Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, шпаргалка
Рабоат содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Валютный
блок
60
Характеристика валютного законодательства
РФ.
61 Система
ограничений обращения иностранной валюты
в Российской Федерации.
63 Правовая
основа создания федерального валютного
резерва.
91 Понятие
«валюта РФ» и «иностранная валюта» в
соответствии с российским законодательством.
92 Правовое
регулирование денежного обращения.
94 Правовое
регулирование осуществления валютных
операций резидентами и нерезидентами
в РФ.
Под валютным законодательством подразумевается система правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие по поводу валютных операций и сделок с иностранной валютой, валютными ценностями внутри страны между юридическими и физическими лицами, а также по поводу перевода, пересылки, вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию иностранной валюты и валютных ценностей.
Валютное законодательство
состоит из трех блоков. Первый
— специальные законодательные и нормативные
документы, посвященные валютному регулированию
и контролю - ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле».
Во второй блок входят законодательные
и нормативные документы, регулирующие
внешнеэкономическую деятельность, деятельность
институтов, выполняющих функции валютного
регулирования и валютного контроля, а
также институтов, осуществляющих операции
с валютными ценностями. К данному блоку
относятся законы РФ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»,
«О банках и банковской деятельности»,
«О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности», «О биржах», «О рынке ценных
бумаг», «О товарных биржах и биржевой
торговле», «Об иностранных инвестициях».
К третьему блоку валютного законодательства
относятся законы всеобщего действия,
такие, как Конституция РФ, Гражданский
кодекс РФ.
Существуют три режима использования валюты. Первый - режим государственной валютной монополии, в котором функционирует необратимая, неконвертируемая национальная валюта. Такой режим функционировал в Союзе ССР и других социалистических странах. Так, в СССР монополия на совершение операций с иностранной валютой принадлежала Государственному банку СССР и Банку для внешней торговли СССР (Внешторгбанку), а также некоторым специальным ведомствам. Курс иностранных валют устанавливался Госбанком СССР произвольно, без какого-либо учета реальных экономических факторов. Так, например, в 1973 году курс доллара США составлял 75 копеек за 1 доллар, что, конечно, не соответствовало реальным финансово-экономическим характеристикам данных валют.
Второй режим определяется отсутствием каких бы то ни было валютных ограничений со стороны государства. Валютные ограничения представляют собой правовые нормы, ориентированные на искусственное поддержание курса национальной валюты. Ограничения эти сводятся к регламентации и ограничению переводов и платежей за границу, вывоза капитала, поощрению репатриации (возвращения) прибылей, ценных бумаг, драго ценных металлов и денежных знаков. Еще один вид валютных ограничений – запрет сво-бодной купли-продажи иностранной валюты. Применяется и определенная в законода-тельном порядке обязательная сдача иностранной валюты государству по официальному курсу. Все перечисленные правила и мероприятия не используются в странах, где функ-ционируют свободно-конвертируемые валюты, которые подлежат обмену без каких-либо специальных разрешений государства на любые другие валюты по рыночному курсу. Кон-вертируемость валюты достигается, с одной стороны, благодаря отсутствию ограничений, с прямой санкции государства на действие валюты в подобном режиме, а с другой стороны – благодаря реальному рыночному спросу на данную валюту. Валюты практически всех экономически высокоразвитых государств – свободно-конвертируемые (доллар США, де-нежные единицы стран-членов Европейского Союза, Японии, Канады, Израиля и т.д.).
Третий режим использования валюты функционирует в современной России, а также во многих других, в том числе и в так называемых развивающихся странах. Он ха-рактеризуется общим государственным валютным регулированием и применением неко-торых валютных ограничений, необходимых для поддержания курса национальной де-нежной единицы и интересов национальной экономики в целом. Особенностью такого режима является частичная обратимость валюты. Ограничения распространяются при этом, в первую очередь, на соответствующую деятельность нерезидентов. В Российской Федерации такой режим установлен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который является важнейшим элементом правово-го регулирования валютных операций, вообще всех правоотношений, возникающих по по-воду валюты. Закон содержит ряд фундаментальных определений теоретического и практи-ческого порядка. Кроме того, важные нормы валютного регулирования входят в состав но-вого Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 г.
Государственная Дума приняла 21 ноября 2003 года и Совет Федерации одобрил Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу с 18 июня 2004 года. Многие фундаментальные понятия, связанные с валютным регулированием, претерпели существенные изменения в связи с принятием данного акта.
Избрание означенного
выше типа валютного режима в Российской
Федерации обусловлено
В условиях действия
валютной монополии, когда существовал
абсолютный запрет на осуществление
валютных операций кем-либо кроме Государственного
банка СССР, Внешторгбанка СССР и
некоторых органов
Нарушение правил о валютных операциях и так называемая спекуляция валют-ными ценностями или ценными бумагами представляли собой, в соответствии с 88 ст. Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., уголовные преступления, подлежали наказанию в ви-де лишения свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без оной, но при этом с обязательной конфискацией ценностей и ценных бумаг. Кроме того, названное наказание могло по усмотрению суда сопровождаться ссылкой на срок от двух до пяти лет. Спекуляция валютными ценностями в виде промысла или в крупных разме-рах, а также нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее осужденным за анало-гичное преступление, подлежало наказанию в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казни1.
В 1986–87 годах советские предприятия получили право устанавливать прямые экономические контакты с предприятиями стран, входивших в состав Совета Экономиче-ской Взаимопомощи. Валютные средства, приобретенные в результате хозяйственной деятельности, не изымались, не подлежали обязательной продаже государству, но оста-вались на валютных счетах предприятий. Некоторые незначительные обязательные от-числения осуществлялись в пользу отраслевых министерств. В 1989 году были разработа-ны республиканские нормативы отчислений от валютных поступлений предприятий в пользу государства. Децентрализованный порядок распоряжения валютными средства-ми, получаемыми в результате экспортно-импортных операций, который был установлен в 1989 году, означал, что данная функция была сосредоточена в министерствах и ведом-ствах. Этот порядок означал ущемление общегосударственных интересов и создавал ши-рокие возможности для злоупотреблений и коррупции.
Принятый 1 марта
1991 года Закон СССР «О валютном регулировании»
определял общие принципы правового
регулирования валютных операций, полномочия
и функ-ции органов
С 1 июня 1992 года был введен единый валютный курс рубля, который с этого мо-мента постоянно падал, что объяснялось падением производства и общим кризисом эко-номики. Однако усилия Правительства и Центрального банка России, конкретные меры валютного регулирования предотвратили неконтролируемое, «свободное» падение курса национальной валюты.
Важнейшим из таких мероприятий было принятие Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. Данный закон был важнейший нормативно-правовым актом, регулировавшим валютные правоотноше-ния. Закон устанавливал принципы проведения операций как с национальной, так и с иностранной валютой на территории страны, разграничивал полномочия государствен-ных органов в этой сфере, определял их функции в валютном регулировании и валют-ном контроле. Закон 2004 года продолжил данную тенденцию правового регулирования.
Действующий Федеральный
закон «О валютном регулировании
и валютном контроле» определяет основные
понятия данной сферы правового регулирования.
Понятие
валютных ограничений можно определить
следующим образом: это меры публично-правового
регулирования, препятствующие прямо
или косвенно возникновению, изменению
или прекращению
В своей первоначальной редакции ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» выделял следующие ограничения:
- прямой запрет на осуществления валютных операций (абз.1 ч. 8 ст. 8, ст. 9, ч. 2 и 3 ст. 14);
- количественные валютные ограничения (п. 5 ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 15);
- требование
о репатриации валютной
- требование об обязательной продаже части валютной выручки (см. ст. 21 Федерального закона «О ВРиВК» и Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И);
- требования о предварительной регистрации (ч. 3 ст. 12);
- требование об использовании специального счета (п. 10 ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 7 ст. 7, ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 3 ст. 11, ч. 5 ст. 13, ч. 5 ст. 14);
- требование о резервировании (ч. 1-5 ст. 7, ч. 3 ст. 11, абз. 2 ч. 4 ст. 12, ст. 16);
- отдельные меры валютного контроля (абз. 4 ч. 5 ст. 23).
Однако и раньше, а тем более после прекращения действия с 1 января 2007 г. таких валютных ограничений, как требование об использовании специального счета, требование о резервировании, требование об обязательной продаже части валютной выручки, требование о предварительной регистрации счетов за рубежом, систему валютных ограничений в России можно представить в виде реализуемой на основе принципа «разрешено все, что прямо не запрещено» (абз. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О ВРиВК») системы запретов, устанавливаемых в форме негативного обязывания (т. е. путем определения недопустимого поведения) либо в форме позитивного обязывания (т. е. путем четкой регламентации допустимого поведения и запрещения осуществления действий, выходящих за рамки этой регламентации).
Таким образом, в настоящий момент сложилась следующая система валютных ограничений.
- Запрет на
осуществление валютных
- запрет на
единовременный вывоз из
- запрет для
лиц, не являющихся
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и труда"