Организация осуществления президентской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:30, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение Конституционно-правового статуса Президента РФ. Исходя из цели работы ее задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- значение института президентства;
-соотношение ветвей власти и Президента;
-порядок избрания, кандидаты на замещение должности, правовой иммунитет, отрешение от должности;
-задачи и компетенция;
-управление делами Президента РФ, органы при Президенте РФ;
-указы Президента РФ и проблемы их совершенствования.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей 6
1.1 Значение института президентства 6
1.2 Соотношение ветвей власти и Президента 11
Глава 2. Президент как глава Российского государства 15
2.1 Порядок избрания. Кандидаты на замещение должности. Правовой иммунитет. Отрешение от должности 15
2.2 Задачи и компетенция 32
Глава 3. Организация осуществления президентской власти 48
3.1 Управление делами Президента РФ. Органы при Президенте РФ 48
3.2 Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования 60
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81

Работа состоит из  1 файл

собко.docx

— 126.83 Кб (Скачать документ)

Нельзя  упускать из виду и другую национальную особенность. Конституционная практика свидетельствует о том, что ни одна мера (правительственная или законодательная) практически не может быть осуществлена против воли главы государства. Это особенно проявилось в периоды обострения отношений между Государственной Думой и Президентом.

В прошлые  годы даже в тех радикальных случаях, когда парламенту удавалось преодолеть вето Президента, находились "советчики", которые предлагали пути для нейтрализации  спорных законов вплоть до неподписания их Президентом даже после преодоления  его вето или возврата без рассмотрения по процедурным причинам. Такие факты (хотя и немногочисленные) все же имели место, несмотря на конституционную  обязанность главы государства  промульгировать и обнародовать принятый закон.

Для цивилизованного  переустройства общественно-экономического уклада и создания правового государства  нет иного пути, кроме принятия парламентом адекватных требованиям  времени федеральных законов. Это, конечно, требует высокого уровня организации  законодательной деятельности, включая  обязательные правовые и иные экспертизы законопроектов, результаты которых  были бы известны общественности и  внимательно рассматривались депутатами. Но многие законы остаются "вещью  в себе", если не обеспечены необходимыми подзаконными актами, инициативными  действиями главы государства и  Правительства. Без указов Президента и постановлений Правительства  такие правовые акты "зависают" над правовым полем.

 

 

Заключение

 

Подведем  итоги проведенного исследования.

Глава о  Президенте РФ открывает перечень глав Конституции, устанавливающих место  федеральных органов государственной  власти в системе органов публичной  власти и их компетенцию.

Президентом традиционно именуется глава  государства в странах с республиканской  формой правления. На протяжении более  чем 70-летней истории существования  СССР и РСФСР единого главы  государства Конституция не предусматривала. Его функции выполнял Генеральный  секретарь ЦК КПСС. С ликвидацией  монополии КПСС в политической системе  государства был введен пост Председателя Верховного Совета СССР - высшего должностного лица СССР, а в марте 1990 г. на третьем  Съезде народных депутатов СССР был  введен пост Президента СССР. Первым и  последним Президентом СССР был  М.С. Горбачев. После этого посты  президентов были учреждены в  ряде республик в составе СССР. В соответствии с решением всероссийского референдума 17 марта 1991 г. пост Президента был учрежден и в России.

Статус  главы государства определяет место  президента внутри страны и в международных  отношениях как высшего представителя  государства.

Президент РФ наделен широким кругом полномочий, которые он применяет, реализуя свой статус главы государства, самостоятельно, юридически независимо от других органов  государственной власти РФ, но в  тесном взаимодействии с ними. Получая  свои полномочия от народа на основе всеобщих, равных и прямых выборов, он не подчинен никаким органам власти и не должен отчитываться перед ними. Ответственность  за свою политику он несет только перед  народом. При этом Президент РФ обладает сдерживающими полномочиями по отношению  к органам законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы в  свою очередь обладают "сдержками  и противовесами" по отношению  к нему.

Роль  Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Она выражается в том, что Президент РФ, реализуя свои конституционные полномочия, обеспечивает прямое действие Конституции на всей территории РФ.

Основные  направления внутренней и внешней  политики Президент РФ формулирует  прежде всего в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. Эти направления  должны соответствовать общедемократическим  принципам устройства общества и  государства, содержащимся в Конституции.

Участие Президента РФ в законодательном  процессе, реализация иных полномочий, предусмотренных Конституцией, позволяют  Президенту влиять на обеспечение определяемых им направлений внутренней и внешней  политики в практической деятельности органов государственной власти РФ.

Предоставляя  Президенту РФ широкие полномочия, Конституция содержит ряд ограничений  президентской власти. Одним из них  является сравнительно короткий срок полномочий - 4 года.

Конституция закрепляет ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России, в частности, устанавливает, чтобы кандидат на пост Президента в обязательном порядке  был гражданином России. Конституция  также закрепляет ценз оседлости (т.е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного  срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция  не определяет, идет ли речь о непрерывном  сроке или возможно его составление  из отдельных временных отрезков. Установлен также возрастной ценз для  главы государства: Президент РФ не может быть моложе 35 лет.

Запрет  занятия поста Президента РФ одним  и тем же лицом более двух сроков подряд является одним из ограничений  президентской власти. Конституция  не предусматривает никаких исключений из этого правила. В то же время  не запрещено занимать этот пост одному и тому же лицу с перерывами.

Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом "О выборах  Президента Российской Федерации". В соответствии со ст. 102 Конституции  и указанным Законом выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Днем выборов является второе воскресенье  месяца, в котором проводилось  голосование на предыдущих общих  выборах Президента. Выборы Президента РФ проводятся по федеральному избирательному округу, включающему в себя всю  территорию РФ.

Обязательным  атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга  Президента.

Роль  Президента РФ как фактического руководителя исполнительной власти проявляется  не только в его взаимоотношениях с Правительством РФ, но и в праве  формировать Администрацию Президента РФ, Совет Безопасности РФ, назначать  полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных  Сил РФ, дипломатических представителей.

Основные  функции Администрации Президента РФ - организационное обеспечение  деятельности Президента РФ, Совета Безопасности РФ, консультативных и совещательных  органов при Президенте РФ и обеспечение  их взаимодействия с органами законодательной  и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических  материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений  по законопроектной деятельности Президента РФ и иные направления деятельности.

Конституция закрепляет роль Президента РФ как  координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Согласительные процедуры, которые  может использовать Президент РФ для разрешения разногласий, возникающих  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, выражаются в  обсуждении и поиске согласованных  решений, которые должны приниматься  с учетом интересов многонационального народа Российской Федерации и не нарушать прав и законных интересов субъектов РФ, не нарушать закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации принципы федеративного устройства.

Президент РФ, как и президенты ряда зарубежных государств, является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ. Этот статус позволяет  ему реализовать свои функции  по охране суверенитета и целостности  государства, гаранта прав человека, которые могут обеспечиваться лишь в условиях мира. В качестве Верховного Главнокомандующего Президент РФ осуществляет общее политическое руководство  Вооруженными Силами РФ.

Полномочия  Президента РФ реализуются в основном путем принятия им правовых актов. По Конституции актами Президента РФ являются указы и распоряжения. Решения  Президента РФ, носящие нормативный  характер, т.е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу  субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются указами.

Установление  Конституцией неприкосновенности Президента РФ является важной гарантией его  независимости и стабильности статуса  главы государства.

Конституция устанавливает основания отрешения  Президента РФ от должности и содержит процессуальные нормы о процедуре  такого отрешения. Единственным его  основанием является выдвинутое Государственной  Думой обвинение в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления. Понятия тяжкого и  особо тяжкого преступления содержатся в Уголовном кодексе РФ65.

Процедурные вопросы, связанные с отрешением Президента РФ от должности, содержатся в регламентах Государственной  Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993, № 237.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС Гарант, 2007, декабрь.
  3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 13 января 2003 г., № 2, ст. 171.
  4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС Гарант, 2007, декабрь.
  5. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст.770.
  6. Закон СССР "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР" // ВСНД ВС СССР, 1990, № 12, ст. 189.
  7. Закон РСФСР "О Президенте РСФСР" // ВСНД ВС РСФСР, 1991, № 17, ст. 510.
  8. Указ Президента РФ от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 24, ст. 2598.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС Гарант, 2007, декабрь.
  10. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СПС Гарант, 2007, декабрь.
  11. Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 г. "О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 48, ст. 4659.
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России". - М., 1996.

 

2. Специальная литература

 

  1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судебные реформы в России. - М., 1991.
  2. Алексеев А.С. Происхождение чрезвычайно-указного права и его политическое значение // Юридический вестник. - М., 1913.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: 2-е изд. - М., 1999.
  4. Борзенко А. Элизе Реклю об общественном строе Северо-Американских Соединенных Штатов. - М., 1892.
  5. Вардуль Н. Как Путин будет управлять страной // Коммерсант, 2000, 13 - 14 мая.
  6. Воинские артикулы Петра I. - М., 1950.
  7. Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию 8 июля 2000 г. // Российская газета, 2000, 11 июля.
  8. Гессен В.М. Основы конституционного права. - Пг., 1918.
  9. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. - М.; СПб., 2000.
  10. Илимский Д. Основы президентской власти. - М., 1917.
  11. История буржуазного конституционализма XIX в. - М., 1986.
  12. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. - СПб., 1998.
  1. Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд, перераб. и доп. –  М.: Юристъ, 2004.

  1. Комарова В.В., Магомедов Ш.Б. Глава государства, региона Российской Федерации. - М., 1999.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Карповича В.Д. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
  3. Конституционное право субъектов Российской Федерации. – М., 2002.
  4. Конституционное право/Отв. ред. А.Е. Козлов. - М., 1996.
  5. Конституционное право: Энциклопедический словарь/Отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2001.
  6. Лазарев Б.М.Президент СССР//Советское государство и право, 1992, № 7.
  7. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. - М., 2000.
  8. Магомедов Ш.Б. Конституционное право Российской Федерации. - Екатеринбург, 1995.
  9. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права, 2001, № 2.
  10. Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. - М., 1998.
  11. Политический механизм диктатуры монополий. - М., 1974.
  12. Российская газета, 2004, 27 мая.
  13. Савич Г.Г. Новый государственный строй России: справочная книга. - Спб., 1907.
  14. Советское государственное право / Под ред. И.Е. Фарбера. - Саратов, 1979.
  15. Солженицын А.И. Россия в обвале. - М., 1998.
  16. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия... // Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете: 1906-1911 гг. - М., 1991.
  17. Трайнин И.П. О главе государства // Советское государство и право, 1938, N 1.
  18. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Комментарий (постатейный) / Под ред. Окунькова Л.А. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 1999.
  19. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. – М., 2003.
  20. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. - М., 1995.
  21. Юридическая энциклопедия/Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 2001.

Информация о работе Организация осуществления президентской власти