Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, шпаргалка
Рабоат содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Блок
СТРАХОВАНИЕ
33
Страховое право: понятие, источники.
39
Правовое регулирование обязательного
государственного страхования в РФ.
75
Виды обязательного
страхования.
Страхование как
юридическая категория — это
урегулированные нормами права
отношения по защите имущественных
и связанных с ними неимущественных
интересов физических и юридических
лиц при наступлении
Данное определение содержит следующие юридические признаки страхования: наличие у одного из участников страховых отношений имущественного или неимущественного интереса, который необходимо охранять; нарушение охраняемого интереса должно иметь случайный, непредвиденный характер; защита охраняемого интереса осуществляется на платной основе; при наступлении страхового случая выплачивается денежная сумма; формирование специального денежного фонда, за счет которого производится денежная выплата.
С правовой точки
зрения страхование образует комплексную
отрасль законодательства. Отношения
в области страхования
Большее значение в правовом регулировании отношений страхования имеет Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который дает понятие страхования, определяет его формы, субъектов правоотношений в сфере страхования, способы оформления страховых отношений, регулирует обеспечение финансовой устойчивости страховщиков, а также порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью.
Значительное влияние на механизм правового регулирования страховых отношений оказало постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах», содержащее основные направления и ориентиры развития финансовой деятельности государства относительно страхового рынка.
В предмет финансового права входят те отношения по страхованию, в которых государство выступает в качестве участника. Участие государства в определенных страховых отношениях необходимо в силу реализации им социальных функций, как следствие, возникает необходимость пенсионного и медицинского страхования, страхования военнослужащих и работников правоохранительных органов и т. д. Относительно обязательного государственного страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов и приравненных к ним лиц в постановлении Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г.1 отмечено, что военная и аналогичная ей служба представляет особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, осуществляется в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что влечет конституционную обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Реализуя свою конституционную обязанность, государство установило обязательное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц за счет бюджетных средств.
В современном обществе страхование является необходимым условием государственной финансовой деятельности.
Во-первых, повышение уровня развития производства влияет на степень безопасности общества и обусловливает рост всевозможных рисков: пожаров, финансовых потерь, техногенных катастроф, природных катаклизмов, негативных социальных обстоятельств и т. д.
Во-вторых, страхование служит стабильным источником долговременных накоплений государства. Привлекая денежные средства физических и юридических лиц в качестве страховых взносов, государство не полностью расходует фонды страховых резервов, поскольку не всегда наступают юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховки. В результате государство получает возможность использовать временно аккумулированные финансовые средства на текущие публичные потребности, а страховые резервы инвестировать (вкладывать) в долгосрочные проекты.
В-третьих, страхование позволяет рационально осуществлять расходование бюджетных денежных средств. Как известно, наличие государственных функций означает необходимость их реализации, что сопровождается финансовыми затратами. Страховые фонды являются гарантами компенсации государству его непредвиденных потерь, а с другой стороны - гарантируют материальную компенсацию физическим и юридическим лицам в тех сферах деятельности, которые отнесены к общественно значимым. В обоих случаях фонды страховых резервов принимают на себя обязательства по финансированию непредвиденных потерь или неблагоприятных последствий, освобождая таким образом бюджетную систему от бремени дополнительных расходов.
До перехода России к рыночным формам система страхования играла вспомогательную роль, поскольку возмещение ущерба в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на ликвидацию неблагоприятных явлений и их последствий.
Страхование как звено финансовой системы государства выполняет три взаимосвязанные функции:
1) защита имущественных интересов публичных и частных субъектов; посредством осуществления страховой деятельности государство получает возможность компенсировать свои потери или потери иных субъектов права, возникшие в результате непредвиденных или неблагоприятных обстоятельств. Страхование представляет собой эффективный инструмент осуществления государством социальной политики;
2) накопление публичных финансовых средств за счет привлечения страховых взносов от иных субъектов; реализуя данную функцию, государство аккумулирует и обособляет дополнительные финансовые средства;
3) снижение
риска непредвиденных
бюджетных расходов.
Обязательное страхование может быть двух видов: обязательное в силу указания закона, но не требующее участия государства в качестве одной из сторон; обязательное в силу закона и требующее участия государства в качестве страховщика или страхователя.
Первый вид страхования осуществляется посредством заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Обязательное страхование, осуществляемое без включения в субъектный состав государства и, следовательно, не предполагающее движения бюджетных денежных средств, относится к сфере гражданско-правового регулирования.
Предмет финансового права образуют правоотношения по обязательному государственному страхованию, поскольку требуют участия государства в качестве страховщика или страхователя; осуществляются посредством движения бюджетных денежных средств; в большей степени урегулированы императивными нормами, т. е. соответствуют основному методу финансового права - методу властных предписаний.
Вместе с тем гражданско-правовые отношения в сфере страхования могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения. В частности, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государство выплачивает инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования. Компенсация предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере 50% суммы страхового взноса. В рассмотренном примере гражданско-правовая сделка по страхованию выступает юридическим фактом, порождающим бюджетные правоотношения.
Обязательное
государственное страхование
Обязательное
государственное страхование
В настоящее время обязательное государственное страхование достаточно часто осуществляется на основании договоров, заключаемых страхователями - федеральными органами государственной власти и страховщиками - специализированными страховыми компаниями. Заключая с федеральным органом государственной власти договор страхования, страховщик тем самым принимает на себя обязательство по предоставлению застрахованным лицам (выгодоприобретателям) установленного законодательством страхового обеспечения. И хотя такое обязательство возникает из гражданско-правового договора, страховщик, осуществляя выплату страховых сумм, действует от имени государства, т. е. выполняет одновременно и публичную финансовую функцию, реализуя за счет бюджетных средств обязанности государства по социальному обеспечению, компенсации причиненного жизни и здоровью вреда и т. д. Вместе с тем принятие на себя страховщиком данной функции не освобождает государство от обязанности обеспечивать надлежащее финансирование расходов на обязательное государственное страхование. Использование в обязательном государственном страховании договора в качестве инструмента гражданско-правового регулирования не изменяет в конечном счете финансово-правовую природу прав и обязанностей, которые связывают государство и иных лиц, подлежащих обязательному страхованию за счет бюджетных средств.
В процессе
осуществления обязательного
Субъектами финансово-правовых отношений по обязательному государственному страхованию выступают страхователи - федеральные органы исполнительной власти, а также страховщики - государственные страховые или иные государственные организации.
Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам по тарифам, определенным законами или иными нормативными правовыми актами о страховании.
В настоящее время удельный вес государственного обязательного страхования превышает 40% от всего страхового рынка, а видов такого страхования насчитывается более 50. Например, к сфере обязательного государственного страхования за счет средств федерального бюджета относится страхование материальных ценностей государственного резерва в соответствии с перечнем, определяемым Правительством РФ; урожая сельскохозяйственных культур;
членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы на сумму годового денежного вознаграждения в случае гибели (смерти) вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью, а также страхование на случай причинения увечья или иного повреждения здоровья;
государственных гражданских служащих РФ на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом. Государственным гражданским служащим выплаты по обязательному государственному страхованию производятся в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ;
муниципальных служащих на случай причинения вреда здоровью или имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей, а также обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением должностных обязанностей;
лиц, здоровью которых нанесен вред вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
сотрудников налоговых органов, милиции, работников прокуратуры, судей, судебных приставов, сотрудников органов внешней разведки, сотрудников таможенных органов, врачей-психиатров и другого персонала психиатрических клиник, военнослужащих, работников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, работников государственных и муниципальных медицинских учреждений, обеспечивающих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и труда"