Крестьянское самоуправление и земское самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть основные принципы организации и функционирования крестьянского самоуправления, которые были предусмотрены Манифестом 19 февраля. Мы не станем подробно останавливаться на подготовке крестьянской реформы. Рассмотрим лишь тот её аспект, который непосредственно относится к нашей теме.

Содержание

Введение 3
Глава I. Дискуссия о крестьянской общине в предреформенные годы. 8
Глава II. Крестьянское самоуправление по реформе 1861 года. 12
1. Изменение правового статуса крестьян. 12
2. Устройство сельских обществ и волостей. 15
3. Крестьянское самоуправление и институт мировых посредников. 20
Глава III. Крестьянское самоуправление и земское самоуправление. Проблема соотношения. 24
Заключение 28
Список источников и литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТОС.docx

— 82.72 Кб (Скачать документ)

 

 Местное самоуправление  – это противовес всесилию  и злоупотреблению

 центральных государственных  структур. Реальное участие в  местном

 самоуправлении предоставляет населению возможность для получения

 политического образования.  Общие задачи, совместная деятельность  людей,

 их общая ответственность  положительно влияют на развитие  демократии.

 

 Противники развития  местного самоуправления в России  утверждают, что в

 конечном счете оно приведет к дезинтеграции, расколу общества и

 ущемлению национальных  интересов. Однако такие мнения  противоречат опыту

 существования местного  самоуправления в странах с  развитой рыночной

 экономикой, где не  наблюдается таких негативных  последствий.

 

 Местное самоуправление  допустимо лишь при определенных  условиях:

 

 Гарантируется соблюдение  общегосударственных интересов;

 

 Обеспечиваются территориальная  целостность, суверенитет и безопасность

 государства;

 

 Сохраняется единое  экономическое пространство, не  разграниченное

 таможенными, финансовыми  и иными барьерами, что способствует  свободному

 перемещению товаров  и услуг на всей территории  страны.

 

 Появление таких негативных  явлений, как преобладание в  условиях местного

 самоуправления частных  интересов над общими и интересов местного

 сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных

 социально-экономических  связей, возникновение трудностей  в разработке и

 практической реализации  крупномасштабных и дорогостоящих  проектов и

 программ в связи  с ограниченностью средств отдельно  существующих местных

 сообществ и многие  другие может быть исключено  при правильной

 организации местного  самоуправления.

 

 К числу задач, решаемых  с помощью местного самоуправления, относятся

 следующие:

 

 Выявление социальных  целей, приоритетов и потребностей  проживающего на

 данной территории  населения;

 

 Определение потребности  территории в трудовых, материальных и финансовых

 ресурсах;

 

 Укрепление финансово-хозяйственной  базы местных сообществ;

 

 Создание необходимых  условий для высокоэффективной  деятельности всех

 расположенных на территории  предприятий и организаций, независимо  от

 форм собственности  и ведомственной принадлежности;

 

 Обеспечение многообразия  форм участия населения в решении  местных

 вопросов социально-экономического  развития;

 

 Формирование новых  устойчивых источников доходов  местных бюджетов;

 

 Повышение инвестиционной  привлекательности территории.

 

 В настоящее время  в России существует множество  причин, доказывающих

 необходимость развития  местного самоуправления. Среди  основных причин

 можно выделить следующие:

 

 Потребность в демократизации  всех сфер жизни российского  общества,

 общегосударственной  и региональной децентрализации  с перераспределением

 в разумных пределах  власти и ресурсов между федеральной,  промежуточными

 территориальными (региональными)  структурами и

 административно-территориальными  образованиями в пользу местных

 сообществ;

 

 Ориентация местных  сообществ на самопомощь, повышение  деловой активности

 всего дееспособного  населения соответствующих территорий;

 

 Необходимость сбалансирования  интересов и отношений федеральных,

 региональных, местных  территориальных образований и  соответствующих им

 органов власти, правильного  распределения между ними полномочий  и

 ответственности;

 

 Потребность в улучшении  качества жизни большей части  населения всех

 территориальных образования.

 

 Развитие местного  самоуправления в городах России  не только важная, но и

 очень сложная задача. Ее решение возможно только  при наличии прочного

 научного фундамента. Сегодня, к сожалению, уровень  научного обеспечения

 местного самоуправления  очень низкий.

 

 Несмотря на существенные  различия, имеющиеся в самоуправлении  различных

 типов и видов городов,  есть много общих проблем, которые  необходимо

 решать на единой  научной базе.

 

 Глава II. Опыт развития  местного самоуправления в России 

 

 и его современное  состояние

 

 Институты самоуправления  в допетровской Руси. Местное  самоуправление и

 управление в России  имеет свои особенности на  различных этапах ее

 истории. В русских  городах X-XII в.в. широкое распространение получило

 вече как высшая  власть, наделявшая полномочиями  главных должностных лиц.

 Деятельность древнерусского  веча обычно сводилась к призванию  со стороны

 князя, к разработке  законодательства, решению вопросов  войны и мира. В

 Новгороде в период расцвета самоуправления к этому прибавилось избрание

 и смещение посадников, тысяцких и владык, назначение  воевод в городе и в

 провинции, контроль за деятельностью должностных лиц, внешние сношения,

 торговые соглашения  с Западом, пожалование земель, установление торговых

 правил и льгот, установление  повинностей населения и контроль  за их

 отбыванием, контроль  за судебными сроками и исполнением  решений и в

 исключительных случаях непосредственное разбирательство дел. Созывали

 вече князь, посадник, тысяцкий, владыка или рядовые  граждане по своей

 инициативе. В Новгородской  республике были представлены  три элемента –

 демократический, аристократический и в некоторой мере монархический в

 лице приглашаемого со стороны князя с сильно ограниченными полномочиями.

 Все органы управления (посадники, тысяцкие, владыки, боярский  совет)

 черпали полномочия  в вечевом решении, обращались  к вечу за утверждением

 важнейших дел и в любой момент могли быть отстранены от власти волей

 веча. «Ни в одной  другой русской земле жители  не чувствовали себя столь

 политически активны, как в Новгороде и отделившихся от него Пскове и

 Вятке» [2].

 

 История местного управления  в России ХV – 1-й половины XVII в.

 подразделяются на  три эпохи:

 

 Эпоха «кормлений»  – управление через наместников  (в городах) и

 волостелей ( в волостях) – до 1-й половины XVI в.;

 

 Земское и губное  управление (самоуправление) – 2-я  половина XVI – начало

XVII в.;

 

 Приказно-воеводное управление в сочетании с самоуправлением (XVII в.).

 

 Наместник, являясь  представителем верховной власти, осуществлял

 одновременно и судебные  полномочия. Главное назначение  наместников и

 волостелей состояло  в том, чтобы осуществлять связь  населения с

 государством. Внутреннее  управление, как правило, осуществляли  выборные

 сотские и старосты. Кормленщики не только значительно  превышали «нормы»

 взимания податей, но  и подрывали влияние верховной  власти, не проводя в

 жизнь ее установки.  Уже в конце XV в. судебные  полномочия кормленщиков

 начинают постепенно  ограничиваться.

 

 При Иване IV правительство  делает следующий, важный и  решительный шаг в

 деле реформы местного управления и суда. Наместники и волостели были

 заменены выборными земскими властями, старостами и земскими судьями,

 которым поручались  суд по всем делам. Вместо  «кормов» и пошлин они

 должны были платить  денежный «оброк» в царскую  казну. Правительство

 назначало для каждого  округа лишь общую сумму подлежащего  уплате оброка,

 а затем посадские  и крестьяне должны были разделять  этот оброк между

 собой в соответствии  с имущественным цензом.

 

 После смерти Ивана  IV происходит поворот к приказно-воеводскому

 управлению. Время, следовавшее  непосредственно за Смутой, наполненное

 борьбой с внешними  и внутренними врагами, требовало  сильной

 правительственной власти  на местах, и воеводы, которые  прежде были

 преимущественно в  пограничных областях, в XVII в.  поселяются в остальных

 городах. Они сосредотачивают в своих руках всю власть, военную и

 гражданскую, действуя по «наказам» (инструкциям) московских приказов.

 Земские учреждения  в посадах и волостях сохраняются,  но все более теряют

 свою самостоятельность  и превращаются в подчиненные,  вспомогательные и

 исполнительные органы  приказного воеводского управления. Таким образом,

 вторая половина XVII в.  явилась временем упадка земского  начала и

 растущей бюрократизации  в центральном и местном управлении  Московского

 государства.

 

 Развитие институтов  самоуправления в России XVIII –  1-й половине XIX в.

 Вступление России  в эпоху абсолютизма сопровождалось  делением различных

 групп населения в  четыре сословия: дворянство, крестьяне,  духовенство и

 городское население.  Деление общества на сословия  определяло наряду с

 общегосударственным  централизованным управлением наличие  и особого

 сословного управления, в сферу которого входили некоторые  аспекты

 ведения местного хозяйства.

 

 В 1699 году городам  было предоставлено право выбирать своих бурмистров,

 которые составляли ратушу, в которой поочередно председательствовали,

 занимались судейскими  вопросами и собирали подати  и доходы с

 торгово-промышленных  обывателей. К концу царствования  Петра I ратуши

 были преобразованы  в магистраты. В 1720 году Сенату  было предписано

 учредить образцовый  магистрат в Петербурге, который  должен был устроить

 магистраты в областных  городах и руководить ими. Магистраты  вели

 городское хозяйство,  должны были заботиться о развитии  торговли и

 промышленности, о благоустройстве  городов и решали не только

 гражданские, но и  уголовные дела подчиненных им  городских обывателей.

 

 Согласно указу 1702 года  в каждом уезде при воеводах  создавались

 дворянские советы  из двух-четырех дворян. Эти советы  комплектовались

 путем выборов и  должны были управлять уездом  наряду с воеводами.

 

 В сельских общинах  помещичьих крестьян действовали  общие собрания

 крестьян-хозяев (мир), которые  обсуждали общие проблемы, однако  старосты

 назначались помещиками. Существовали также собрания  нескольких поселков

 и деревень, составлявших  волость. Волостной голова и  писарь выбирались

 обществом из всех  деревень сроком на 2 года. В обязанности  органов

 сельского управления  входило: охрана безопасности, взимание  податей и

 сборов, разбирательство  маловажных ссор и исков, опека  над вдовами и

 сиротами. Вместе с  тем на сельское управление  огромное влияние оказывали

 воеводы и губернаторы.

 

 Петр I провел новое  административное деление страны, в результате чего

 Россия была разделена  на 10 губерний. Во главе губерний  стояли

 губернаторы, назначаемые  царем. В их ведении было  гражданское управление

 губерний, командование  войсками, полицейские и некоторые  судебные

 функции. Губернии делились  на провинции, которыми управляли  воеводы, а

 провинции – на дистрикты,  где управляли земские комиссары. 

 

 При Екатерине II была  проведена губернская реформа  1775 года. К концу ее

 царствования в Европейской  части России было учреждено  50 губерний,

 каждая губерния делилась  на уезды с числом жителей  от 20 до 30 тыс.

 человек. И в губерниях,  и в уездах имелись три ряда  учреждений: общая

 администрация, финансовое управление и судебные учреждения (отдельно для

 дворян, городских обывателей  и казенных крестьян). Во главе  губерний

 ставились наместники, генерал-губернаторы или губернаторы,  назначавшиеся

 верховной властью  и обладавшие широкими полномочиями  в сфере управления.

 В помощь губернатору  в качестве совещательного органа  учреждалось

 губернское правление,  включавшее двух губернских советников, губернского

 прокурора и руководителей  важнейших губернских учреждений. Во главе

 уездного управления  стоял земский исправник, или  капитан. 

 

 В 1785 году была издана  «жалованная грамота дворянству»,  которая

 предоставляла дворянству  целый ряд прав и преимуществ.  Дворянские

 собрания избирали  губернских и уездных предводителей  дворянства, имели

 право делать представления  правительству о своих пользах  и нуждах.

 Однако их деятельность  подвергалась тщательному контролю  со стороны

 губернаторов.

 

 Одновременно с жалованной  грамотой дворянству была издана  «Грамота на

 права и выгоды городам  Российской Империи», содержавшая в себе новое

 «городовое положение». Все население городов разделялось на шесть

 разрядов: 1). «настоящие городские обыватели» (владельцы недвижимых

 имуществ); 2). купцы трех гильдий; 3). ремесленники; 4). иногородние и

Информация о работе Крестьянское самоуправление и земское самоуправление