Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, шпаргалка
Рабоат содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Налоговый
блок
34 Понятие
и содержание налога, пошлины и сбора.
36 Структура,
содержание и значение общей части Налогового
кодекса Российской
Федерации.
37 Понятие
и виды налогов в Российской Федерации.
38 Понятие
государственной пошлины в российском
финансовом праве.
40
Понятие и виды субъектов налогообложения.
41
Понятие и виды предметов и объектов налогообложения.
42
Порядок исчисления налогов в соответствии
с российским законодательством.
43
Понятие и виды налоговых преступлений.
44
Понятие и виды налоговых правонарушений.
45
Правовое регулирование порядка взимания
налога на доходы физических лиц.
47
Правовое регулирование процесса взимания
Единого социального налога.
48
Правовое регулирование взимания акцизов.
50
Понятие и характеристика налоговой системы
Российской Федерации.
51 Права и
обязанности субъектов налогообложения
в соответствии с российским законодательством.
57 Местные
налоги.
58 Региональные
налоги.
59 Федеральные
налоги.
101
Налоговые споры и способы их разрешения.
79 Эволюция
прямого налогообложения в Российской
Федерации (с1992 г.).
80
Эволюция косвенного налогообложения
в Российской Федерации (с 1992 г.).
Налог может быть рассмотрен с позиции не только его правовой природы, но и юридической техники. Между этими двумя подходами не может быть кардинальных противоречий, так как законы не должны противостоять праву, быть «беззаконными».
Это предопределяет
главная юридическая черта
Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако при отступлении от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение.
Налог следует рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу — меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать его как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний казны и ее агентов, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений — с одной стороны, общества и государст¬ва как выразителя интересов общества — с другой.
К определению понятия «налог» можно подходить с различных по¬зиций: правовой, экономической, социальной и т. п. При этом будут по-разному учитываться аспекты налогообложения в зависимости от цели дефиниции. В законодательстве определение налога дается с це¬лью указать черты этого платежа и тем самым ограничить возможно¬сти органов власти и управления самостоятельно устанавливать плате¬жи, которым свойственны эти черты. Имеются примеры, когда органа¬ми управления вводились обязательные платежи, налоговые по сути, но неналоговые по названию. Оспорить законность таких поборов при отсутствии четкого определения понятия «налог» весьма сложно.
С этой позиции можно предложить следующее определение налога.
Налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на нача¬лах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратно¬сти, обеспеченная государственным принуждением, не носящая ха¬рактера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платеже¬способности субъектов публичной власти.
Предлагаемое определение подчеркивает прерогативу законода¬тельной власти устанавливать налоги. Взимание на указанных нача¬лах любого платежа, как бы он ни назывался (повинность, взнос, сбор, такса и т. п.), если он не установлен законом, является непра¬вомерным. В сфере налогообложения исполнительная власть связана законом сильнее, чем в сфере управления.
Налог как юридический механизм не имеет непосредственной це¬ли собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но их предполагаемая сум¬ма не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Раз¬мер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете, и в принципе не ограничен.
Предлагаемое определение налога позволяет отделить налоги от сборов и пошлин. При уплате пошлины или сбора всегда присутст¬вуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непо¬средственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными.
Законодательное определение налога дано в ст. 8 ч. 1 Налогового кодекса РФ1. Под налогом понимается обязательный, индивидуаль¬но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственно¬сти, хозяйственного ведения или оперативного управления денеж ных средств в целях финансового обеспечения деятельности госу¬дарства и (или) муниципальных образований.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладаю¬щие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ч. 1 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.
В определении понятия «налог» законодателя опередил Консти¬туционный Суд РФ. Он указал, что налоговый платеж — это осно¬ванная на законе денежная форма отчуждения собственности с це¬лью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индиви¬дуальной безвозмездности1.
Все приведенные определения, хотя и различаются некоторыми деталями, едины в главном:: налогообложение является формой отчу¬ждения собственности; право собственности первично по отношению к праву государства требовать отторжения части собственности в ви¬де налога.
Эта позиция является основополагающей для всего налогового законодательства.
Понятия пошлины и сбора
Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, по¬крытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственно¬го управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»2.
Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) со¬стоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издер¬жек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается по¬шлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расхо¬ды. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради по¬крытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отно¬шении введения различных регистраций и т. п.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных ус¬луг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, дого¬ворные платежи. Это —денежные повинности, взимаемые в индиви¬дуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением: административных услуг (например, за рассмот¬рение ходатайства о получении или прекращении гражданства); по¬шлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах кон¬кретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее дей¬ствие на автодороги)1. Выделяют также пошлины, взимаемые в опре¬деленных сферах государственной деятельности: судебные, таможен¬ные, нотариальные и др.
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: го¬сударственная, регистрационная и таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу пла¬тельщика — принятие исковых заявлений и других документов су¬дом, совершение нотариальных действий, регистрация актов граж¬данского состояния, выдача документов и др., а также за предостав¬ление особого права (например, права на охоту).
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с за¬явкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.
Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-им¬портных операций.
В Налоговом кодексе РФ используется собирательное понятие «сбор». Оно охватывает как собственно сборы (платежи за облада¬ние специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Консти¬туции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».
В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправле¬ния, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определен¬ных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8).
К категории
«сборы» можно отнести
В силу традиции
платеж, являющийся налогом, может быть
на¬зван пошлиной, сбором, и наоборот.
Так', косвенный налог, уплачи¬ваемый при
пересечении товарами таможенной границы
государства, традиционно принято называть
таможенной пошлиной. Целевые со¬циальные
налоги, уплачиваемые работниками и работодателями
в специальные фонды (пенсионные, социального
и обязательного ме¬дицинского страхования
и др.), именуются взносами, платежами и
т. п. Эти взносы не являются таковыми в
строгом смысле слова, поскольку взимаются
на основе платежеспособности, что присуще
налогам, но не характерно для пошлин и
сборов. Это обстоятельство затушевывает
истинную природу того или иного платежа,
затрудняет его анализ налогоплательщиком
(иногда это делается умышленно), создает
угрозу нарушения установленных правил
налоготворчества.
Общая часть НК РФ состоит из 7 разделов, 20 глав и 142 статей.
Ее содержание составляет: законодательство и иные нормативные
правовые акты о налогах и сборах; система налогов и сборов в
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и труда"