Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 12:29, контрольная работа
Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель,Полибий). Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье.
Введение. 3-4
Глава 1. Историко-правовые корни принципа разделения властей. 5-12
Глава 2. Основное содержание принципа разделения властей 13-15
2.1. Реальное осуществление принципа разделения властей 15-24
Заключение. 25-26
Список используемой литературы.
Федеральное
агентство по образованию Российской
Федерации
Филиал СЕВМАШВТУЗ государственного образовательного
Учреждения
высшего профессионального
«Санкт-Петербургский
государственный морской технический
университет» в г. Северодвинске
Факультет
заочного и дистанционного обучения
Кафедра
№1
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Политология»
Тема: «Разделение
властей как главный принцип правового
государства»
Студент:
Александров Д.А.
Группа: 1390 Преподаватель: Монастырских Г.П. |
Северодвинск
Введение. | 3-4 |
Глава 1. Историко-правовые корни принципа разделения властей. | 5-12 |
Глава 2. Основное содержание принципа разделения властей | 13-15 |
2.1. Реальное осуществление принципа разделения властей | 15-24 |
Заключение. | 25-26 |
Список используемой литературы. | 27 |
Введение.
Разделение властей является одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.
Это одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность.
Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель,Полибий). Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье.
Л. Монтескье придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. В его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.
Монтескье
утверждал, что сосредоточение власти
в одних руках ведет к «
Впервые концепция разделения властей получила законодательное закрепление в конституции США 1787 года, действующей до сих пор. Наряду с концепцией разделения властей на эту конституцию оказали влияние идеи Руссо о единстве власти как выражении единства народа.
Организационно-правовое разделение властей сопровождалось не только системой их сдержек и противовесов, но и социальной трактовке единства власти. Словами: «Мы, народ Соединенных Штатов …» создатели конституции провозглашали его суверенитет, а затем «делили» органы государства по трем ветвям власти.
Единство государственной власти юридически обосновывалось и провозглашалось еще в древнем мире (например, обожествление фараонов в Египте), в Средние века такой подход получил наиболее отчетливое выражение в абсолютных монархиях, в ХХ в. тезис о единстве власти, сосредоточенной в руках фюрера, отстаивали пропагандисты фашистских режимов. Другие тоталитарные и авторитарные режимы также исходили из концепций единой, до предела централизованной власти.
С
требованием единства власти выступали
не только представители реакционных
сил и тоталитаризма, но и наиболее
прогрессивные представители
Ж. Ж. Руссо отстаивал идею верховной власти, что, как он считал, неизбежно вытекает из требований суверенитета народа. Руссо полагал, что различные формы деятельности государства, характеризующие его властные полномочия (законодательство, управление, правосудие), служат лишь проявлению этого суверенитета.
Основными методами, используемыми в данной работе, являлись
исследование научного материала по заданной теме. При написании работы использованы работы российских и зарубежных авторов, в которых в той или иной мере затрагиваются поднимаемые вопросы.
Глава 1. Историко-правовые
корни принципа разделения
властей.
Разделение власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
«Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем.
Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом – экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д.
вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование
командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)»1.
Понятие «разделение власти» достаточно широкое и неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах
формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции:
концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность
разделить власть, труд и ответственность.
Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. И характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь, глава ордена и т.п.)
Первое крупное разделение власти разделило политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества.
Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых мусульманских странах, например, Иран) – в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его
политико-правовой системы и культурного уклада.
В светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного органа – магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце конов одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти.
Феодальная организация власти с объединёнными в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан.
Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий.
Другой основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в России послепетровского периода, когда из восьми членов совета («верховников») шестеро представляли две фамилии – Долгоруких и Голицыных.
Существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы разделения власти.
Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён.
Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры.
Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:
1) происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);
2)
укреплялась и
3) завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки – специализированным судебным органам»2.
Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в
политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.
Информация о работе Разделение властей как главный принцип правового государства