Азиатский вектор во внешей политике РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.

Работа состоит из  1 файл

диплом Азиатский вектор во внеш полит РК исправленный.doc

— 520.50 Кб (Скачать документ)

 В  В Е Д Е Н И Е

 

     Прошло  чуть больше десяти лет со времени  выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война. В ту пору государства только начинали приступать к строительству нового мира, именно в те годы произошло становление принципиально новых международных организаций, таких как ООН, затем СБСЕ и других. Однако полной реализации миротворческих усилий, несомненно, мешали конфронтация и противостояние двух систем. И вот теперь перед мировым сообществом встали практически те же, только несколько обновленные и более гуманные задачи. После периода противостояния появился шанс установить подлинно новый миропорядок, построенный на доверии и сохранении безопасности, насыщенного диалога между странами - как развитыми, так и развивающимися, как с устоявшейся государственностью, так и молодыми. И для нас чрезвычайно важно, что эти процессы в последние годы происходили при непосредственном участии Казахстана.1

     Казахстан стал одним из инициаторов вхождения  в мировое сообщество государств, интегрирования в мировую экономику. 16 декабря 1991 г. Казахстан из независимой республики Союза ССР стал суверенным, независимым государством.

     Данная  дипломная работа посвящена проблемам  формирования внешней политики Казахстана в условиях глобализации. В работе анализируется геополитическая ситуация в современном мире накануне и в начале XXI века, внешняя политика ведущих мировых держав. Важную роль во внешней политике Казахстана играют страны Азии, являющиеся нашими ближайшими соседями. Поэтому вся работа посвящена именно АЗИАТСКОМУ ВЕКТОРУ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА.

     Основной  целью работы является определение  роли стран Азии в развитие Казахстана и обоснование перспектив сотрудничества.

     Особое  место в первой главе работы уделяется  вопросам глобализации экономики как  важного политикоформирующего фактора. Здесь же раскрываются приоритеты внешней политики страны. Детально рассматривается актуальная проблема экономизации внешней политики Казахстана. Эта задача впервые была сформулирована Президентом Н.А.Назарбаевым на расширенном заседании Коллегии МИД РК 14 сентября 1998 года.

     В работе обстоятельно излагается деятельность Казахстана как полноправного и  активного субъекта международных  отношений в ООН и других международных  организациях и учреждениях.

     Во  второй, основной главе рассматриваются в основном отношения Казахстана с азиатскими государствами. Подробно рассматривается роль стран Азиатско-тихоокеанского региона в геополитических отношениях и их влияние на внешнюю политику Казахстана. Более подробно рассмотрены отношения нашей страны с Китаем. Приведены некоторые статистические данные, анализируя которые, понятны ответы на вопросы: почему Республике Казахстан выгодно сотрудничать с Китаем и другими азиатскими странами. В работе нашли свое отражение отношения Казахстана со странами СНГ в многостороннем и двустороннем форматах. В концептуальном плане излагаются экономические аспекты интеграции стран-членов Содружества Независимых Государств. Представлена стратегия Евразийского партнерства.

     Третья  глава посвящена проблемам и  перспективам превентивной дипломатии в Азии.

     Дипломная работа написана на основе изучения и  анализа широкого круга источников таких авторов как К.Токаев, У.Касенов, Б. К. Таижанов, Сыражкин К., Султанов К., С. Примбетов, И. Алесин, А. Х. Христанбекова, Г. Б. Хан и других. Используется множество работ Н.А. Назарбаева, приводятся цитаты из статей периодической печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     глава первая. Внешняя политика Республики Казахстан 

1.1. Место  Республики Казахстан в мировом экономическом пространстве после приобретения государственного суверенитета 

     Судьба  распорядилась так, что время  трудных раздумий и решений радикального переустройства жизни выпало на наш  народ. Тоталитарное общество, создавшееся многолетними усилиями коммунистического режима, развалилось буквально на глазах. Можно назвать немало причин столь быстрого и необратимого разрушения, казалось бы, мощнейшей сверхдержавы. Я согласен с мнением Н.А.Назарбаева, что главная из них заключается в том, что в СССР изначально отсутствовал механизм самовосприятия и самоопределения человека. Советские люди никогда по-настоящему не чувствовали себя истинными хозяевами своей жизни, своей собственности, своей страны, а были лишь безгласными винтиками партийно-государственной машины. Не случайно, как только прежние идеологические формы развеялись в прах, многие растерялись и сегодня живут ощущениями путника, потерявшего знакомые ориентиры. Мы отказались от строительства “светлого будущего” по туманным проектам марксизма-ленинизма. Нам необходима была четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, которая давала бы возможность увидеть каждому азимуты движения, обрести уверенность в предсказуемости событий. Мне кажется “Стратегия становления и развития суверенной республики Казахстан” Назарбаева отвечала этой необходимости.2

     История так распорядилась, что Казахстан  в период распада биполярного  мира оказался в эпицентре мировой  политики. На месте сверхдержавы появились  новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было вызвано не только нашей огромной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составом населения, но, в первую очередь, это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Это обстоятельство привело к тому, что название нашей республики замелькало в мировых средствах массовой информации.

     Незнание  наших реалий поначалу вызвало формирование негативного образа Казахстана как исламского государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому сообществу. Этот негативный образ действовал и мешал не только нам, но и нашим будущим партнерам. 90-е годы - период коренной ломки прежних отношений в международных делах, период крайней нестабильности и появления новых “демонов” - региональных и внутренних войн, роста масштабов терроризма.3

     Перед нами стояла не только задача налаживания  международных связей, но и преодоления  мощного негативного барьера, созданного некоторыми политиками и средствами массовой информации. Мы должны были решить несколько проблем.

     Во-первых, показать, что на самом деле представляет собой наше государство.

     Во-вторых, обеспечить не только международное  признание Казахстана, но и его безопасность, территориальную целостность.

     В-третьих, включиться в мирохозяйственные  экономические связи. Тогда же началось становление нашей внешней политики.

     В тот период только личные контакты, переговоры с руководителями государств мира, ведущих экономических гигантов, международных организаций могли переломить ситуацию. Именно поэтому нашему президенту Н. Назарбаеву пришлось провести целую серию зарубежных поездок.

     В ходе этих визитов решались не только дипломатические проблемы. Нужно было заново создавать всю договорную базу межгосударственных отношений. Без подписания соглашений о дружбе и сотрудничестве, договоров об основах взаимоотношений не могли быть установлены деловые контакты. Мы добились того, что с первых дней нашей независимости многие развитые страны заключили с нами полномасштабные экономические соглашения, установили режим благоприятствования в торговле.

     Кроме того, для многих Казахстан был terra incognito, землей неизведанной. Надо было представить его возможности, его народ, его потенциал, поэтому в состав наших государственных делегаций всегда входили депутаты, представители интеллигенции, ученые, журналисты. Они присматривались к различным моделям экономического и политического развития. Необходимо было на месте разобраться в достоинствах и недостатках различных моделей модернизации, изучить возможности перенесения зарубежного опыта на казахстанскую почву. По моему мнению, это наиболее позитивный путь для развития в Казахстане политической, экономической и других систем. Вообще была проделана огромная работа, которая дала положительные результаты.

     С обретением суверенитета, вступлением  в ООН и целый ряд международных  организаций Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами собственной  внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую экономику и мировое сообщество.

     Оказавшись  на международной арене, Казахстан  окунулся в качественно иную среду, в которой его внешнеполитический курс, как и у любого другого  государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Но при всем этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировом сообществе.

     Специфика геополитического положения и этно-демографического состава, уровень развития экономики  и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении  его безопасности не военные, а политические средства с опорой, прежде всего  на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем, драматичном отрезке становления государственности республик бывшего Союза.

     В результате развала советской империи  возник абсолютно новый геополитический  расклад, в котором Казахстан занимает выгодное во внешнеполитическом и стратегическом аспектах пространство, связующее Европу с Азиатско-тихоокеанским регионом, а также Россию с южными странами. Россия и Казахстан стали своеобразным «интеграционным узлом», связывающим Азию, Европу и Америку.4

     Наша  республика, появившись на политической карте, неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных  интересов, подразумевая под этим, прежде всего территориальную целостность  и суверенитет, благополучие граждан  и защиту их конституционных прав. С учетом происходящих в Казахстане крупных социально-политических преобразований Президентом Н. А. Назарбаевым в качестве долгосрочной цели внешней политики Казахстана было определено формирование и поддержание внутри страны, становления и развития Казахстана как суверенного государства.

     В качестве непременного условия была поставлена задача достойного вхождения  Казахстана в мировое сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми заинтересованными странами и активной работы в международных организациях.

       Уже 5 марта 1992 года Казахстан  был принят в ООН. Таким образом,  мы получили возможность быть  причастными к мировым делам  и общечеловеческим проблемам,  находиться в русле современного  цивилизованного развития человечества, иметь доступ к его достижениям в политической, экономической, социальной, гуманитарной и других важнейших сферах деятельности. В сфере широкого спектра международных вопросов, рассматриваемых в ООН, чрезвычайно важно иметь в универсальной организации собственные четкие позиции по основным политическим проблемам современности, исходя из места и роли Казахстана в мировой политике, защиты и обеспечения интересов нашего государства. В этой связи определяющее значение имело первое выступление в ООН Президента РК Н.А.Назарбаева, состоявшегося на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, в котором были изложены принципы участия независимого Казахстана в деятельности этой международной организации, наше видение ее роли в современном мире. По общему признанию, выступление Президента РК, выдвинутые им масштабные внешнеполитические инициативы, стали серьезной заявкой молодого государства на участие в мировой политике, во многом способствовали его признанию во Всемирной организации. Взвешенный и прагматичный курс главы нашего государства, приверженность Республики соблюдению норм международного права вызывают уважение и поддержку со стороны государств - членов и руководства Организации.

     В дипломатических кругах и Генеральным  секретарем Организации признается, что содержание инициативы Президента Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии полностью соответствует целям и принципам Устава ООН. Три совещания с участием постоянных представителей более 20-ти азиатских стран при ООН и международных организаций, проведенных в США (Нью-Йорке) по итогам совещаний по СВМДА в Алматы, показали активную поддержку этой инициативы со стороны многих стран. Постпредством также проводится целенаправленная работа по продвижению инициатив Казахстана о созыве специальной сессии Генассамблеи ООН, посвященной проблемам постконфронтационной эры. Активный интерес вызвала в ООН выдвинутая Президентом Казахстана идея создания Евразийского союза. Представители государств - членов подчеркивают дальновидность этой инициативы в свете объективных тенденций современного развития, ее направленность на укрепление стабильности и безопасности как в региональном, так и в глобальном контексте. Стремлением Казахстана способствовать укреплению международной безопасности и стабильности обусловлен сбалансированный и реалистический подход нашего государства к мировым политическим проблемам. Позиция нашей Республики при голосовании по наиболее острым и чувствительным вопросам повестки дня Генассамблеи признается и получает в целом позитивную оценку на этом международном форуме. Важнейшим событием года явилась Конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению и продлению действия Договора, которая прошла в Нью-Йорке. Этот Договор, участниками которого являются 175 государств, на протяжении 25 лет был самым широко признанным инструментом контроля над вооружениями. Казахстан в декабре 1993 года ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Это было позитивно оценено мировым сообществом как практический вклад нашей страны в дело укрепления международного мира и безопасности. За первые годы своей независимости Казахстан, благодаря внешнеполитическому курсу его руководства, приобрел на международной арене позитивный имидж, располагает существенными потенциальными возможностями для гармоничной интеграции в мировое сообщество. Поэтому, как бы ни было трудно, необходимо с самого начала строить дипломатическую деятельность, ориентируясь на общепризнанные в этом деле нормы. Следует, четко определяя приоритеты, обеспечивать активное участие Республики в работе ключевых форумов многосторонней дипломатии. Принимая активное участие в работе ООН, Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в выработке решений по многим международным вопросам в первую очередь тем, которые входят в сферу жизненно важных интересов Республики. При этом, безусловно, членство в ООН должно давать Казахстану политическую, экономическую и иную отдачу, способствовать прогрессивному развитию нашего государства - укреплению национальной безопасности.5

Информация о работе Азиатский вектор во внешей политике РК