Лекции по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:21, курс лекций

Описание

4. Общая характеристика НПА.
5. Судебная власть: понятие и функции.
6. Понятие и признаки правосудия.
7. Принципы правосудия.

Работа состоит из  1 файл

правоохранительные органы.doc.docx

— 178.76 Кб (Скачать документ)

Приоритет в профессиональной деятельности судьи Исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является основной задачей судьи и имеет приоритетное значение в его деятельности.

Требования, предъявляемые к званию судьи Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия

 

 

31. Приостановление и прекращение полномочий судьи

Приостановление полномочий судьи. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

  1. признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  2. возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  3. участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;
  4. избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращения выплаты  судье, а если он признан безвестно  отсутствующим, – его семье заработной платы или уменьшения ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижения уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

Решение о  возобновлении полномочий судьи  принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Прекращение полномочий судьи. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

письменное  заявление судьи об отставке;

неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

письменное  заявление судьи о прекращении  его полномочий в связи с переходом  на другую работу или по иным причинам;

достижение  судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение  срока полномочий судьи, если они  были ограничены определенным сроком;

увольнение  судьи военного суда с военной  службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

прекращение гражданства РФ;

занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

вступление  в законную силу обвинительного приговора  суда в отношении судьи либо судебного  решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

вступление  в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи  либо о признании его недееспособным;

смерть судьи  или вступление в законную силу решения  суда об объявлении его умершим;

отказ судьи  от перевода в другой суд в связи  с упразднением или реорганизацией суда.

Отставка  судьи. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

 

32. судейское сообщество в РФ. Организация и деятельность органов судейского сообщества урегулированы ФЗ от 15 февраля 2002 г. «Об органах судейского сообщества в РФ» с последующими изменениями и дополнениями. Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия. Органы судейского сообщества включают:

  • Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • собрания судей ВС РФ и ВАС РФ;
  • съезды судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между съездами избираемые ими советы судей;
  • Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей.
  • Органы судейского сообщества:
  • обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
  • проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
  • рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей;
  • представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  • избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным  органам, общественным объединениям и  должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок формирования деятельности органов судейского сообщества устанавливается Всероссийским  съездом судей.

33. организационного обеспечения деятельности судов  

 

 

Организационное обеспечение  деятельности судов — одна из основных функций (направлений) правоохранительной деятельности. под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Суть данной функции состоит  во всемерном оказании содействия судам  в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия. Ее реализация несовместима попытками подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять каким-то государственным органам законодательной (представительной) или исполнительной властей, органам местного самоуправления, коммерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного усмотрения или просто капризов тех или иных должностных лиц, даже самых высокопоставленных.

в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь:

"1. Обеспечение  деятельности Конституционного  Суда РФ, Верховного Суда РФи Высшего Арбитражного Суда РФосуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение  деятельности других судов общей  юрисдикции осуществляется Судебным  департаментом при Верховном  Суде РФ.

3. Обеспечение  деятельности других арбитражных  судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ".

С учетом такой  общей ориентации, данной в законе, и следует рассматривать вопросы  построения организационного обеспечения  деятельности судов.

 

34. судебный департамент при Верховном  суде РФ.

В целях укрепления самостоятельности и независимости  судов общей компетенции ФЗ от 8 января 1991 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» учрежден новый орган – Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения.

Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов.

Кадровое  обеспечение включает:  определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и сотрудников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов.

Организационное обеспечение включает: изучение организации работы судов и разработку мер по ее совершенствованию; разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведение судебной статистики, организацию делопроизводства работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств для ведения судопроизводства и делопроизводства, работу по систематизации законодательства.

Материально-техническое  обеспечение деятельности судов охватывает: разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем ВС и Советом судей РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей; организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда; организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов.

Судебный  департамент состоит из следующих  основных подразделений: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления. В структуру входит ряд других подразделений: кадровые, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный  директор, который назначается и  освобождается от должности Председателем  ВС РФ с согласия Совета судей РФ.

 

35. понятие прокуратуры. Основные направления ее деятельности.

Прокуратура РФ- единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФнадзор за соблюдением Конституции РФи исполнением законов, действующих на территории РФ.

В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства прокуратура РФ осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими ФЗ.

3. Прокуроры  в соответствии с процессуальным  законодательством РФ участвуют  в рассмотрении дел судами, арбитражными  судами, опротестовывают противоречащие  закону решения, приговоры, определения  и постановления судов.

4. Прокуратура  РФ принимает участие в правотворческой  деятельности.

Информация о работе Лекции по "Правоохранительным органам"