Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций

Описание

Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.

Работа состоит из  1 файл

теория государства и права.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

7. Практически-организаторская  функция. Любое государство, каким бы развитым оно ни было, рано или поздно сталкивается с проблемами, на которые сразу ответ трудно найти. Тогда теория государства и права, основываясь на имеющемся практическом и теоретическом материале, дает рекомендации как решить ту или иную возникшую проблему. Например, если Казахстан в 1995 году отказался от института   народных заседателей, чтобы обеспечить независимость судей, то теперь в связи с возникшими сложностями в работе судебной системы, внесенными изменениями и дополнениями в Конституцию (ст.75 Конституции РК), закреплена возможность осуществления правосудия судом присяжных заседателей. Принять такое решение позволил накопившийся опыт работы судебной системы во всем мире, проана-лизированный и приспособленный для нашего государства.

8. Прогностическая функция. Как нам известно, предметом теории государства и права являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их места в жизни общества и политической системе. Изучая эти закономерности, теория государства и права прогнозирует дальнейшее развитие этих понятий, изменение государственно-правовой сферы, что в свою очередь позволяет избежать непоправимых ошибок.

Следует отметить, что все функции  теории государства и права тесно  переплетены и взаимно дополняют  друг друга. Лишь в своей совокупности они дают нам полное представление о назначении теории государства и права.

Методы теории государства

Предмет науки – это то, что  она изучает.

Методы науки – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и  получения научных результатов.

Каждая наука применяет для изучения предмета множество методов. Наука изучающая методы называется методологией. Также методологией называется совокупность определенных методов, приемов, способов, теоретических принципов, применяемых при исследовании конкретного предмета.

Методы, применяемые в теории государства  и права также применяются  во всех отраслевых юридических науках. Существуют различные методы исследования государственно-правовых явлений и  различные виды их классификаций. Так, методы можно разделить на всеобщие, общие и частные, специальные.

Всеобщие методы используются во всех науках. К ним можно отнести диалектический и материалистический методы, метод анализа и синтеза.

Суть диалектического (диалектика - наука о развитии) метода заключается  в том, что любое явление, в том числе государство и право изучается в динамике, в развитии, при этом признается, что истина не абсолютна, а всегда относительна.

Теория государства и права  использует следующие закона диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные. На практике это означает следующее – любое функционирующее государство по мере своего развития накапливает изменения во всей своей системе (к примеру, в структуре правоохранительных органов и др.). Если до 1995 года в Казахстане следствие могли вести следователи прокуратуры, то по мере демократизации общества стало очевидным, что нельзя совмещать в одних руках следствие и надзор за ним. Вследствие этого был принят Указ Президента РК “О прокуратуре”, согласно которому у прокуратуры остались лишь функции надзора за следствием и дознанием в уголовном процессе.

2. Закон отрицания отрицания. Согласно данному закону, любое явление, которое сегодня отрицается, может быть завтра принято и воплощено в жизнь. Если до недавнего времени было общепринято полное вмешательство государства в дела общества, то в настоящий момент общество стремится ограничить это вмешательство.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон устанавливает, что в одном и том же месте в одно и то же время могут существовать взаимоисключающие явления. Например, в Республике Казахстан провозглашена система разделения властей. Однако, например, в систему Министерства юстиции входят суды, то есть судебная власть фактически зависит от исполнительной власти.    

 Используя материалистический метод мы изучаем развитие государства и права в зависимости от экономических условий, от производственных отношений. Однако эту зависимость нельзя абсолютизировать, поскольку в истории человеческой цивилизации существовали развитые государство и право при неразвитой системе производственных отношений. К примеру, С. Зиманов одним из первых в казахстанской юридической науке обратил внимание на то, что нельзя абсолютизировать материалистический метод при исследовании государственно-правовых явлений. В своей монографии "Общественный строй казахов первой половины ХIХ века" он пишет: "Нельзя делать категоричный вывод о том, что земледельческие общества по уровню своего развития всегда стоят выше, чем скотоводческие, и было бы серьезной ошибкой объяснять отсталость того или иного общества только характером форм общественного производства, тем более выводить эту отсталость непосредственно из них. То, что земледелие является более прогрессивной формой производства, чем скотоводство относится в первую очередь к сфере хозяйствования, но отнюдь не к сфере и характеру отношений между людьми"[1].

Характеризуя уникальность правовой культуры казахов С.Зиманов отмечает, что "казахское право, основными  источниками которого были обычно -нормативная система и культурные традиции Великой степи, проявляло на протяжении многих веков удивительную жизнеспособность и стойкость в условиях прямого и косвенного засилия чужестранных государств, мощного влияния их идеологий. Они силою и увещаниями навязывали казахскому обществу свои режимы, угодные им порядки. Казахское общество, несмотря на понесенные им огромные жертвы, все - таки заметно менялось, но наиболее стойкими и жизнеспособными оказались его вековая правовая культура и язык.

Завидная живучесть Казахского права в его изначальной, древней  форме наперекор всем изменениям и революциям, пронесшимся на степном  пространства Казахстана, объясняется  тем, что в его основе и самой  культуре, в его нормативной системе  лежали народность и вольная, естественная свобода человека, то есть такие нравственные идеалы и принципы, которые созвучны вечным стремлением человека и человечества. Это было одной из фундаментальных причин того, что Казахское право оказалось сильнее мечей узурпаторов и их режимов"[2].

Таким образом, при рассмотрении государства  и права мы должны учитывать в  качестве определяющего фактора  не только развитие экономики и экономических  отношений, но и особенности духовной культуры тех или народов.

Анализ и синтез как методы исследования применяются для изучения государственно-правовых явлений путем расчленения их на составные части, а затем соединения в единое целое. Применяя эти методы мы путем восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному изучаем государство и право. Например, если взять абстрактное понятие “форма государства” и начать анализировать различные виды составных частей этого понятия, в частности – формы правления, то понятие “форма государства” начнет обрастать конкретными признаками и особенностями. Если же идти от конкретного к абстрактному, то, изучив различные виды правонарушений: уголовные, административные, гражданские, можно сформулировать общее понятие правонарушения;

К общим методам исследования относятся такие методы как системный, исторический, структурно-функциональный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой и др.

Рассмотрим некоторые методы более  подробнее.

Исторический метод. Этот метод основан на том, что государство и право – это исторические, динамичные и развивающиеся явления, при изучении которых следует учитывать исторические традиции и особенности той территории и населения, где функционируют рассматриваемые государство и право;

Системный метод. Государство и право – это системные   понятия, имеющие сложную структуру. Например, государство состоит из системы государственных органов, а право из отраслей права. Полностью признать государство и право можно, лишь рассматривая их как целую систему.

Формально-юридический метод. Для этого метода характерно исследование внутренней структуры, источников, методов систематизации права. Для исследования государства он применяется, когда анализируются формы государства, а также его структура;

Метод сравнительного государствоведения и правоведения. Метод основан на изучении системы государства и права различных стран;

Конкретно-социологический  метод основан на социологических исследованиях. При этом изучается общественное мнение, отношение общества к действующим законам и самому государству. Для него характерны такие приемы как:

– наблюдение;

– анкетирование;

– интервьюирование;

– эксперимент.

Частные или прикладные методы исследования используются в основном в прикладных юридических науках. К ним относятся методы экспертиза, эксперимент и др.

Следует отметить, что методы теории государства и права разнообразны, но в своей совокупности они способствуют познанию таких сложных явлений  жизни общества, как государство  и право. 

 

Контрольные вопросы

1. В чем особенности предмета теории государства и права?

2. Какие функции выполняет теория  государства и права?

3. Назовите научные методы, используемые  при изучении государственно-правовых  явлений.

4. Из каких частей состоит  система юридических наук?  

 

Тема 2.

Происхождение государства и права 

 

По данным науки, наша планета образовалась примерно 4-5 млрд лет назад. Древний  человек появился примерно 2 млн  лет назад. На территории нашей республики, по данным археологов, первый человек  появился около 1 млн лет назад. Человек – разумный homo sapiens – появился 40 тысяч лет назад. Первые государственные образования появились 4-5 тысяч лет до нашей эры. Соответственно, более 35 тысяч лет люди жили без государства.

Догосударственный период получил  в науке название первобытнообщинный строй или родовой строй, поскольку люди жили родами – большими группами, основанными на кровном родстве, совместном проживании и совместной трудовой деятельности.

Первобытнообщинный строй был  неразвитым обществом, где основными  видами трудовой деятельности являлись собирательство, охота и рыболовство. Соответственно, орудия труда были примитивными, неразвитыми.

В первобытном обществе существовала социальная власть. Она основывалась, прежде всего, не на принуждении, а на добровольности. Люди исполняли  свои обязанности добровольно, трудовая деятельность была едина для всех, добытая пища делилась поровну между всеми членами рода, все были равны как в правах, обязанностях, так и в ответственности.

Основными органами управления в родовом  обществе являлись вождь, советы старейшин и общее собрание всех членов рода, на которых решались важнейшие вопросы жизни рода, такие как вопросы войны и мира, усыновление чужих людей и др.

Каждый взрослый имел право участвовать  в обсуждении и решении любого вопроса.

Для оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода. Эта должность была выборной и сменяемой, не давала никаких привилегий.

Старейшина был равен со всеми  остальными членами рода и получал  равную долю, как все. Его власть основывалась исключительно на авторитете, уважении к нему других членов рода. Для военного руководства избирался военный вождь. Также внутри рода образовывался совет старейшин.

Роды объединялись в племена, которые, в свою очередь, управлялись советами старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития   была сменяемой и не давала никаких привилегий.

Союз племен управлялся советом  племенных вождей, который избирал вождя союза. С развитием общества вожди стали осуществлять свои функции пожизненно.

Можно выделить следующие основные характерные черты родового строя:

1. Наличие кровного родства, общей территории проживания и общей совместной хозяйственной   деятельности у членов рода.

2. Наличие общего языка, общих традиций, обычаев.

3. Запрет на брачные отношения внутри рода. В казахском обществе этот запрет распространялся на родственников до “седьмого колена”, т.е. не только на близких, но и на дальних родственников.

4. Наличие общего места погребения.

5. Каждый род имел свое наименование.

6. Возглавлял род вождь или старейшина – наиболее авторитетный член рода, избираемый на общем собрании рода.

Таким образом, можно утверждать, что социальная власть в догосударственный период была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления; распространялась только в рамках рода, выражала его волю, основывалась на кровных связях, а органами власти выступали родовые собрания, старейшины, вожди, которые первоначально не имели никаких привилегий.

Ф.Энгельс называл первобытное  общество “первобытным коммунизмом”, “золотым веком человечества”.

Нормативная регуляция общественных отношений в первобытный период характеризовалась тем, что социальные нормы по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства, что оказывало существенное влияние на природу норм первобытного общества.

Первоначально нормы существовали в виде запретов – “табу”, которые  постепенно перерастали в обычаи, позднее появились моральные нормы.

Первобытные нормы, правила поведения  носят характер мононорм. Мононормы – это такие нормы, в которых сливаются черты обычаев морали, религий, традиций и привычек.

Можно выделить следующие признаки норм, существовавших в догосударственный период:

1) отношения в первобытном обществе  регулировались главным образом обычаями, т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени;

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"