы нормотворческих и правоприменительных органов, их должностных лиц.
Взаимная ответственность
государства и личности выражается
в одинаковом юридическом подходе
к ответственности государства
перед личностью и наоборот. Применение
принудительных мер должно соответствовать
не только тяжести совершенного правонарушения,
но и процессуальным требованиям, которые
выступают основными гарантиями
реализации прав государства или
личности.
Равенство прав
личности и государства проявляется
не в материальных действиях, а в
процессуальном порядке осуществления
материальных прав. Нельзя допускать
ситуации, когда формальное юридическое
равенство переходит в
Кроме того, Конституция
РФ (ст. 46) предоставляет возможность
обращения в международные
Факторами и условиями становления правового государства можно считать следующие:
Таким образом, рассмотрев признаки и условия становления правового государства, подробнее рассмотрим этот процесс на примере России.
3. Практика становления правового государства в России
3.1 Правовые основы новой российской государственности
Распад СССР
поставил перед Российской Федерацией,
как и перед другими
В связи с
этим перед руководством страны, общественно-политическими
партиями и движениями, заинтересованными
в демократической и сильной
России, остро встала задача поиска
цивилизованной системы ее государственного
устройства в условиях современных
преобразований. Необходимо было совершить
переход к социально
Политическое
развитие России в первые годы после
распада СССР было связано с конституционным
оформлением российской государственности.
Прежде всего, стали создаваться
президентские структуры –
Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.
В одном государственном
организме сосуществовали и противостояли
друг другу два несовместимых
начала. Новое - президентская власть,
федерализм, принцип разделения и
взаимного ограничения властей,
ответственности перед
Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР 1978 года, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан - основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека.
В связи с
реформированием социально-
Однако принимаемые законодательные акты не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность властных структур перед обществом.
Многие поправки
к Конституции РСФСР, другие законодательные
акты принимались в острой борьбе
двух политических сил — реформаторов
и контрреформаторов, которые в
течение 1992-1993 гг. все более поляризовались.
При этом все сильнее обострялось,
особенно на федеральном уровне, противостояние
между исполнительной властью и
Советами. Тактика постоянного
В целях мирного
разрешения противоречий Президент
и Правительство России искали решения
при помощи Конституционного соглашения,
апрельского референдума 1993 г. о
доверии Президенту и поддержке
народом курса реформ, конституционного
совещания. Хотя большинство участников
апрельского референдума
21 января 1993 г.
Президент РФ Б.Н. Ельцин
Существует два
противоположных взгляда на события
начала октября 1993 г. Противники Президента
Б.Н.Ельцина считают, что Президент
совершил преступление: разогнал законно
избранный Верховный Совет, использовал
в борьбе с ним и другими
силами оппозиции вооруженные
«Черный Октябрь»
окончательно разрушил систему Советов
и Советской власти в России -
вслед за Верховным Советом были
ликвидированы Советы народных депутатов
нижестоящих уровней в
В соответствии с решением Президента Российской Федерации 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу – нижнюю палату двухпалатного Федерального Собрания. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции России, подготовка которого была начата еще летом 1993 г. специально созданным Конституционным совещанием.
Выборы в декабре 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации заложили правовые основы новой российской государственности, явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России.
Для строительства
новой российской государственности,
новой системы государственного
управления важное значение имеют Федеративный
договор, подписанный 31 марта 1992 г., Договор
об общественном согласии весны 1994 г.,
подписание договоров о разграничении
полномочий и предметов ведения
между федеральным центром и
субъектами Российской Федерации, принятие
и реализация гражданского, семейного,
трудового, уголовно-процессуального
кодексов, а также многие другие
федеральные законы и нормативно-правовые
акты, принятые в последующие годы.
3.2. Этапы становления современного российского государства
Исследователи
выделяют различные этапы в становлении
современного российского государства.
Так, О.Смолин выделяет четыре основных
периода в социально-
В.Согрин разделяет современный период российской истории на три завершенных этапа: 1985-1986 гг., 1987-1991 гг., 1991-1999 гг. - и один незавершенный (начался с приходом к власти В.Путина).[8]
В качестве отправной
точки для периодизации становления
современного российского государства
можно выделить 12 июня 1990 г., когда
Первым Съездом народных депутатов
РСФСР была принята Декларация о
государственном суверенитете. Правда,
это была всего лишь декларация,
не имеющая юридических
Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти.
Информация о работе Идея правового государства: история и современность