Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:19, контрольная работа
1. Государственная политика в области охраны труда
2. Основные законодательные акты по охране труда.
3. Сущность СУОТ.
...
60. Первая (доврачебная) помощь пострадавшим от пожаров.
Группа охвата: Определяется Директивой, в то время как внедрение на национальном уровне зависит от юридической и административной структуры Страны-Члена ЕС.
Ответственность: Страны-Члены ЕС обязаны осуществлять Директивы с учетом национальной специфики, привлекая и вовлекая в этот процесс социальных партнеров. Страны-Члены ЕС в рамках национального законодательства должны определить, кто будет являться адресатом этих положений.
Конвенции МОТ в области ОТ
Конвенции и рекомендации МОТ являются основным инструментом международного регулирования труда. Конвенции МОТ в сфере охраны труда содержат нормативы и положения, которые предполагают обязанности государства в области управления сферой охраны труда, экономическую ответственность работодателя за опасные и вредные условия труда, а также права и ответственность работника. Важнейшим документом, формулирующим концептуальные основы государственной политики международного сообщества в области охраны труда, является Конвенция 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда».
Конвенция № 187 Главная задача Конвенции состоит в том, чтобы обеспечить приоритетность охраны труда в государственной политике стран и содействовать принятию ими политических обязательств по развитию охраны труда на основе социального диалога. Ее положения опираются на две основные концепции – развитие и поддержание культуры профилактики в области охраны труда и применение системного подхода к управлению охраны труда на национальном уровне. Конвенцией 187 введен термин «национальная культура профилактики в области безопасности и гигиены труда», который означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях. При этом правительство, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством системы установленных прав, ответственности и обязанностей, а принципам профилактики придается самый высокий приоритет.
Конвенция № 155 Принципиально важное значение для совершенствования организации охраны труда имеет Конвенция 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде». Основной сутью Конвенции является признание необходимости разработки на государственном уровне, с учетом международного опыта, национальной политики в области охраны труда и создание необходимых правовых и организационных механизмов ее реализации, как на национальном уровне, так и на уровне предприятий, организаций. В данной Конвенции также содержится решительный призыв к полноценному участию работников. В соответствии с положениями Конвенции разработка и реализация государственной политики предполагает принятие на национальном уровне государственной системы управления охраной труда на современном этапе. Работодатель обязан за свой счет устанавливать систему управления охраной труда и создавать безопасные условия труда. На уровне предприятий сотрудничество работодателей и работников и/или их представителей является основным элементом организационных и превентивных мер. Данное сотрудничество осуществляется путем взаимного обмена информацией. Эффективное создание безопасных условий труда и установление системы управления охраной труда является системным подходом, включающим определение опасностей, оценку рисков, проведение профилактических мероприятий, мониторинг и анализ. Работодатель обязан провести за свой счет оценку рисков на предприятии с целью выявления имеющихся опасностей и предотвращения несчастных случаев.
Конвенция № 161 Конвенция о службах гигиены труда (№ 161) подчеркивает роль гигиены труда как составной части национальной системы охраны труда. Она определяет необходимость создания и развития служб гигиены труда, на которые возложены профилактические функции и ответственность за консультирование работодателя, работников и их представителей на предприятии по вопросам создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, а также приспособления трудовых процессов к способностям работников с учетом состояния их физического и психического здоровья. В соответствии с национальными условиями и практикой и после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, каждое государство-член организации должно разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику в отношении служб гигиены труда, включающую общие принципы, регулирующие их функции, организацию и деятельность. Проводимые меры должны быть достаточными и учитывать специфические потенциальные опасности, имеющие место на этих предприятиях. Службы гигиены труда должны разрабатывать программу деятельности применительно к предприятию или предприятиям, которые они обслуживают, учитывая, в частности, наблюдения и анализ наблюдений за состоянием здоровья работников и производственной средой, данные которого следуют использовать на конфиденциальной основе, производственные опасности, а также проблемы, специфические для соответствующих областей экономической деятельности.
18. Права на охрану труда при заключении трудового договора
Условия трудового договора не могут содержать положений, противоречащих законам и иным нормативно-правовым актам по охране труда.
При заключении трудового
договора работодатель должен проинформировать
работника под расписку об условиях
труда и о наличии на его
рабочем месте опасных и
Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья. К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального подбора допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы.
Все работники согласно закону подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.
Права работников на охрану труда во время работы
Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям законодательства.
Работник вправе отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья либо для окружающих его людей, или для производственной либо окружающей среды. Он обязан немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю или работодателю. Факт наличия такой ситуации при необходимости подтверждается специалистами по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза, членом которого он является, или уполномоченного работниками лица по вопросам охраны труда (если профессиональный союз на предприятии не создавался), а также страхового эксперта по охране труда.
За период простоя по причинам, предусмотренным частью второй настоящей статьи, возникшим не по вине работника, за ним сохраняется средний заработок.
Работник имеет право
расторгнуть трудовой договор по
собственному желанию, если работодатель
не исполняет законодательство об охране
труда, не соблюдает условия
Работника, который по
состоянию здоровья в соответствии
с медицинским заключением
На время приостановления эксплуатации предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора за охраной труда либо службой охраны труда за работником сохраняются место работы, а также средний заработок.
19. Общественный контроль выполнения законодательсива об от. Полномочия профсоюзов.
Согласно Закону Украины "О правах Профсоюзов, их права и гарантии деятельности" от 15 сентября 1999 г. профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдение законодательства о работе и об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий работы, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
В случае угрозы жизни или здоровью работников, профсоюзы имеют право требовать от работодателей немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделах или на предприятии в целом на время, необходимое для устранения угрозы жизни или здоровью работников.
Профсоюзы имеют право на проводку независимой экспертизы условий работы, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на. соответствие их нормативно-правовым актам по вопросам охраны труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профзаболеваний на производстве и давать выводы о них. Для осуществления этих функций профсоюза, их объединения могут создавать службы правовой помощи и соответствующие инспекции, комиссии, утверждать положение о них. Уполномоченные представители профсоюзов имеют право вносить работодателям представления, которые являются обязательными для рассмотрения работодателями, и получать от них аргументированные ответы (ст. 21 Закона).
Согласно ст. @ 46 закона Украины "Об охране труда" от 14 октября 1992 г. (Ведомости Верховной Рады Украины. - 1992. - №49. - Ст. 668) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют: трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных; профессиональные союзы - в лице своих выборных органов и представителей.
Уполномоченные трудовых
коллективов по вопросам охраны труда
имеют право беспрепятственно проверять на предприятии выполнения требований
относительно охраны труда и вносить обязанности
для рассмотрения владельцем предложения
об устранении выявленных нарушений нормативных
актов по безопасности и гигиене работы.
Для выполнения указанных обязанностей
владелец за свой счет организовывает
обучение и освобождает уполномоченного
по вопросам охраны труда от работы на
предусмотрен коллективным договором
срок с сохранением за ним среднего заработка.
Порядок организации и деятельности уполномоченных
трудовыми коллективами по вопросам охраны
труда на предприятиях, в учреждениях
и организациях установлено Типовым положением,
утвержденным приказом Государственного
комитета Украины по надзору за охраной
труда от 28 декабря 1993 г. №135 (Кодекс законов
о работе Украины с постатейными материалами
// Бюллетень законодательства и юридической
практики Украины. - 1997. - №11-12. - С. 652).
Профсоюзные комитеты предприятий, учреждений и организаций имеют право создавать комиссии по вопросам охраны труда, порядок организации и деятельности которых предусмотрен Положениям о комиссии по вопросам охраны труда профсоюзного комитета предприятия, утвержденным постановлением Президиума Федерации профсоюзов Украины от 20 сентября 1994 г. (Кодекс законов о работе Украины с постатейными материалами // Бюллетень законодательства и юридической практики Украины. - 1997. - №11-12. - С.660).
20. Функциональные
обязанности, права
НПАОП 0.00-4.11-07: Уполномоченные по вопросам охраны труда с целью создания безопасных и здоровых условий труда на производстве, оперативного устранения выявленных нарушений осуществляют контроль за:
- соответствием нормативно-
- бесплатным обеспечением
работников нормативно-
- своевременным и правильным
расследованием, документальным оформлением
и учетом несчастных случаев
и профессиональных
- выполнением приказов, распоряжений, мероприятий по охране труда, в том числе мероприятий по устранению причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, указанных в актах расследования;
- наличием и состоянием наглядных средств пропаганды и информации по охране труда на предприятии.
Уполномоченные по вопросам охраны труда немедленно сообщают мастера, бригадира или другого руководителя работ о любой несчастный случай или повреждение здоровья, которые произошли с работником на производстве, и оказывают помощь пострадавшему.
Уполномоченные по вопросам охраны труда принимают участие в:
- проработке соответствующего
раздела коллективного договора
(соглашения) по вопросам охраны
труда, комплексных