Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:30, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение Конституционно-правового статуса Президента РФ. Исходя из цели работы ее задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- значение института президентства;
-соотношение ветвей власти и Президента;
-порядок избрания, кандидаты на замещение должности, правовой иммунитет, отрешение от должности;
-задачи и компетенция;
-управление делами Президента РФ, органы при Президенте РФ;
-указы Президента РФ и проблемы их совершенствования.
Введение 2
Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей 6
1.1 Значение института президентства 6
1.2 Соотношение ветвей власти и Президента 11
Глава 2. Президент как глава Российского государства 15
2.1 Порядок избрания. Кандидаты на замещение должности. Правовой иммунитет. Отрешение от должности 15
2.2 Задачи и компетенция 32
Глава 3. Организация осуществления президентской власти 48
3.1 Управление делами Президента РФ. Органы при Президенте РФ 48
3.2 Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования 60
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
В соответствии со ст. 88 Конституции
РФ Президент РФ при обстоятельствах
и в порядке, предусмотренном
федеральным конституционным
Чрезвычайное положение вводится Указом Президента РФ. Он подлежит утверждению Советом Федерации в течение 72 часов.
Вторая
сфера непосредственного
3. Полномочия
по контролю и надзору за
деятельностью исполнительных
В научной
литературе высказывается мнение о
том, что данное полномочие Президента
можно характеризовать как
Надзорные полномочия Президента РФ используются в отношении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Особое место среди них занимает конституционное право главы государства приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Данное положение конкретизируется в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с его ч. 2 и 3 ст. 29 в период действия Указа Президента РФ о приостановлении действия рассматриваемых здесь актов высшее должностное лицо субъектов РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) или органа исполнительной власти субъекта не может издать другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом РФ, либо вносящего в него необходимые изменения. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ. Анализ этих положений также свидетельствует о том, что Президент РФ не обязан обращаться в суд при приостановлении действия таких актов.
Следует
отметить, что рассматриваемое полномочие
неоднократно использовалось главой государства.
Особенно часто это делалось в 1994,
1996 и 2000 гг. В качестве примеров назовем
указы Президента РФ от 15 мая 2000 г. "О
постановлении главы
4. Арбитражные
полномочия в отношении
Одной из форм согласительной деятельности Президента РФ является создание согласительных комиссий. Например, Распоряжением Президента РФ от 4 мая 1997 г. была создана согласительная комиссия для урегулирования разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Ингушетия по некоторым вопросам Конституции Республики Ингушетия, обеспечения ее соответствия Конституции РФ и федеральным законам; Распоряжением Президента РФ от 22 апреля 1999 г. - согласительная комиссия по урегулированию разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Башкортостан, касающихся Закона Республики Башкортостан "О банках и банковской деятельности в Республике Башкортостан". Однако создание такого рада согласительных органов не получило распространения на практике.
Следует отметить, что согласительные процедуры Президента РФ имеют важное значение. Они являются одним из важнейших средств в деле разрешения спорных вопросов, и прежде всего в таких наисложнейших сферах, как межнациональные, федеративные отношения. Учитывая значимость этого института, целесообразно законодательно урегулировать данные вопросы, и прежде всего, понятия согласительных процедур, их форм, прав и обязанностей сторон. Нужен специальный правовой акт. О необходимости его принятия говорилось еще в середине 90-х годов прошлого века в юридической научной литературе39. Определенные указания в этом направлении делались и Президентом РФ. В 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако он был отклонен Советом Федерации. Основной причиной отклонения являлось то, что он не предоставлял субъектам РФ существенных возможностей отстаивать свои позиции в рамках регулируемых им процедур. Представляется, что принятие специального правового акта в целом о согласительных процедурах или согласительных процедурах, применяемых Президентом РФ, остается актуальным и сегодня.
Глава 3. Организация осуществления президентской власти
3.1 Управление делами Президента РФ. Органы при Президенте РФ
Важная
роль в деле обеспечения эффективного
осуществления полномочий Президентом
РФ принадлежит его
Администрация Президента РФ состоит из ее Руководителя, двух его заместителей, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов и иных должностных лиц Администрации; управления Президента РФ; иных самостоятельных подразделений Администрации. Самостоятельные подразделения состоят из департаментов.
Президенту
РФ принадлежит ключевая роль в деле
осуществления руководства, формирования
данного органа. Он осуществляет общее
руководство Администрацией. Вместе
с тем определен круг должностных
лиц Администрации, которые непосредственно
подчинены главе государства. Это
Руководитель Администрации, заместители
Руководителя Администрации, помощники
Президента РФ, пресс-секретарь Президента
РФ, Руководитель протокола Президента
РФ, полномочные представители
Основными
целями деятельности Администрации
являются: обеспечение реализации Президентом
РФ полномочий главы государства; контроль
за исполнением решений Президента
РФ; подготовка предложений Президента
РФ о мерах, направленных на охрану
суверенитета России, ее независимости
и государственной целостности;
содействие Президенту РФ в определении
основных направлений внутренней и
внешней политики государства; разработка
общей стратегии внешней
Для достижения
указанных целей Администрация
наделена широкими полномочиями. Она
организует подготовку законопроектов
для внесения их Президентом РФ в
Государственную Думу в порядке
законодательной инициативы; подготавливает
проекты заключений на законопроекты,
принятые Государственной Думой; подготавливает
предложения о подписании Президентом
РФ законов либо об их отклонении; подготавливает
согласование и представление Президенту
РФ проектов его указов, распоряжений,
поручений и обращений, а также
аналитических докладов, справок
и иных необходимых Президенту РФ
документов; обеспечивает обнародование
федеральных законов, выпуск указов,
распоряжений Президента РФ, а также
иных документов, подписанных им; подготавливает
материалы для ежегодного послания
Президента РФ парламенту РФ и для
его программных выступлений; обеспечивает
деятельность Совета Безопасности РФ,
Государственного совета РФ и других
совещательных и
Информация о работе Организация осуществления президентской власти