Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть основные принципы организации и функционирования крестьянского самоуправления, которые были предусмотрены Манифестом 19 февраля. Мы не станем подробно останавливаться на подготовке крестьянской реформы. Рассмотрим лишь тот её аспект, который непосредственно относится к нашей теме.
Введение 3
Глава I. Дискуссия о крестьянской общине в предреформенные годы. 8
Глава II. Крестьянское самоуправление по реформе 1861 года. 12
1. Изменение правового статуса крестьян. 12
2. Устройство сельских обществ и волостей. 15
3. Крестьянское самоуправление и институт мировых посредников. 20
Глава III. Крестьянское самоуправление и земское самоуправление. Проблема соотношения. 24
Заключение 28
Список источников и литературы 30
Местное самоуправление – это противовес всесилию и злоупотреблению
центральных государственных структур. Реальное участие в местном
самоуправлении предоставляет населению возможность для получения
политического образования. Общие задачи, совместная деятельность людей,
их общая ответственность
положительно влияют на
Противники развития
местного самоуправления в
конечном счете оно приведет к дезинтеграции, расколу общества и
ущемлению национальных
интересов. Однако такие
существования местного самоуправления в странах с развитой рыночной
экономикой, где не наблюдается таких негативных последствий.
Местное самоуправление
допустимо лишь при
Гарантируется соблюдение общегосударственных интересов;
Обеспечиваются
государства;
Сохраняется единое экономическое пространство, не разграниченное
таможенными, финансовыми
и иными барьерами, что
перемещению товаров и услуг на всей территории страны.
Появление таких негативных явлений, как преобладание в условиях местного
самоуправления частных интересов над общими и интересов местного
сообщества над
социально-экономических связей, возникновение трудностей в разработке и
практической реализации
крупномасштабных и
программ в связи
с ограниченностью средств
сообществ и многие другие может быть исключено при правильной
организации местного самоуправления.
К числу задач, решаемых
с помощью местного
следующие:
Выявление социальных
целей, приоритетов и
данной территории населения;
Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых
ресурсах;
Укрепление финансово-
Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех
расположенных на территории
предприятий и организаций,
форм собственности
и ведомственной
Обеспечение многообразия
форм участия населения в
вопросов социально-
Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов;
Повышение инвестиционной привлекательности территории.
В настоящее время в России существует множество причин, доказывающих
необходимость развития местного самоуправления. Среди основных причин
можно выделить следующие:
Потребность в демократизации всех сфер жизни российского общества,
общегосударственной
и региональной
в разумных пределах
власти и ресурсов между
территориальными (региональными) структурами и
административно-
сообществ;
Ориентация местных сообществ на самопомощь, повышение деловой активности
всего дееспособного
населения соответствующих
Необходимость
региональных, местных территориальных образований и соответствующих им
органов власти, правильного
распределения между ними
ответственности;
Потребность в улучшении качества жизни большей части населения всех
территориальных образования.
Развитие местного
самоуправления в городах
очень сложная задача. Ее решение возможно только при наличии прочного
научного фундамента. Сегодня, к сожалению, уровень научного обеспечения
местного самоуправления очень низкий.
Несмотря на существенные различия, имеющиеся в самоуправлении различных
типов и видов городов,
есть много общих проблем,
решать на единой научной базе.
Глава II. Опыт развития
местного самоуправления в
и его современное состояние
Институты самоуправления в допетровской Руси. Местное самоуправление и
управление в России имеет свои особенности на различных этапах ее
истории. В русских городах X-XII в.в. широкое распространение получило
вече как высшая власть, наделявшая полномочиями главных должностных лиц.
Деятельность древнерусского
веча обычно сводилась к
князя, к разработке законодательства, решению вопросов войны и мира. В
Новгороде в период расцвета самоуправления к этому прибавилось избрание
и смещение посадников, тысяцких и владык, назначение воевод в городе и в
провинции, контроль за деятельностью должностных лиц, внешние сношения,
торговые соглашения с Западом, пожалование земель, установление торговых
правил и льгот, установление
повинностей населения и
отбыванием, контроль
за судебными сроками и
исключительных случаях непосредственное разбирательство дел. Созывали
вече князь, посадник, тысяцкий, владыка или рядовые граждане по своей
инициативе. В Новгородской республике были представлены три элемента –
демократический, аристократический и в некоторой мере монархический в
лице приглашаемого со стороны князя с сильно ограниченными полномочиями.
Все органы управления (посадники, тысяцкие, владыки, боярский совет)
черпали полномочия в вечевом решении, обращались к вечу за утверждением
важнейших дел и в любой момент могли быть отстранены от власти волей
веча. «Ни в одной другой русской земле жители не чувствовали себя столь
политически активны, как в Новгороде и отделившихся от него Пскове и
Вятке» [2].
История местного управления в России ХV – 1-й половины XVII в.
подразделяются на три эпохи:
Эпоха «кормлений»
– управление через
волостелей ( в волостях) – до 1-й половины XVI в.;
Земское и губное управление (самоуправление) – 2-я половина XVI – начало
XVII в.;
Приказно-воеводное управление в сочетании с самоуправлением (XVII в.).
Наместник, являясь
представителем верховной
одновременно и судебные полномочия. Главное назначение наместников и
волостелей состояло
в том, чтобы осуществлять
государством. Внутреннее управление, как правило, осуществляли выборные
сотские и старосты.
Кормленщики не только
взимания податей, но и подрывали влияние верховной власти, не проводя в
жизнь ее установки. Уже в конце XV в. судебные полномочия кормленщиков
начинают постепенно ограничиваться.
При Иване IV правительство делает следующий, важный и решительный шаг в
деле реформы местного управления и суда. Наместники и волостели были
заменены выборными земскими властями, старостами и земскими судьями,
которым поручались суд по всем делам. Вместо «кормов» и пошлин они
должны были платить денежный «оброк» в царскую казну. Правительство
назначало для каждого
округа лишь общую сумму
а затем посадские
и крестьяне должны были
собой в соответствии с имущественным цензом.
После смерти Ивана
IV происходит поворот к приказно-
управлению. Время, следовавшее непосредственно за Смутой, наполненное
борьбой с внешними
и внутренними врагами,
правительственной власти на местах, и воеводы, которые прежде были
преимущественно в пограничных областях, в XVII в. поселяются в остальных
городах. Они сосредотачивают в своих руках всю власть, военную и
гражданскую, действуя по «наказам» (инструкциям) московских приказов.
Земские учреждения
в посадах и волостях
свою самостоятельность и превращаются в подчиненные, вспомогательные и
исполнительные органы
приказного воеводского
вторая половина XVII в.
явилась временем упадка
растущей бюрократизации
в центральном и местном
государства.
Развитие институтов самоуправления в России XVIII – 1-й половине XIX в.
Вступление России
в эпоху абсолютизма
групп населения в четыре сословия: дворянство, крестьяне, духовенство и
городское население. Деление общества на сословия определяло наряду с
общегосударственным
централизованным управлением
сословного управления,
в сферу которого входили
ведения местного хозяйства.
В 1699 году городам
было предоставлено право
которые составляли ратушу, в которой поочередно председательствовали,
занимались судейскими вопросами и собирали подати и доходы с
торгово-промышленных обывателей. К концу царствования Петра I ратуши
были преобразованы в магистраты. В 1720 году Сенату было предписано
учредить образцовый магистрат в Петербурге, который должен был устроить
магистраты в областных
городах и руководить ими.
городское хозяйство,
должны были заботиться о
промышленности, о благоустройстве городов и решали не только
гражданские, но и уголовные дела подчиненных им городских обывателей.
Согласно указу 1702 года в каждом уезде при воеводах создавались
дворянские советы из двух-четырех дворян. Эти советы комплектовались
путем выборов и должны были управлять уездом наряду с воеводами.
В сельских общинах
помещичьих крестьян
крестьян-хозяев (мир), которые обсуждали общие проблемы, однако старосты
назначались помещиками. Существовали также собрания нескольких поселков
и деревень, составлявших волость. Волостной голова и писарь выбирались
обществом из всех деревень сроком на 2 года. В обязанности органов
сельского управления входило: охрана безопасности, взимание податей и
сборов, разбирательство
маловажных ссор и исков,
сиротами. Вместе с тем на сельское управление огромное влияние оказывали
воеводы и губернаторы.
Петр I провел новое
административное деление
Россия была разделена на 10 губерний. Во главе губерний стояли
губернаторы, назначаемые царем. В их ведении было гражданское управление
губерний, командование войсками, полицейские и некоторые судебные
функции. Губернии делились
на провинции, которыми
провинции – на дистрикты,
где управляли земские
При Екатерине II была проведена губернская реформа 1775 года. К концу ее
царствования в Европейской части России было учреждено 50 губерний,
каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс.
человек. И в губерниях, и в уездах имелись три ряда учреждений: общая
администрация, финансовое управление и судебные учреждения (отдельно для
дворян, городских обывателей и казенных крестьян). Во главе губерний
ставились наместники,
генерал-губернаторы или
верховной властью
и обладавшие широкими
В помощь губернатору
в качестве совещательного
губернское правление,
включавшее двух губернских
прокурора и руководителей
важнейших губернских
уездного управления стоял земский исправник, или капитан.
В 1785 году была издана
«жалованная грамота
предоставляла дворянству целый ряд прав и преимуществ. Дворянские
собрания избирали
губернских и уездных
право делать представления правительству о своих пользах и нуждах.
Однако их деятельность
подвергалась тщательному
губернаторов.
Одновременно с жалованной
грамотой дворянству была
права и выгоды городам Российской Империи», содержавшая в себе новое
«городовое положение». Все население городов разделялось на шесть
разрядов: 1). «настоящие городские обыватели» (владельцы недвижимых
имуществ); 2). купцы трех гильдий; 3). ремесленники; 4). иногородние и
Информация о работе Крестьянское самоуправление и земское самоуправление