Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:21, курс лекций
4. Общая характеристика НПА.
5. Судебная власть: понятие и функции.
6. Понятие и признаки правосудия.
7. Принципы правосудия.
49.
понятие и общая
Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. Задачи органов предварительного следствия:
Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.
Независимо
от ведомственной принадлежности все
следователи имеют одинаковые процессуальные
права, ведут предварительное
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений). Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.
50.
понятие и общая
К органам дознания относятся:
1) ОВД РФ
и входящие в их состав
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) командиры
воинских частей, соединений, начальники
военных учреждений или
4) органы
государственного пожарного
Задачами органов дознания являются:
быстрое и полное раскрытие преступлений;
изобличение виновных;
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:
дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;
производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.
В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:
руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;
дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.
Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.
51.
понятие и общая
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами
оперативно-розыскной
выявление, предупреждение,
пресечение и раскрытие преступлений,
а также выявление и
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации
о событиях или действиях (бездействии),
создающих угрозу государственной,
военной, экономической или
установление имущества, подлежащего конфискации.
На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:
ОВД РФ. Органов ФСБ.
Федерального
органа исполнительной власти
в области государственной
Таможенных органов РФ.
Службы внешней разведки РФ.
Федеральной службы исполнения наказаний.
Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Контроль
за оперативно-розыскной
52. министерство юстиции РФ.
Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Указ президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ» и Положение о Министерстве юстиции РФ. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
На Минюсте России возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России:
53. Федеральная служба исполнения наказаний России .
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, и по контролю за лицами, содержащимися под стражей.
ФСИН России подведомственна Минюсту России.
Основными задачами ФСИН России являются:
1) исполнение
в соответствии с
2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
4) обеспечение
правопорядка и законности в
учреждениях, исполняющих
5) охрана
и конвоирование осужденных и
лиц, содержащихся под стражей,
6) создание
осужденным и лицам,
7) организация
деятельности по оказанию
8) управление
территориальными органами
ФСИН России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России, а также Положением «О ФСИН».
ФСИН России
осуществляет свою деятельность непосредственно
и (или) через свои территориальные
органы, учреждения, исполняющие наказания,
следственные изоляторы, а также
предприятия и учреждения, специально
созданные для обеспечения
ФСИН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.