Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:30, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение Конституционно-правового статуса Президента РФ. Исходя из цели работы ее задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- значение института президентства;
-соотношение ветвей власти и Президента;
-порядок избрания, кандидаты на замещение должности, правовой иммунитет, отрешение от должности;
-задачи и компетенция;
-управление делами Президента РФ, органы при Президенте РФ;
-указы Президента РФ и проблемы их совершенствования.
Введение 2
Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей 6
1.1 Значение института президентства 6
1.2 Соотношение ветвей власти и Президента 11
Глава 2. Президент как глава Российского государства 15
2.1 Порядок избрания. Кандидаты на замещение должности. Правовой иммунитет. Отрешение от должности 15
2.2 Задачи и компетенция 32
Глава 3. Организация осуществления президентской власти 48
3.1 Управление делами Президента РФ. Органы при Президенте РФ 48
3.2 Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования 60
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, должен обратиться в Центральную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Ходатайство и документы, прилагаемы к нему, представляются кандидатом лично или уполномоченным представителем группы избирателей в случае, если кандидат болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
В случае, если проводятся досрочные выборы, срок в 20 дней не применяется.
В ходатайстве о регистрации группы избирателей обязательно должны быть указаны следующие сведения о кандидате и о каждом члене группы избирателей:
1) фамилия,
имя и отчество, дата и место
рождения, основное место работы
или службы, занимаемая должность
(в случае отсутствия
2) фамилия,
имя и отчество, дата рождения,
основное место работы или
службы, занимаемая должность (в
случае отсутствия основного
места работы или службы - род
занятий), адрес места жительства,
гражданство, серия и номер
(номер), дата выдачи паспорта
или документа, заменяющего
К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены:
- нотариально
удостоверенный или
- протокол
собрания данной группы
1) об
образовании группы
2) о поддержке
самовыдвижения кандидата с
3) о назначении
уполномоченных представителей
группы избирателей с
К ходатайству о регистрации группы избирателей прилагаются:
1) доверенности
на уполномоченных
2) список уполномоченных представителей группы избирателей в печатном и машиночитаемом виде;
3) заявление
кандидата о его согласии
- фамилия, имя и отчество,
- дата и место рождения,
- адрес места жительства,
- образование,
- основное место работы или службы,
- занимаемая
должность (в случае
- срок
проживания на территории
- гражданство
(в случае наличия помимо
- вид,
серия и номер (номер)
- сведения о судимости кандидата;
- принадлежность
не более чем к одной
4) нотариально
удостоверенная доверенность
5) если
кандидат одновременно
К ходатайству
о регистрации группы избирателей
также прилагается копия
- о размере
доходов кандидата и его
- об источниках
доходов кандидата и его
- об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности),
- об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга.
Отставка
- это добровольный уход с поста
с подписанием письменного
Правда, возникает практический вопрос: переходят ли в рассматриваемом случае обязанности Президента РФ к Председателю Правительства РФ автоматически или же Председатель Правительства РФ должен официально объявить о начале их исполнения? Во избежание недоразумений на этот счет Конституционному Суду РФ следовало бы дать толкование ст.92 Конституции. Его суть могла бы быть выражена в следующих положениях: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента РФ и не предусматривает, что кто-то должен эту отставку принять, принятие Председателем Правительства РФ полномочий Президента инициируется фактом официального объявления Президентом о своей отставке. Последний должен сделать это, полагаем, в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет об этом в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т.п. Причем отставка непременно должна последовать в день объявления о ней (т.е. следует исключить возможность такой ситуации, когда Президент объявляет заранее о том, что через неделю, месяц и т.п. он уходит со своего поста. Как раз в этом случае он может заявить, что передумал и отзывает свое заявление).
С объявленного
момента (дня и часа) Председатель
Правительства РФ считается автоматически
приступившим к исполнению обязанностей
Президента РФ. Председателю Правительства
РФ, в свою очередь, надо незамедлительно
сделать заявление об этом. Это
необходимо для укрепления общественного
спокойствия и обеспечения
Парламент ставит под сомнение поступки Президента лишь в случае совершения им особо тяжких преступлений (ст. 93 Конституции). Конечно, палаты могут дать оценку любым решениям Президента, не поддержать их и даже осудить.
Немаловажно
и то, что сторонники отставки Президента
по решению Федерального Собрания не
уточняют, какой в данном случае
нужно применить процессуальный
механизм. А эта сторона дела в
подобной ситуации исключительно важна.
Федеральное Собрание составляют две
палаты: Государственная Дума и Совет
Федерации. Совместно заседать они
не имеют права это запрещает
ст. 100 Конституции. Поэтому законы принимаются
парламентом в два этапа: сначала
рассматриваются в
Так что решение об отставке относится только к компетенции самого Президента. Но надо ли кому-то принимать отставку Президента? Вопрос этот возникает в связи с тем, что, например, согласно ч.1 ст. 117 Конституции, Правительство РФ может подать в отставку, "которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Не следует ли такое же правило записать в отношении Президента?
Прежде
всего, отметим, что Президенту Конституция
дает выбор принять или отклонить
просьбу Правительства об отставке,
поскольку Правительство РФ, как
было сказано, является Правительством
Президента РФ. Президент же никому
не подотчетен, поэтому говорить о
том, что кто-то должен принимать
или, тем более, отклонять отставку
Президента, нет никаких оснований.
В этом нет необходимости и
с формальной точки зрения, т.е. даже
для простой констатации
Не забудем и о процессуальной стороне: если допустить, что кто-то должен принять отставку Президента, то какому органу это поручить? Возложить миссию на две палаты парламента нельзя, поскольку заседать сообща они не вправе. Опасно поручать это одной Государственной Думе возможно, она по каким-либо причинам не сможет собраться на заседание или не будет кворума. Не исключено, что Государственная Дума будет распущена Президентом по основаниям, предусмотренным Конституцией, а он в это время решит подать в отставку. Уполномочивать Совет Федерации тем более не стоит, учитывая, что палата лишь периодически собирается в Москве. К тому же неясно, как оформлять принятие отставки Президента. Ведь для вынесения постановления требуется большинство от общего числа членов соответствующей палаты. А если такого большинства не будет, отставку считать не принятой?
Чтобы избежать перечисленных проблем, лучше вообще отказаться от принятия кем-либо отставки Президента и взять за основу предложенный в начале механизм: с момента объявления отставки самим Президентом его полномочия автоматически считать досрочно прекращенными. Либо возложить миссию принятия отставки Президента на Конституционный Суд РФ, да и то лишь для констатации: поскольку заявление об отставке подано, вступают в действие все юридические процессуальные механизмы, связанные с передачей исполнения обязанностей Президента Председателю Правительства РФ.
При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги.
Действующая
Конституция РФ устанавливает такие
основания для постановки вопроса
об отрешении, при которых оно
практически невозможно. Президент
РФ, согласно ст. 93 Конституции, может
быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого
Государственной Думой
Хотя
такие нормы навеяны опытом конституционного
регулирования некоторых
Процедура отрешения такова. Предложение о выдвижении обвинения, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы (а их, как известно, 450). В соответствии со ст. 176 Регламента Государственной Думы 1998 г. такое предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного ст. 93 Конституции, которое вменяется в вину Президенту. Прежний Регламент (1994 г.) требовал также представить обоснование его причастности к этому преступлению, действующий акт этого условия не содержит.
Информация о работе Организация осуществления президентской власти