Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:21, курс лекций
4. Общая характеристика НПА.
5. Судебная власть: понятие и функции.
6. Понятие и признаки правосудия.
7. Принципы правосудия.
4. общ. Характеристика НПА
По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные(подзаконные) нормативные правовые акты. Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.
Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.
Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.
Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.
Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.
К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.
Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормотворческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе: указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам; указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов; постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ; ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов; постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.
5. Судебная власть: понятие и функции
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.
Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:
рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.
6. понятие и признаки правосудия.
Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.
Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.
Второй признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).
7. принципы правосудия.
В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:
законности– при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона;
осуществления правосудия только судом - правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие;
независимости судей - Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести;
осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом - каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод;
обеспечения права на судебную защиту;
участия граждан в осуществлении правосудия - граждане РФимеют право участвовать в отправлении правосудия;
гласности правосудия (открытости судебного разбирательства). Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто;
защиты законных интересов личности - презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;
состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде - уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон;
родного (национального) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию.
8. понятие судебной системы РФ, ее структура.
Судебная
система – понятие конституционное. Под судебной
системой понимается установленная Конституцией
и принятым на ее основе федеральным конституционным
законом совокупность судов разных уровней,
организованных и действующих в соответствии
с их компетенцией, с учетом федеративного
и административно-
Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов РФ. 1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.
Суды общей юрисдикции РФ, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.
К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» предусматривает создание специализированных фед. судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.
2. Суды субъектов РФвключают: конституционные (уставные) суды и мировых судей.
Вид производства - это порядок разрешения судом отнесенных к его компетенции дел, выделяемый на основе дифференциации предмета судебной деятельности:
Исковое производство - предметом судебной деятельности являются споры о праве частном (в широком смысле слова – собственно гражданские, семейные, трудовые, жилищные, экологические и др.).
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений - предметом является проверка судом законности решений и действий органов государственной власти и должностных лиц.
Особое производство – предметом является защита законных интересов. Это бесспорное производство, в котором споры о праве не разрешаются.
9.
понятие и общая
С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.
Применительно к территориальным судам общей юрисдикции: осн. звено – районные суды; среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов фед. значения, суды автономной области и автономных округов; высшее звено – Верховный Суд РФ.
Военные суды: основное звено – гарнизонные военные суды; среднее звено – окружные (флотские) военные суды; высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).
Арбитражные суды: основное звено – арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено – окружные арбитражные суды; высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.
Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды.
Кассационное
разбирательство осуществляется
Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.
Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду.
10.
понятие конституционного
Данный контроль
в основном носит абстрактный
характер, так как проверка конституционности
акта не связана с его действием,
применением этого акта в определенных
правоотношениях. Такой контроль называется последующим, поскол
Конституционный Суд РФ, как гласит ст. 1 Закона, – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС.
С одной стороны,
Конституционный Суд – орган
правосудия, составная часть судебной
власти – с учетом своих полномочий
меняет и толкует конституционные
и иные нормы, в рамках которых
действуют органы государственной
власти, местного самоуправления и
другие субъекты права; с другой –
Конституционный Суд как
Конституционный Суд РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от ВС и ВАС, которые по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам.