Крестьянское самоуправление и земское самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть основные принципы организации и функционирования крестьянского самоуправления, которые были предусмотрены Манифестом 19 февраля. Мы не станем подробно останавливаться на подготовке крестьянской реформы. Рассмотрим лишь тот её аспект, который непосредственно относится к нашей теме.

Содержание

Введение 3
Глава I. Дискуссия о крестьянской общине в предреформенные годы. 8
Глава II. Крестьянское самоуправление по реформе 1861 года. 12
1. Изменение правового статуса крестьян. 12
2. Устройство сельских обществ и волостей. 15
3. Крестьянское самоуправление и институт мировых посредников. 20
Глава III. Крестьянское самоуправление и земское самоуправление. Проблема соотношения. 24
Заключение 28
Список источников и литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТОС.docx

— 82.72 Кб (Скачать документ)

 

Причина этого нам видится  в нежелании самодержавия поступиться  своей «монополией» на законодательную  власть. Правительство увидело серьёзную  угрозу в попытках сформировать крестьянское самоуправление на основе принципа всесословности и стремилось всеми силами не допустить крестьянской общины и волости с земским самоуправлением. Именно это заставило власть подчинить крестьянские общества бюрократическому произволу, а выборных лиц превратить в чиновником, подведомственных уездной администрации.

Список источников и литературы

 

 

Источники

 

1. Астырев Н. М. о деятельности сельских должностных лиц // Фёдоров В. А. Падение крепостного права в России. Документы и материалы. Вып. III. Реализация «Положений 19 февраля 1961 года». М., 1968.

 

2. Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. М., 1960.

 

3. Документы по истории  крестьянской общины. 1861-1880. М., 1988.

 

4. «Положение 19 февраля 1961 года» // Фёдоров В. А. Падение  крепостного права в России. Документы  и материалы. Вып. II. «Положение 19 февраля 1961 года» и русское общество. Л., 1967.

 

5. Семёнов-Тянь-Шанский П.  П. Эпоха освобождения крестьян  в России (1857-1861) в воспоминаниях  бывшего члена-эксперта и заведующего  делами Редакционных комиссий, т. III. Пгр., 1915.

 

Литература

 

1. Васильчиков А. О самоуправлении: сравнительный обзор русских  и иностранных земских и общественных  учреждений. СПб., 1872.

 

2. Дружинин Н. М. Русская  деревня на переломе. 1861-1880 гг. М.

 

3. Зайончковский П. А.  Отмена крепостного права в  России. М., 1968.

 

4. Зайончковский П. А.  Проведение в жизнь крестьянской  реформы 1861 г. М., 1958.

 

5. Захарова Л. Т. Самодержавие  и отмена крепостного права  в России. 1856-1861. М., 1984.

 

6. Корнилов А. А. Курс  истории России XIX века. М., 1993.

 

7. Литвак Б. Г. Переворот  1861 года в России: почему не  реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

 

8. Литвак Б. Г. Русская  деревня в реформе 1861 года. М., 1972.

 

9. Тарасюк Д. А. Поземельная  собственность пореформенной России. Источниковедческое исследование  по переписи 1877-1878. М., 1981.

 

10. Шахназаров И. Д. Крестьянская  реформа 1861 года и крестьянство  после освобождения. Л., 1934.

11. Чернуха В. Г. Крестьянский  вопрос в правительственной политике  России (60-70 годы XIX в.). Л., 1972.

 

 

 

 

: Муниципальная социально-экономическая  политика

 

Министерство общего и  профессионального образования

 

 Российской Федерации 

 

 Санкт-Петербургская государственная  инженерно-экономическая академия

 

 Институт региональной  экономики и управления

 

 Кафедра экономики  и менеджмента в городском  хозяйстве

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине «Муниципальный  менеджмент»

 

 Выполнила: студентка  III курса,

 

 группы 761, Машакова Т.А.

 

 Проверил: к.э.н., ст. преп. Филиппова Т.Ю.

 

 Санкт-Петербург 

 

1999

 

 Оглавление 

 

 Введение………………………………………………………………………3

 

 Глава I. Местное самоуправление: сущность, цели и задачи……………...4

 

 Глава II. Опыт развития  местного самоуправления в России 

 

 и современное состояние…………………………………………………….10

 

 Глава III. Сущность и  содержание муниципальной

 

 социально-экономической  политики………………………………………24

 

 Прогноз средней продолжительности  жизни в г. Новгороде

 

 на основе выравнивания  динамических рядов……………………………..38

 

 Заключение…………………………………………………………………...40

 

 Список использованной  литературы………………………………………..42

 

 Введение

 

 Кризисная ситуация, сложившаяся  в экономике России, сопровождается

 серьёзным обострением  проблем и противоречий в национальной,

 политической и социальной  сферах общественной жизни, которые,  в свою

 очередь, сдерживают  развитие Российской Федерации  и разрушают её

 государственность. В  этих условиях важнейшим фактором  стабилизации

 выступают использование  потенциала самоорганизации и  самоуправления

 населения для улучшения  условий жизнедеятельности и  сохранения

 Российского государства.  Самоуправление, являясь средством  вовлечения

 каждого индивида в  социально-экономическое регулирование  посредством

 целеполагания и самоорганизации  субъектов хозяйствования и населения,

 позволяет учитывать,  координировать и реализовывать  многообразие их

 интересов, удовлетворять  социально-культурные и социально-бытовые

 потребности за счёт  средств и ресурсов хозяйствующих  субъектов и

 населения, территориальных  образований, а также государства. 

 

 Местное самоуправление, повышая активность населения  в решении важных

 проблем жизнедеятельности,  способно придать развитию общества

 дополнительные внутренние  стимулы самодвижения, ускорения

 социально-экономического  и научно-технического прогресса.  Определение

 методов и условий  эффективной организации местного  самоуправления в

 интересах преодоления кризиса, стабилизации и повышения качества жизни

 различных слоев населения  на основе стимулирования внедрения

 перспективных нововведений, организационных и информационных  технологий

 требует углубленного  анализа, развития теории самоуправления  как с точки

 зрения выявления экономической  сущности и построения современной

 концепции местного  самоуправления, так и с точки  зрения функциональных

 особенностей её реализации.

 

 Глава I. Местное самоуправление: сущность, цели и задачи

 

 Одним из условий  успешного осуществления демократических  преобразований

 в современной России  является местное самоуправление. Его развитие имеет

 не только большое  политическое, но также социальное  и экономическое

 значение. Оценивая состояние  местного самоуправления в России, можно

 сказать, что в настоящее  время оно находится на начальном  пути своего

 развития.

 

 Местное самоуправление  согласно федеральному закону  «Об общих принципах

 организации местного  самоуправления в Российской  Федерации»

 осуществляется на  всей территории Российской Федерации  в городских,

 сельских поселениях и на иных территориях. Закон предусматривает

 ограничение прав граждан  на местное самоуправление на отдельных

 территориях в целях обеспечения обороноспособности страны, безопасности

 государства и защиты  конституционного строя. Численность  поселения не

 может служить препятствием  в осуществлении права граждан  на местное

 самоуправление.

 

 Местное самоуправление  представляет собой многостороннюю  деятельность

 местного сообщества  по решению собственных и других  стоящих перед ним

 задач на основе  принципов самоорганизации, самофинансирования,

 самоответственности с целью улучшения качества жизни населения

 соответствующей территории  и увеличения ее вклада в  развитие всего

 общества. Основными элементами  улучшения этого качества являются:

 повышение уровня жизни;  изменение образа жизни в лучшую  сторону;

 улучшение здоровья  населения и увеличение продолжительности  жизни людей.

 

 Система местных органов  самоуправления всегда тесно  связана с

 административно-территориальным  делением государства. Оно не  может

 противопоставляться  центральной власти, суверенитет  которой

 распространяется на  всю территорию государства.

 

 Главная цель создания  системы местного самоуправления  – улучшение

 качества жизни местного  сообщества и увеличение его  вклада в развитие

 всей страны. Повышение  эффективности функционирования  всех предприятий и

 объектов – основа  увеличения бюджетных и внебюджетных  доходов местного

 сообщества.

 

 Местное самоуправление  нацелено на решение вопросов  местного значения.

 Отдельные местности  имеют свои особенные нужды,  которые лучше всего

 удовлетворяются местным  самоуправлением. Однако это не  означает, что

 органы территориального  самоуправления могут игнорировать  задачи,

 имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует

 осуществлять только  в соответствии с законом и  при обязательной передаче

 органам местного самоуправления  необходимых материальных и финансовых

 ресурсов. Местные интересы  находятся в тесной связи с  общими.

 Самоуправление должно  согласовываться с деятельностью  центральных

 органов.

 

 Так как местное  самоуправление базируется на  основе принципов

 самоответственности, то этот термин следует понимать как управление

 населением соответствующей  территории своими делами и  под свою

 ответственность. К  предметам ведения местного самоуправления  отнесен

 широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование  и распоряжение

 муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение

 и использование местного  бюджета; организация, содержание  и развитие

 муниципальных учреждений  дошкольного, основного общего  и

 профессионального образования,  учреждений здравоохранения, энерго-,

 газо-, тепло-, водоснабжения  и канализация. Муниципальным  образованием

 должны обеспечиваться  экономическая и финансовая самостоятельность.

 

 Методы, применяемые в  местном самоуправлении:

 

 Экономические;

 

 Организационно-распорядительные;

 

 Социально-психологические.

 

 Наибольший эффект  может быть достигнут только  при их сочетании, так как

 они тесно взаимосвязаны.

 

 Местное самоуправление  обладает определенными признаками, среди которых

 можно отметить следующие:

 

 Наличие у муниципального  образования собственности и  автономного

 бюджета;

 

 Существование и реальное  функционирование местных представительных

 органов;

 

 Отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного  органа

 власти вышестоящему;

 

 Соблюдение принципа  невмешательства центральной власти  в решение

 вопросов, относящихся  к ведению местного самоуправления;

 

 Реальная возможность  участия всего населения соответствующей  территории

 в процессе выработки  и принятия решений по всем  основным вопросам

 местного значения;

 

 Выборность всего состава  местных органов власти на широкой

 демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность  перед

 избирателями, осуществление  контроля над аппаратом управления;

 

 Свобода и ответственность  местных органов самоуправления  в рамках своей

 компетенции при имеющихся  ресурсах;

 

 Гарантия социальной  защиты населения, образующего  местное сообщество,

 особенно при проведении  крупномасштабных преобразований.

 

 Положительные стороны  местного самоуправления:

 

 Местное сообщество  получает полную свободу решения  всех социальных,

 экономических, политических  и других вопросов местного  значения исходя

 из интересов населения  соответствующего муниципального  образования и

 особенностей его развития;

 

 Местное сообщество  приобретает реальное право самостоятельно  владеть,

 пользоваться и распоряжаться  муниципальной собственностью, определять

 целесообразность, направления,  условия и сроки ее приватизации  и

 муниципализации на  местах;

 

 Расширяется бюджетная  самостоятельность, которая гарантируется

 федеральным законом.  Органы местного самоуправления  формируют,

 утверждают и исполняют  местный бюджет;

 

 Местное самоуправление  предусматривает гарантии и обеспечение

 минимальных государственных  социальных стандартов по основным

 показателям уровня  качества жизни;

 

 Создаются благоприятные  условия для развития народовластия.  Население,

 образующее местное  сообщество, приобретает полную  свободу в выборе и

 использовании разнообразных форм непосредственной демократии (местных

 сходов, собраний, конференций,  референдумов жителей и т.д.). Население

 получает закрепленное федеральным законом и уставом местного сообщества

 право на проявление  правотворческой инициативы по  всем вопросам местного

 значения. Это способствует  развитию собственной правовой  базы

 муниципальных образований  в сочетании и в соответствии  с федеральной

 правовой базой. Проекты  местных нормативно-правовых актов,  внесенные

 населением в органы  самоуправления, подлежат обязательному  рассмотрению

 в открытом заседании  с участием представителей населения,  а результаты

 рассмотрения – обнародованию  для всеобщего сведения.

Информация о работе Крестьянское самоуправление и земское самоуправление