Лекции по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:21, курс лекций

Описание

4. Общая характеристика НПА.
5. Судебная власть: понятие и функции.
6. Понятие и признаки правосудия.
7. Принципы правосудия.

Работа состоит из  1 файл

правоохранительные органы.doc.docx

— 178.76 Кб (Скачать документ)

пересматривает  по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается  в Конституционный Суд РФ с  запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

изучает и обобщает судебную практику;

готовит предложения  по совершенствованию законов и  иных нормативных правовых актов;

анализирует судебную статистику.

 

21. арбитражный апелляционный суд.

Арбитражные апелляционные суды – это суды, осуществляющие проверку в апелляционной  инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов  субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В настоящее время  на территории России действуют 20 апелляционных  судов.

Арбитражный апелляционный суд действует  в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также  постоянные судебные присутствия, расположенные  вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Президиум арбитражного апелляционного суда. Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

Судебные  коллегии арбитражного апелляционного суда. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику.

В арбитражном  апелляционном суде образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий – из числа судей этого суда. Судебные составы формируются председателем  арбитражного апелляционного суда.

Полномочия  арбитражного апелляционного суда. Арбитражный апелляционный суд наделен следующими полномочиями:

проверяет в  апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

пересматривает  по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается  в Конституционный Суд РФ с  запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом  им в апелляционной инстанции;

изучает и  обобщает судебную практику;

подготавливает  предложения по совершенствованию  законов и иных нормативных правовых актов;

анализирует судебную статистику.

 

22. федеральный арбитражный суд  округа

Федеральные арбитражные суды округов – суды второй инстанции по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в  законную силу судебных актов арбитражных  судов субъектов РФ и арбитражных  апелляционных судов.

Федеральный арбитражный суд округа действует  в составе президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе федерального арбитражного суда округа могут быть также созданы  иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Президиум федерального арбитражного суда округа действует  в составе председателя федерального арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и  судей. Судьи федерального арбитражного суда округа, входящие в состав президиума этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению  председателя федерального арбитражного суда округа сроком на два года.

Судебные  коллегии федерального арбитражного суда округа. В федеральном арбитражном суде округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители председателя суда.

Полномочия  федерального арбитражного суда округа. Федеральный арбитражный суд округа наделен следующими полномочиями:

  • проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • готовит предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализирует судебную статистику.

 

23. Высший Арбитражный Суд РФ

Высший Арбитражный  Суд РФ – высший судебный орган  по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных  законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный  Суд РФ действует в составе  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ также могут  быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий  дел.

Пленум  Высшего Арбитражного Суда РФ. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в РФ. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судебные  коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ. В Высшем Арбитражном Суде РФ создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Высший Арбитражный Суд РФ наделен следующими полномочиями:

  • рассматривает дела в порядке надзора по проверке на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов, иных нормативных актов и договоров, а также о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
  • решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
  • осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией, Законом об арбитражных судах РФ и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит также право законодательной  инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений  между ними Высший Арбитражный Суд  РФ принимает регламент, обязательный для всех арбитражных судов в  РФ.

24. правовой статус арбитражных  заседателей

Арбитражными  заседателями арбитражных судов  субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

2. Арбитражные  заседатели привлекаются к рассмотрению  дел по ходатайству стороны,  разрешаемому в порядке, установленном  АПК РФ. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

3. Состав  арбитражного суда для рассмотрения  конкретного дела с участием  арбитражных заседателей формируется  в порядке, исключающем влияние  на его формирование лиц, заинтересованных  в исходе дела, и состоит из  одного судьи и двух арбитражных  заседателей. Судья является председательствующим  в судебном заседании.

4. Арбитражные  заседатели принимают участие  в рассмотрении дела и принятии  решения наравне с профессиональными  судьями. При осуществлении правосудия  они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении  правосудия, независимы и подчиняются  только Конституции РФи закону.

Арбитражными  заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с  безупречной репутацией, имеющие  высшее профессиональное образование  и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

2. Арбитражными заседателями не  могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или  не погашенную в установленном  законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий  авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными  или ограниченно дееспособными  вступившим в законную силу  решением суда;

4) лица, замещающие государственные  должности РФ, государственные должности  субъектов РФ, должности государственной  гражданской службы РФ, а также  лица, замещающие муниципальные  должности и должности муниципальной  службы;

5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы,  лица, принадлежащие к руководящему  и оперативному составу органов  внутренних дел РФ;

6) лица, состоящие на учете в  наркологических или психоневрологических  диспансерах.

Гарантии  независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей

1. На арбитражного  заседателя и членов его семьи  в период осуществления им  правосудия распространяются гарантии  неприкосновенности судей и членов  их семей, установленные Конституцией  РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ", Закона РФ "О статусе судей в РФ".

2. Время исполнения  арбитражным заседателем полномочий  по осуществлению правосудия  учитывается при исчислении ему  всех видов трудового стажа.

3. За арбитражным  заседателем в период осуществления  им правосудия сохраняются средний  заработок по основному месту  работы, а также гарантии и  льготы, предусмотренные законодательством  РФ.

 

25. конституционный суд субъектов  РФ. конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ и входят в состав судебной системы РФ. Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов РФ.

В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» конституционные (уставные) суды «могут создаваться», т.е. их формирование не считается обязательным для субъектов РФ. Как правило, вопрос о создании конституционных(уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов. РФ, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и наконец решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.

Формирование  состава конституционных (уставных) судов, как правило, осуществляется с участием различных ветвей власти, а иногда и с привлечением общественных и иных организаций. Предложения о кандидатах вносятся губернатору депутатами Законодательного собрания, представительными органами местного самоуправления, руководителями правоохранительных органов, юридических и научных учреждений области. Судьи избираются на должность областной думой в индивидуальном порядке тайным голосованием. Срок полномочий конституционных (уставных) судов во многих регионах законом не ограничивается.

Информация о работе Лекции по "Правоохранительным органам"