Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:30, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение Конституционно-правового статуса Президента РФ. Исходя из цели работы ее задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- значение института президентства;
-соотношение ветвей власти и Президента;
-порядок избрания, кандидаты на замещение должности, правовой иммунитет, отрешение от должности;
-задачи и компетенция;
-управление делами Президента РФ, органы при Президенте РФ;
-указы Президента РФ и проблемы их совершенствования.
Введение 2
Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей 6
1.1 Значение института президентства 6
1.2 Соотношение ветвей власти и Президента 11
Глава 2. Президент как глава Российского государства 15
2.1 Порядок избрания. Кандидаты на замещение должности. Правовой иммунитет. Отрешение от должности 15
2.2 Задачи и компетенция 32
Глава 3. Организация осуществления президентской власти 48
3.1 Управление делами Президента РФ. Органы при Президенте РФ 48
3.2 Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования 60
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
Примером
комиссий при Президенте РФ является
Комиссия при Президенте РФ по вопросам
федеральных отношений и
Основными ее задачами являются: подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях упразднения избыточных функций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; рассмотрение принятых Государственной Думой в первом чтении и направляемых Президенту РФ, а также подготовленных к внесению в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, устанавливающих полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, и, при необходимости, внесение предложений по вопросам разграничения соответствующих полномочий; предварительное рассмотрение с участием полномочных представителей Президента РФ а федеральных округах подготовленных к представлению Президенту РФ проектов договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
3.2 Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования
Конституция РФ наделяет Президента страны правом издавать собственные правовые акты, к которым относятся, прежде всего, указы. Указное правотворчество Президента - сравнительно новое явление в правовом пространстве России; развивается оно весьма интенсивно и порой оказывает решающее влияние на различные стороны общественной жизни46. Однако Конституция не устанавливает конкретного перечня вопросов, по которым Президент мог бы принимать указы. В связи с этим сфера правового регулирования, охватываемая указами Президента РФ, весьма широка. Так, глава государства принимает указы в области государственно-правовых отношений, экономики, промышленности, экологии, борьбы с преступностью и т.п. Следует подчеркнуть, что в перечне вопросов, по которым Президент РФ мог бы принимать нормативные акты, на наш взгляд, значительное место занимают указы, регулирующие вопросы в сфере исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Сложившееся, видимо, практически у каждого ощущение бесчисленности и неисполняемости принятых в последние годы законов и указов удачно облек в слова А. Солженицын: "Сколько Указов, Указов, Указов, Законов, Законов прогудели над нашими головами самолетными армадами ("Мы учились эти 5 лет", - на живом теле России, да). Однако большей частью их даже и не прочли, а кто и читал - забыл и, уж конечно, никто не выполнял... А самые-то неумолимые указы - о борьбе с коррупцией и борьбе с преступностью - безнадежно зависают, ибо наша преступность и коррупция - естественное следствие безмозглых "реформ" и государственной расхлябанности"47.
Еще в начале ХХ в. отдельные государствоведы пришли к выводу о том, что "узкая" теория исполнительной власти (сводящая функции последней только к исполнению законов) навсегда, бесповоротно сдана в политический архив48. Забота об интересах народа, удовлетворении потребностей общественной жизни - задача не только законодательной, но и исполнительной власти, и способность решать ее - главный критерий оценки деятельности власти.
В пределах закона Правительство правит страной, т. е. свободно, по своему разумению, руководит государственной и общественной жизнью. Но как поступать Президенту и Правительству, если соответствующих законов нет?
Существуют разные пути достижения политического компромисса, в том числе принятие временных мер, например, делегирование высшему исполнительному органу законодательных полномочий. В ряде стран на конституционном уровне предусмотрена процедура срочного (до 10 дней) рассмотрения и принятия неотложных законов по инициативе правительства, которое в целях принятия закона может поставить вопрос о доверии правительству.
Признание
в непродуманности и
Значительное
число нормативных указов Президента
издано фактически в режиме конкурирующей
компетенции с законодательной
властью и Правительством. Объяснение
тому находят в якобы особой роли
Президента, его обширных полномочиях,
касающихся не только исполнительной,
но и законодательной власти. Заметим,
что подобные акты были типичны для
конституционных монархий и включались
в массив чрезвычайноуказного
Искажение
конституционных принципов
Для выяснения сути президентских актов полезно прежде всего обратиться к истории.
К числу
основных дефектов указов - как в
начале ХХ в., так и в настоящее
время - отечественные юристы относят
вторжение главы государства
в сферу правового
Оригинальным
и для современной
Исходя
из этого, право издания нормативных
указов и правительственных
Как правило, широкий диапазон правотворческой деятельности Президента его сторонники объясняют целесообразностью, ибо государственная жизнь, особенно на этапе реформаторских преобразований, не может жить только ожиданиями закона. Учитывая потребности общества, высшие государственные органы должны своевременно решать не только насущные социальные проблемы, но и задачи стратегического направления в развитии государства. Президент, Правительство, исполнительная власть по своей природе весьма подвижны, они представляют как бы постоянную творческую доминанту государственной власти.
Вместе
с тем российская дореволюционная
доктрина отрицательно относилась к
идее скрытых полномочий и практике
издания даже на основе делегации
указов, вторгающихся в область исключительной
компетенции законодательной
При исследовании
содержания указов наиболее сложной
представляется проблема соотношения
законности и целесообразности. Приоритет
целесообразности над законностью,
с точки зрения видного российского
реформатора П.А. Столыпина, заключается
в том, что для решения насущных
государственных проблем
Научная доктрина, напротив, рассматривала чрезвычайные указы как исключение и ставила серьезные правовые "сдержки и противовесы" их расширению. В среде государствоведов преобладало убеждение в том, что указ по своей сути подзаконен. Это вытекало и из действующих законов, принятых в ходе реформ 1905-1906 гг. Глава Российской империи, согласно Основным государственным законам от 23 апреля 1906 г., "в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов".
Следовательно,
в те годы теория и конституционная
практика негативно относились к
восполнению в законах пробелов
без ведома парламента, даже если оно
осуществлялось посредством указов
главы государства. Только через
последующее представление в
Государственную Думу и путем
специальной процедуры
Доктрина
широкой сферы указного права (в
современной отечественной
Поскольку в России единая система исполнительной власти подконтрольна и фактически подчиняется Президенту, то он получил непосредственную возможность реализовывать через эту систему свой политический курс56. Таким образом, "судьбоносные" указы законодательного характера 90-х годов принимались единолично главой государства нередко вопреки воле законодателей в заведомо опережающем парламент правотворческом темпе. Заметим, что в правовой системе России достаточного противовеса "указным" вольностям и злоупотреблениям пока нет. Реальность такова, что по российской Конституции ни парламент, ни суд не наделены правом отменять нормативные указы, противоречащие федеральным законам. Признание указов антиконституционными - явление исключительно редкое в российской практике, хотя такие указы появлялись не единожды. В то же время, согласно трактовке Конституционного Суда, принятие Президентом указов при отсутствии законов или пробелов в них признано допустимым исходя из обязанности главы государства обеспечивать прямое действие Конституции.
К сожалению, проблема разрешения коллизий между указом и законом путем отмены незаконных указов до сих пор остается открытой. Она решена пока лишь в отношении оценки конституционности указов.
Необходимость "опережающего нормотворчества" Президента мотивировалась Б. Ельциным в Послании Федеральному Собранию 16 февраля 1995 г. главным образом масштабами законодательства. "Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах. В этих условиях Президент обязан своими нормативными указами восполнять правовые пробелы"57. Иначе говоря, на первое место выдвигался фактор целесообразности, что, естественно, не встретило активной поддержки среди большинства правоведов. "Вне всякого сомнения, предложенная концепция ничего общего не имеет ни с Конституцией, ни с конституционностью. Под фактом восполнения пробелов при желании можно принять такой указ, который вступит в противоречие с демократическими устоями государства"58.
Информация о работе Организация осуществления президентской власти