Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, шпаргалка
Рабоат содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
7. Понятие и
особенности субъектов
Отношения, возникающие
по поводу образования, распределения
и использования бюджетных
1) с установлением
бюджетного устройства и
2) с установлением
структуры доходов и расходов
бюджетной системы Российской
Федерации и распределением их
между бюджетами разного
3) с разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;
4) с организацией
бюджетного процесса, т. е. установлением
порядка составления,
5) с организацией
контроля за исполнением
Перечисленные
группы общественных отношений, урегулированные
нормами бюджетного права, становятся
бюджетными правоотношениями. Они возникают
в процессе бюджетной деятельности, т.
е. деятельности по образованию, распределению
и использованию бюджетов. Другая особенность
бюджетных правоотношений заключается
в том, что круг их субъектов более узкий
по сравнению с субъектным составом иных
финансовых правоотношений.
Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы:
1. Государство,
национально-государственные и
2. Представительные
и исполнительные органы
3. Государственные и муниципальные организации.
К первой группе
относятся: Российская Федерация, республики
в составе Российской Федерации,
автономная область, автономные округа,
края, области, города, районы, села и
поселки. Государства, национально-государственные
и административно-
Ко второй группе
субъектов бюджетных
Бюджетные правоотношения
могут возникать между
К третьей группе
субъектов бюджетных отношений
относятся: государственные и
Установлено, что
субъектов бюджетных
— участие в
распределении доходов и
— субъект является участником (стороной) бюджетного процесса любой его стадии;
— связь с
бюджетом по линии получения из него
денежных сумм в форме финансирования.
Наличие хотя бы
одного из указанных признаков для
субъекта бюджетных правоотношений
обязательно, но их может быть два или
все три.
23. Структура,
содержание и значение
Важнейшие нормы
бюджетного права закреплены в Бюджетном
кодексе РФ. К ним в первую очередь
относятся нормы, разграни чивающие
компетенцию органов
В соответствии
со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ к ведению
Рос сийской Федерации
К ведению субъектов
Российской Федерации в области
регули рования бюджетных отношений
в соответствии со ст. 8 БК РФ от носятся
вопросы взаимоотношений
Бюджетные права Российской Федерации реализуются органа ми государственной власти: Федеральным Собранием, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.
Бюджетные права субъектов Российской Федерации реализуют ся соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Бюджетные права местного самоуправления реализуются соот ветствующими органами местного самоуправления.
Субъектами бюджетного правоотноше ния являются Российская Федерация, субъекты Российской Феде-рации, местные самообразования, органы государственной власти всех трех ветвей, государственные юридические лица и иные хозяй ствующие субъекты.
Субъект бюджетного правоотношения либо принимает участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме бюджетного фи нансирования или бюджетного кредитования (бюджетной ссуды). Субъекты бюджетного правоотношения обладают одним из пере численных выше признаков или несколькими признаками одновре менно. Характерной особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно не может, как правило, длиться свыше одного года и прекращается в конце соответствующего года, что не исклю чает возникновения нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами,
В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Феде рации бюджетными правоотношениями являются:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных право отношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных право отношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюд жетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной сис темы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
К бюджетным
относятся также отношения, возникающие
при установлении правового статуса
участников бюджетного процесса, правовых
основ порядка и условий
Бюджетный кодекс Российской Фе дерации закрепил легальное определение бюджетного законода тельства, которое по объему включаемых в него нормативных пра вовых актов значительно меньше того понятия бюджетного законо дательства, о котором говорилось ранее. В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из: 1) Бюджетного кодекса РФ; 2) принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год; 3) законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъ ектов Российской Федерации на соответствующий год; 4) норма тивных правовых актов представительных органов местного само управления о местных бюджетах на соответствующий год; 5) иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отно шения.
В соответствии
со ст. 4 БК РФ одним из источников бюджетно
го права являются международные договоры.
В Кодексе содержится конституционный
принцип соотношения норм национального
и международного законодательств. Так,
если такое противоречие существует, действуют
правила международного договора.
(Химичева)
Особо следует отметить Бюджетный кодекс РФ впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный феде ральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отно шения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г.3 В нем установлены общие принципы бюджетного законодательст ва РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, .включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, а также государственные внебюд-жетные фонды, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отноше ний, определены правила бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодатель ства
Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюджет ных отношений необходимой правовой основой, оказать воздей ствие на формирование бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов органов местного самоуправления. Кодекс обобщил и уточнил ранее дей ствовавшие бюджетно-правовые акты, расширил сферу законода тельного регулирования бюджетных отношений. Он состоит из 307 статей, распределенных по пяти частям и входящим в них 28 главам.
БК РФ состоит из следующих частей: первая Общие поло жения; вторая Бюджетная система Российской Федерации; третья Бюджетный процесс в Российской Федерации; четвер тая Ответственность за нарушение бюджетного законодатель ства Российской Федерации; пятая Заключительные положе ния.
24. Организация
бюджетного процесса в
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Определение бюджетного процесса дается также в ст. 4 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991 г.» Бюджетный процесс — регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Составление, рассмотрение,
утверждение и исполнение бюджетов
разного уровня в Российской Федерации,
а также контроль за их исполнением,
кроме Бюджетного кодекса РФ и
вышеназванного Закона, регулируются
также другими законами РФ, законами
республик в составе РФ и решениями государственных
органов власти субъектов РФ, Правилами
о порядке составления и исполнения бюджета,
издаваемыми Министерством финансов РФ
на основе бюджетного законодательства.
Бюджетный процесс — главная форма бюджетного планирования, которое в свою очередь является важнейшей составной частью финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.
Бюджетный процесс включает четыре стадии:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление
отчета об исполнении бюджета
и его утверждение.
Организация бюджетного процесса построена на следующих принципах:
1) единства —
выражается в единой правовой
базе, единой бюджетной
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и труда"