Лекции по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:21, курс лекций

Описание

4. Общая характеристика НПА.
5. Судебная власть: понятие и функции.
6. Понятие и признаки правосудия.
7. Принципы правосудия.

Работа состоит из  1 файл

правоохранительные органы.doc.docx

— 178.76 Кб (Скачать документ)

В последнем  принципе обнаруживается отличие частной  правоохранительной деятельности от всех видов государственной правоохранительной деятельности, с одной стороны, а  с другой – наличие данной цели объединяет ее с предпринимательской  деятельностью как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в таком качестве в установленном  законом порядке.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении  частной сыскной деятельности допускается  использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических  и иных средств, не причиняющих вреда  жизни и здоровью граждан и  окружающей среде, в соответствии с  законодательством РФ.

В ходе осуществления  своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство РФ в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.

Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством РФ, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных  образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными  и (или) расположенными на их территориях.

 

71. международный уголовный суд.

Международный уголовный  суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в1998 году. Существует с июля 2002 года.

В отличие от других международных  и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Составы преступлений. Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

  1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
  2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
  3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также  включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Время.  Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Территория и гражданство

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный  принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право  государств решать, подвергать или  нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

 

72. европейский  суд по правам человека.

Европейский суд  по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) —международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшиеЕвропейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (ФЗ от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека по толкованию и применению конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров. Вступившие в силу для РФ в мае 1998 года, конвенция и протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы.[2]

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к  судебной системе государства-участника  конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной  власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального  законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические  последствия. Суд рассматривает  только конкретные жалобы с тем, чтобы  установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое  удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и  расходов.

За всю многолетнюю  практику Европейского суда не было зафиксировано  ни одного случая неисполнения решений  Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению  членства государства и, в конце  концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров  Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения  норм его внутреннего права или  позиции судебной практики со стандартами  Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников конвенции.

 

73. Международный суд ООН — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом[2], который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Источники права, применяемые  Судом

При рассмотрение дела и вынесения решений Суд применяет источники права, которые определены в статье 38 его Статута, а именно

  • международные конвенции и договоры;
  • международный обычай;
  • общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  • судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву.

Кроме того, в случае договорённости сторон спора, Суд может разрешать  дело на основе принципа ex aequo et bono, то есть по справедливости, не ограничивая себя действующими нормами международного права.

На Суд возложена двойная  функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, другие органы ООН  и специализированные учреждения, которым  Генеральная Ассамблея может  дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать  консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим  в пределах их круга деятельности.

В настоящее время 4 главных  органа ООН, 2 вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 15 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 22 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда. Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.

 

74. Интерпо́л —Международной организации уголовной полиции — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава). Высшим органом является Генеральная ассамблея (собирается ежегодно), председательствует на которой избираемый президент Интерпола.

 Текущая работа возложена на постоянно действующий Генеральный секретариат, руководит которым Генеральный секретарь (с 2000 года — Рональд Ноубл,Ronald K. Noble США; в2010 году переизбран на третий срок с 2010 по 2015 гг.).

Трижды в год собирается совещательный орган Интерпола — Исполнительный комитет, который избирается Генеральной ассамблеей в составе 13 человек. Основные функции Исполкома — контроль за работой Генерального секретаря и исполнением решений Генеральной ассамблеи, а также подготовка программ работы организации и вынесение их на рассмотрение Генеральной ассамблеи.

Местонахождение постоянно  действующих центральных органов  Интерпола — Лион, Франция.

В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре национальных правоохранительных органов созданы  Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию национальных правоохранительных органов  с НЦБ Интерпола других стран  и Генеральным секретариатом  Интерпола.

Основной задачей является координация усилий отдельных стран  и проведение единой политики в области  борьбы с общеуголовной преступностью.

Cреди других основных задач можно отметить координацию международного розыска, а также борьбу с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством и подделкой ценных бумаг, и детской порнографией.

В последнее время большое  внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.

Интерпол в России. В 1991 году в структуре центрального аппарата МВД СССР на правах управления было создано Национальное Центральное Бюро Интерпола — орган, осуществляющий непосредственное взаимодействие правоохранительных и других государственных органов СССР с полицией зарубежных стран и Генеральным секретариатом Интерпола.

Российская  Федерация является правопреемницей СССР, который был принят в Интерпол 27 сентября 1990 года на сессии Генеральной ассамблеи в Оттаве [3].

Начальник Национального  центрального бюро Интерпола МВД России — генерал-майор полиции Александр Васильевич Прокопчук.

Информация о работе Лекции по "Правоохранительным органам"