Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:26, реферат
С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
Введение………...................................................................................... 3
1 Историко-правовые корни принципа разделения властей…………… 4
2 Основное содержание принципа разделения властей………………… 9
3 Реальное осуществление принципа разделения властей……………... 10
Основная часть
Заключение............................................................................................................ 16
Список литературы
Кафедра экономико-правовых дисциплин
РЕФЕРАТ
по предмету правоведение
Тема: Принцип разделения властей
Выполнила:
студентка 2 курса 98 У поток УК
Пупкина Наталья Анатольевна
Проверила:
ст.преподаватель
Нестерова Евгения Валерьевна
г.Н.Новгород,
2012 год.
План.
Введение………...................
1 |
Историко-правовые корни принципа разделения властей…………… |
4 |
2 |
Основное содержание принципа разделения властей………………… |
9 |
3 |
Реальное осуществление |
10 |
Основная часть
Заключение...................
Список литературы....................
Введение.
Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей в теории государства и права можно выделить следующий круг вопросов:
Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты, научно–учебные пособия: М.Н.Марченко «Теория государства и права», В.Н. Хропанюка «Теория государства и права», М.В.Баглая, Б.Н.Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации», З.М. Черниловского «Всеобщая история государства и права»; научные работы: И.А.Исаева, М.Н.Золотухиной «История политических и правовых учений России», М.Валуева «Исторические типы философии»; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий. В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А.Исаева, Н.М.Золотухиной, М.Валуева показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно-учебных пособиях З.М.Черниловского, М.В.Баглая, Б.Н.Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей. Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.
Историко-правовые корни принципа разделения властей.
Разделение власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
«Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом - экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)»[1].
Таким образом,
понятие «разделение власти» достаточно
широкое
и неотделимо от понятия «власти» и принимает
при этом самые различные формы выражения.
В связи с этим представляется целесообразным
проследить исторический путь развития
разделения власти к моменту его современного
восприятия в правовом государстве в качестве
одного из основополагающих принципов.
Разделение власти исторически сложилось
на самых ранних этапах формирования государства
и вылилось в специализацию власти разных
лиц и институтов, в которой рано обнаружились
две устойчивые тенденции: концентрация
власти в одних руках или в одном институте
и потребность разделить власть, труд
и ответственность.
Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь, глава ордена и т.п.)
Первое
крупное разделение власти развело
политическую и религиозную власти, власть
государства и церкви. Оно же сопровождалось
и
длительной борьбой за унификацию власти,
преобладание светской власти над религиозной,
или господство церкви в светской жизни
общества. Соперничество между ними продолжалось
многие столетия, всё средневековье и
начало Нового времени как в России, так
и на Западе. Оно далеко не завершено для
многих государств и обществ и поныне,
при этом исход его далеко не однозначен
в разных регионах мира. Западная, преимущественно
христианская его часть решила спор о
власти в пользу светской, государственной,
восточная во многих случаях (в некоторых
мусульманских странах, например, Иран)
– в пользу значительного политического
влияния религиозных начал жизни общества,
его политико-правовой системы и культурного
уклада. Наряду с этим, в самом светском
государстве рано началось разделение
профессиональных функций власти. Уже
Аристотель отмечал существование в нём
законодательного органа – магистратуры
(исполнительного учреждения) и судебного
органа. Происходило разделение власти
между центральным и местным управлением
(самоуправление), формировалась всё более
сложная политическая система общества,
властей разных уровней и с разными функциями.
Развитое разделение власти стало в конце
конов одной из организационных основ
государства Нового времени, которое функционирует
как система функционально разграниченных,
но и связанных между собой учреждений,
аппаратов и органов власти. Феодальная
организация власти с объединёнными в
лице властелина законодательных, исполнительных
и судебных функций включая функциональное
и территориальное разделение власти
между монархическим центром и провинциальными
(городскими) парламентами, местным самоуправлением,
с сословным представительством частично
избранных, частично включённых в него
«по праву» из числа именитых горожан.
Децентрализованное феодальное средневековое
государство допускало заметное упрочение
местных парламентов, которые особенно
укрепились в Западной Европе в XIII–XIV
веках и, в последствии, стали структурной
и социальной основой возникновения парламентов
и в государственных центрах абсолютистских
монархий.
Другой
основой разделения власти
«Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:
1) Происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);
2) Укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих;
3) Завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки – специализированным судебным органам».[2]
Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико–философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти. Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш.Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.). В основании политической философии Локка (1632–1704гг.) и либерализма лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское общество покоятся на собственности (имелась ввиду частная и личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство – социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений… Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство… Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов… Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием… Д.Локк предлагает систему сдержек и противовесов – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной – король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями»[3].
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в «Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти – монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая–либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой»[4]
Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал во внимание обстоятельство, чётко высказанное противником разделения власти Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга».[5] Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д.Локка и М.М.Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) – «Русская Правда» – в качестве формы государственного правления предусматривал республику–наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече – «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран»[6]. «никто не может распустить Народной вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа».[7]