Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть основные принципы организации и функционирования крестьянского самоуправления, которые были предусмотрены Манифестом 19 февраля. Мы не станем подробно останавливаться на подготовке крестьянской реформы. Рассмотрим лишь тот её аспект, который непосредственно относится к нашей теме.
Введение 3
Глава I. Дискуссия о крестьянской общине в предреформенные годы. 8
Глава II. Крестьянское самоуправление по реформе 1861 года. 12
1. Изменение правового статуса крестьян. 12
2. Устройство сельских обществ и волостей. 15
3. Крестьянское самоуправление и институт мировых посредников. 20
Глава III. Крестьянское самоуправление и земское самоуправление. Проблема соотношения. 24
Заключение 28
Список источников и литературы 30
иностранные гости; 5). «именитые граждане» (люди с высшим образованием и
крупные собственники); 6). «посадские», жившие промыслами или работой.
Органом городского
общества являлось Собрание
состав которого входили только те, кто обладал высоким имущественным
цензом. Собиралось оно один раз в три года и избирало из своей среды
общую городскую думу,
состоявшую из городского
избиравшихся раздельно шестью разрядами городских обывателей. Ее
постоянным исполнительным органом являлась шести гласная дума (по одному
представителю от каждого разряда), собиравшаяся не реже одного раза в
неделю. В ведение этой думы входило решение ряда вопросов городского
управления, за исключением сословного суда и надзора за сбором
государственных податей.
Компетенция думы была
недостаточно точно определенной, реальная власть в городах находилась в
руках городничих, полиции и местных чиновников, назначаемых
губернаторами. При Павле I городские думы были упразднены.
При Николае I в законе 1838 года получили регламентацию органы
крестьянского самоуправления.
В каждом большом селении
сельские общества. Их органами управления являлись сельский сход,
сельское начальство (старшины, сотские, десятские, сборщики податей) и
сельская расправа (первая инстанция сельского суда). В каждой волости,
составленной из сельских обществ, учреждались волостной сход, волостное
правление и волостная расправа (вторая инстанция сельского суда). В
правление входили
волостной голова и два
хозяйственным делам.
В задачу крестьянского
входило «народоисчисление», контроль за делами веры, охрана
общественного порядка, паспортный контроль, противопожарные мероприятия,
управление хозяйством сельских общин, сбор податей и выполнение
повинностей. Работа
крестьянских органов
казны, громоздким
возлагалось на тех же крестьян. Закон 1838 года не влиял на положение
помещичьих крестьян. Помещик как собственник земли и крестьян выполнял
полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения.
Организация местного
самоуправления после
года. До эпохи Александра II все органы самоуправления в императорской
России носили сословный характер. После освобождения крестьян появилась
потребность в создании
всесословных органов для
делами, и эти органы были созданы «Положением о губернских и уездных
земских учреждениях», изданным 1 января 1864 года. Согласно этому
положению, органами земского самоуправления в уездах выступали «уездные
земские собрания»,
состоявшие из «земских
года тремя куриями избирателей: 1). Местными землевладельцами; 2).
Крестьянскими обществами и 3). Городскими избирателями (владельцами
недвижимости).
Уездное земское собрание (заседавшее под председательством уездного
предводителя дворянства) избирало из своей среды, в качестве своего
исполнительного органа, уездную управу, а также губернских земских
гласных, составлявших губернское земское собрание. Последнее избирало
губернскую земскую управу в составе председателя и шести членов
(председателя утверждал министр внутренних дел). Собирались собрания 1
раз в год на срок до 10 дней – уездные и до 20 дней – губернские. Решали
вопросы, связанные с бюджетом, формированием управ и заслушиванием их
отчетов. Земские гласные работали безвозмездно, члены управ получали
жалование.
К компетенции земских учреждений относились: назначение денежных сборов
на местные нужды,
заведование земским
устройство и поддержание
местных путей сообщения;
продовольствия, содействие в развитии местной торговли и промышленности,
благотворительность,
содействие в строительстве
здравоохранение; содействие военным и гражданским властям в их местных
мероприятиях; предоставление правительству сведений и ходатайств о
местных пользах и нуждах.
Положение 1864 г. не включало земские учреждения в общую систему
государственных учреждений страны, что снимало с бюджета существенное
бремя. Служба в них бала отнесена к общественным обязанностям.
Должностные лица земских управ (председатель и члены) не пользовались
правами государственной службы. Земские собрания и управы не располагали
собственной реальной властью, которая позволяла бы им строго следить за
исполнением в уезде
и губернии принятых
кем-либо возложенных на него обязанностей земства могли требовать от
местной полиции применения
принудительных мер либо
через суд.
Министр внутренних дел лично осуществлял высший контроль за органами
местного самоуправления в масштабах страны; в губернии реализация этой
функции возлагалась
на губернатора. Начальник
утверждали в должности
соответственно председателей
земских управ. Министерство
устанавливало правила о
земских собраниях. Ряд постановлений земских собраний не мог быть
приведен в действие без утверждения сверху. Высший надзор за
деятельностью земских
учреждений осуществлял
Ему принадлежало право
окончательного разрешения
учреждений с местной администрацией, внешними органами государственного
управления.
В 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное
местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские
налоги, разделялись на
три класса соответственно
налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число
гласных. Систему органов
городского общественного
Городское избирательное собрание для избрания гласных через каждые 4
года;
Городская дума (распорядительный орган);
Городская управа (исполнительный орган).
В задачи городского
самоуправления входило
культурно-хозяйственных дел: внешнее благоустройство города, содержание
городских коммуникаций,
забота о народном
принятие мер против
пожаров, содержание
музеев, театров, библиотек,
больниц. Компетенция
самоуправления строго
ограничивалась пределами
земель.
Земские и городские учреждения просуществовали в первоначальном виде
меньше 30 лет, но успели принести немало пользы. Однако в развитии
общественного управления
стала усматриваться угроза
господству дворянства, российская буржуазия активно вытесняла из земских
и городских учреждений представителей дворянства, росло значение земской
демократической
12 июля 1889 г. было издано
Положение о земских
которое положило конец надеждам земских учреждений распространить свое
влияние на волости.
К земским участковым
мировых судей, положение
усилило роль дворянского
учреждениях и контроль администрации над ними. Дворянству было
предоставлено решительное
преобладание в земских
контрреформы было
превращение земских
исполнительных органов при губернаторской власти, земские должностные
лица превратились в государственных служащих: им присваивались чины и
позднее стали выплачиваться государственные пенсии. Центральным
мероприятием стало
учреждение органа
земскими учреждениями,
подчинявшегося специальному
внутренних дел.
В 1892 г. было принято Городовое положение, в котором установлен
чрезвычайно высокий имущественный ценз городских избирателей. Таким
образом, была завершена организация системы
административно-
дел, низшим звеном которой стали земства. Однако под влиянием неудач
русско-японской войны
и антиправительственных
1904 года правительство было вынуждено принять закон об учреждении
Государственной думы, изданный 6 августа 1905 г. Таким образом, в России
было учреждено народное
представительство. Вместе с
самодержавного характера
власти сказалось на
приведших в Февральской революции 1917 г.
Анализ характера местного самоуправления (управления) в дореволюционной
России позволяет сделать следующие выводы:
Местное управление (самоуправление) в России со времени Петра I
выступало как три
системы: бюрократическая,
Демократичность местного самоуправления относилась прежде всего к
дворянству как
Местное управление не было обособлено от государственного, его
исполнительные органы
представляли собой местные
управления, состоявшие из назначаемых чиновников. Основное отличие было
в наличии выборных представительных органов;
Управление на всех
уровнях характеризовалось
представительной власти.
Местные органы
первые годы существования
Советского государства
многообразие форм
территориальных образований.
сохранила деление страны на губернии, уезды, волости; основными
территориальными
местах в пределах каждой территории являлись съезды Советов (областной,
губернский, уездный, волостной), а в период между съездами – их
исполнительные комитеты.
Эта Конституция закрепила
выборы в Советы. Избирательное право было неравным: рабочим
предоставлялись некоторые
преимущества перед
избирательного права частные торговцы, монахи и духовенство, бывшие
служащие полиции, осужденные
в судебном порядке.
голосование было открытым, а не тайным.
Исполнительно-
исполнительные комитеты,
которые руководили всеми
жизни. Вся оперативная работа проводилась в отделах исполкома,
построенных по отраслевому принципу, кроме них также создавались
различные органы
совещания и т.д. Действовал принцип «двойного» подчинения, т.е.
отраслевые отделы исполкома подчинялись Совету данной области и
одновременно
и ведомства имели свои управленческие органы и учреждения на местах,
независимые от местных Советов. К ним относились управления железных
дорог, местные отделения
народного (затем
система сберегательных касс и т.д.
Конституция СССР 1936 года преобразовала местные Советы рабочих,
крестьянских и
Съезды Советов были упразднены, Советы стали постоянно действующими
органами власти. Все Советы избирались гражданами на основе всеобщего,
равного, прямого
стали только лишь
исполнительно-
В 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности
Советов депутатов
трудящихся и усилении их
местных Советов расширялись
в области планирования
производстве и распределении продукции предприятий местной
промышленности. Возросла роль областных Советов как высших звеньев
системы местных органов власти.
Конституция СССР 1977 г. изменила название Советов на Советы народных
депутатов. Все Советы
составляли единую систему,
Верховный Совет СССР.
Структура системы органов
Информация о работе Крестьянское самоуправление и земское самоуправление