Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:30, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение Конституционно-правового статуса Президента РФ. Исходя из цели работы ее задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- значение института президентства;
-соотношение ветвей власти и Президента;
-порядок избрания, кандидаты на замещение должности, правовой иммунитет, отрешение от должности;
-задачи и компетенция;
-управление делами Президента РФ, органы при Президенте РФ;
-указы Президента РФ и проблемы их совершенствования.
Введение 2
Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей 6
1.1 Значение института президентства 6
1.2 Соотношение ветвей власти и Президента 11
Глава 2. Президент как глава Российского государства 15
2.1 Порядок избрания. Кандидаты на замещение должности. Правовой иммунитет. Отрешение от должности 15
2.2 Задачи и компетенция 32
Глава 3. Организация осуществления президентской власти 48
3.1 Управление делами Президента РФ. Органы при Президенте РФ 48
3.2 Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования 60
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
Согласно
Регламенту Государственной Думы (ст.
177), предложение о выдвижении обвинения
направляется Государственной Думы
на заключение специальной комиссии,
образуемой палатой, для оценки процедурных
правил и фактической обоснованности
обвинения. Отсюда следует, что на данном
этапе у Государственной Думы
нет права ни отклонить предложение,
ни отказать в образовании комиссии.
И вместе с тем, очевидно, что предложение
депутатов поступает в
Специальная
комиссия избирается Государственной
Думой в составе председателя,
заместителя председателя и 13 членов
комиссии (прежний Регламент требовал
10-12 депутатов). Председателя комиссии
Государственная Дума избирает путем
открытого голосования
В обсуждении
предложения о выдвижении обвинения
против Президента РФ для отрешения
его от должности принимают участие
депутаты Государственной Думы, а
также приглашенные для этого
эксперты и другие лица. Преимущественное
право выступить имеют
По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ для дачи заключений.
Если Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения, доводит его до сведения Верховного Суда и предлагает ему дать заключение, возникает вопрос: будет ли Верховный Суд давать заключение по просьбе одного органа и направлять его в другой орган? Вопрос этот не риторический: согласно ст. 172 Регламента Совета Федерации, данная палата начинает рассмотрение обвинения против Президента по получении из Государственной Думы постановления о выдвижении обвинения и заключения Верховного Суда РФ. Конечно, норма исходит из прежнего Регламента Государственной Думы, согласно которому именно Государственная Дума запрашивала заключение Верховного Суда и препровождала его вместе со своим постановлением в Совет Федерации. Сейчас было бы логично установить, что Верховный Суд наряду с постановлением Государственной Думы получает и запрос от Совета Федерации, которому и представляет свое заключение. Это следует отразить в Регламенте Совета Федерации.
Совет Федерации
направляет в Конституционный Суд
РФ запрос о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения. Есть
ли в этом необходимость, если Государственная
Дума направляет Конституционному Суду
РФ свое постановление о возбуждении
обвинения "для дачи заключения"?
Полагаем, что данная норма Регламента
Совета Федерации нужна, и направление
постановления Государственной
Думы в Конституционный Суд не
исключает направления ему
Вопрос о сроках, отводимых на подготовку заключений обоих судов, определяется ст. 109 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"26. Запрос относительно заключения Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагаются: текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда РФ. Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса.
Таким образом,
очевидно, что заключение Верховного
Суда РФ выносится в рамках месячного
срока со дня принятия решения
Государственной Думы, поскольку
текст его заключения также направляется
Конституционному Суду. Очевидно, следовало
бы соответствующие сроки
Если
предложение о выдвижении обвинения
против Президента РФ не получило поддержки
большинства в две трети
Согласно
Регламенту Совета Федерации, на его
заседании рассмотрение вопроса
начинается с сообщения Председателя
Государственной Думы об основаниях
выдвижения обвинения против Президента,
затем слово предоставляется
Председателю Конституционного Суда и
Председателю Верховного Суда для оглашения
заключения этих органов, затем заслушивается
заключение Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству
и судебно-правовым вопросам. На заседание
Совета Федерации приглашается Президент.
Ему или его представителю
может быть предоставлено слово
по их желанию. Решение Совета Федерации
об отрешении Президента от должности
принимается двумя третями
С момента объявления решения Совета Федерации об отрешении от должности Президента исполнение обязанностей Президента переходит к Председателю Правительства РФ. Думается, при этом не будет лишним заявление Председателя Правительства о том, что он приступил к исполнению обязанностей (для общественного спокойствия и нормального хода государственных дел).
Завершая рассмотрение проблемы, обратим внимание на некоторые обстоятельства, которые требуют точного толкования.
Так, в
ч. 2 ст. 92 Конституции говорится не
о досрочном прекращении
Также не совсем понятна формулировка ч. 2 ст. 92: "Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно...". Эта фраза явно двусмысленна. Выходит, что во всех трех случаях (отставка, болезнь, отрешение) Президент сам прекращает свои полномочия. Между тем, очевидно, что это решение принимается только им самим лишь в случае отставки. В случае болезни - как показано ранее - инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны (с учетом состояния здоровья). А при отрешении от должности как инициатива постановки вопроса, так и его решение исходят со стороны.
Таким образом, это достаточно существенный фактор, и при его различной трактовке возможны неожиданные повороты. Например, в ст.167 Регламента Совета Федерации (именно эта палата, согласно Конституции, назначает выборы нового Президента) сказано, что основанием для рассмотрения палатой вопроса о назначении выборов могут быть истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение Президентом исполнения своих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Не будет ли Совет Федерации при любом варианте требовать и какого-то письменного подтверждения от Президента?
Еще один
существенный вопрос: как на деле выполнить
решение Совета Федерации об отрешении
Президента от должности? Представим,
например, что Президент считает
решение Совета Федерации принятым
с нарушением правовых процедур. Он
откажется его признать и оспорит
постановление Совета Федерации (как
ненормативный акт) в Верховный
Суд РФ. Ждать ли решения Верховного
Суда или же постановление Совета
Федерации надлежит немедленно исполнять?
Думается, следует определить срок
для обращения Президента в Верховный
Суд РФ. При обращении в Верховный
Суд Президент сохраняет свои
полномочия до вынесения решения
этим органом. Следует определить срок,
в течение которого Верховный
Суд РФ обязан рассмотреть данный
вопрос. Необходимо предотвратить ситуацию,
когда постановление Совета Федерации
об отрешении выполнено, президентские
обязанности перешли к
Кроме того,
на практике возникнут некоторые
вопросы даже при нормальном ходе
выполнения постановления Совета Федерации:
как реально передать исполняющему
обязанности Президента "ядерную
кнопку", резиденцию, дела и т.д. Все
они также требуют нормативно-
Не будем
исключать такой вариант
2.2 Задачи и компетенция
Компетенция
Президента РФ - это совокупность его
полномочий в деле разрешения вопросов
государственной и общественной
жизни, закрепленных в нормативных
правовых актах. Они установлены
прежде в Конституции РФ, главным
образом в ст. 83-90, а также в
ряде статей, регулирующих деятельность
иных органов государственной
Ученые-юристы
дают различные классификации
Представленные
классификации полномочий Президента
РФ носят обобщающий характер. Они
относятся ко всем областям жизни
общества, ко всем видам государственных
органов. Вместе с тем особый акцент
делается на полномочия Президента РФ
в отношении органов
Информация о работе Организация осуществления президентской власти