Лекции по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:21, курс лекций

Описание

4. Общая характеристика НПА.
5. Судебная власть: понятие и функции.
6. Понятие и признаки правосудия.
7. Принципы правосудия.

Работа состоит из  1 файл

правоохранительные органы.doc.docx

— 178.76 Кб (Скачать документ)

Главная функция КС – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия КС от других судов. Конституционный Суд как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов, но при этом им не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права (ст. 3 Закона о Конституционном Суде).

Статус КС не предполагает обжалования принимаемых  им решений. Конституционный Суд  – единственный орган судебной системы  РФ, который вправе проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции  РФ и в случае неконституционности лишать их юридической силы.

В отличие  от назначаемых Советом Федерации  председателей ВС и ВАС, председатель КС РФ избирается судьями КС.

 

 

11. полномочия, структура и организация  деятельности Конституционного  суда. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» Конституционный суд наделен полномочиями, обеспечивающими защиту основ конституционного строя, осн. прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны.

Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел.

1. О соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров России. Право на обращение в Конституционный суд по упомянутым вопросам имеют: Президент РФ, Совет Федерации, ГосДума, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

2. По спорам о компетенции: между федеральными органами исполнительной власти; между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами власти субъектов РФ.

Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре, перечисленных выше, а также Президент РФ – в случае использования согласительных процедур для разрешения возникших разногласий и передачи дела на рассмотрение суда при недостижении согласованных решений.

3. О конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод имеют граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

4. Толкование Конституции дается КС по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ- является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

5. О даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обращение с запросом о даче заключения направляется в Конституционный суд Советом Федерации, если обвинение выдвигается Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Полномочия  КС реализуются путем принятия правовых актов – постановления, заключения, определения и решения по организационным вопросам. Особенность юридической природы данных актов состоит в том, что Конституционный суд решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.

Главой Конституционного суда является председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:

1.Председатель Конституционного Суда РФназначается на должность Советом Федерации по представлению президента РФсроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда РФ.

2.Председатель Конституционного суда РФимеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению президента РФсроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда РФ.

3.Председатель и заместители председателя Конституционного суда РФпо истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

 

12. решения конституционного суда  рф их виды

Решения Конституционного Суда РФобязательны на всей территории РФдля всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Итоговое  решение Конституционного Суда РФпо существу любого из вопросов, ч.1ст. 3 ФКЗ «О КОнст. Суде РФ», именуется постановлением. Постановления выносятся именем РФ.

Итоговое  решение Конституционного Суда РФпо существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФв государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения  Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Закон о Конституционном  Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении. Оно вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.  

 

13 общая характеристика федеральных судов общей юрисдикции.

Федеральными  судами среднего звена судебной системы  общей юрисдикции являются Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно. В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – образованы суды на правах областного суда.

Суды среднего звена равнозначны между собой  по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Они имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских  дел: рассматривают дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной  инстанций по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные ФЗ.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.

Областной суд  правомочен при соблюдении установленных  в законе условий принять к  своему производству гражданские и  уголовные дела, которые подсудны районному суду.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).

Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений. Все судьи судов этого уровня назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий. Областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиума суда. Организационно-вспомогательные функции призван выполнять аппарат судов.

 

 

14. районный суд: структура и полномочия

Районный  суд является основным звеном системы  федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной  единицы.

Внутреннее  устройство – структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению  Председателя ВС РФ с учетом законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов  впервые назначаются сроком на три  года, по истечении которого они  могут быть избраны в том же порядке без ограничения срока  их полномочий. Предельный возраст  пребывания в должности судьи  – 65 лет.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность  Президентом РФ сроком на шесть лет  по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря, секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку. Полномочия районного суда:

осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Рассмотрение дел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично;

рассмотрение  всех гражданских дел, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду рФ;

рассмотрение  большей части уголовных дел, за исключением отнесенных к подсудности мирового судьи, судов среднего звена и ВС РФ;

контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений;

обращение к исполнению вынесенных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества;

обращение к исполнению вынесенных приговоров, которые вступили в законную силу.

 

15. верховный суд республики, краевой,  областной суд.

В каждом субъекте РФ образуется и действует соответственно краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа и Верховный суд республики. В городах федерального подчинения - Москве и Санкт-Петербурге - образованы суды на правах областного суда. Все вышеперечисленные суды составляют второе (среднее) звено судебной системы судов общей юрисдикции, имеют одинаковые полномочия и структуру.

Краевые, областные  и иные равные им суды рассматривают  в качестве суда первой инстанции  гражданские и уголовные дела; в качестве судов второй инстанции  проверяют приговоры и решения  районных, городских судов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной  инстанции проверяют приговоры  и решения районных, городских  судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена  действуют в качестве суда любой  из трех инстанций.

Краевые, областные  и равные им суды в качестве судов  первой инстанции обязаны рассматривать  гражданские дела, связанные с  государственной тайной. Краевые, областные  и другие равные им суды имеют следующие  структурные подразделения: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, президиум.

 Областной  и другой равный ему суд  состоит из судей, народных  и присяжных заседателей. Их  количество зависит от объема  работы, которая в свою очередь  определяется численностью населения,  размерами территории и другими  факторами. В соответствии с  Законом "О судебной системе  РФ" эти суды действуют в  составе председателя суда, его  заместителей, председателей судебных  коллегий и судей.

Информация о работе Лекции по "Правоохранительным органам"