Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель написания курсовой - рассмотреть соотношение политической рекламы политических партий, включая уникальные политические предложения, познакомиться с современной стратификацией партий, составить сравнительный анализ двух партий, изучить понятия политической партии, власти, режима, системы; государства, демократии, гражданского общества, и политмаркетинга. Политика, как отмечал ещё древнегреческий мыслитель Аристотель, стала неотъемлемой частью человеческого существования, она коренится в самой природе человека, как существа, «обречённого» жить в коллективе, государстве и взаимодействовать с другими людьми, государственными институтами.
I. ВВЕДЕНИЕ - С. 3 - 5.
II. Глава 1. Теоретические основы политмаркетинга. - С. 6. - 79.
1.1. Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. - С. 6 - 23.
1.1.1.Политическая система: понятие, сущность, структура и функции. - С. 6 - 14.
1.1.2. Типология политических систем.- С. 14 - 16.
1.1.3. Политический режим: понятие и форма. - С. 16 - 21.
1.1.4. Политическая система современной России. - С. 21 - 23.
1.2. Понятие власти, её функции и проблемы. - С. 23 - 32.
1.2.1. Политическая власть: понятие, происхождение, структура. - С. 23 - 26.
1.2.2. Функции политической власти. - С. 26 - 27.
1.2.3. Легальность и легитимность политической власти. - 27 - 28.
1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России. - С. 28 - 32.
1.3. Понятие государства и гражданского общества. - С. 32 - 40.
1.3.1. Происхождение и признаки государства. - С. 32 - 33.
1.3.2. Исторические формы и функции государства. - С. 33 - 35.
1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.- С. 35 -36.
1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества. С. 36 - 37.
1.3.5. Государство и гражданское общество в России. - С. 37 -40.
1.4. Демократия как форма общественной власти. - С. 40 - 58.
1.4.1. Понятие демократии. Исторические формы демократии. - С. 40 - 41.
1.4.2. Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия. - С. 41 - 45.
1.4.3. Предпосылки демократии. - С. 46.
1.4.4. Общие модели демократизации. С. 46 - 58.
1.5. Политические партии и общественно - политические движения. - С. 59-74.
1.5.1. Политические партии: их происхождение, сущность и функции. - С. 59.
1.5.2. Партийные системы и факторы, влияющие на их становление.- С. 59 - 62.
1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. - С. 62 - 64.
1.5.4. Общественно - политические движения: понятие, сущность, функции. - С. 64 - 65.
1.5.5.Политические партии в современной России. - С. 65 - 74.
1.6. Маркетинг - ключевой фактор современной политической деятельности. - С. 75 - 79.
1.6.1. Определение понятия маркетинга. - С. 75.
1.6.2. Этапы развития маркетинга. - С. 76 - 77.
1.6.3. Основные принципы маркетинга. - С. 77 -78.
1.6.4. Основные функции маркетинга. - С. 78.
1.6.5. Перспективы развития маркетинга. - С. 79.
Заключение - С.80 - 81.
Список использованной литературы. - С. 82 - 84.
Важным условием размывания нижнего и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".
1.2. Понятие власти, её функции и проблемы.
1.2.1. Политическая власть: понятие, происхождение, структура.
Понятие власти. Основное содержание политики -- это борьба за завоева-ние и осуществление государственной власти. Понятие «власть» дают ключ к пониманию политических институтов, по-литических движений и самой политики. Оно употребляет-ся в самых различных смыслах. Философы говорят о вла-сти объективных законов, экономисты -- о власти эконо-мической, политологи -- о власти политической, психоло-ги-- о власти человека над самим собой, богословы-- о власти Бога. Некоторые зарубежные политологи много пишут о том, что понятие «власть» смутно. Власть есть волевое отношение между людьми. Она при-суща организации общества и необходима для поддержа-ния его целостности и единства, для организации обще-ственного производства. Власть--это способность, воз-можность оказывать определенное воздействие на деятель-ность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия.
Призна-ком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организованные действия и воплощается в них, а право действовать с ис-пользованием этого порядка и организации и означает об-ладание властью. При этом право представляет собой спо-собность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем поряд-ке вещей (явлений).
Некоторые ученые полагают, что власть означает реаль-ную способность одного из элементов существующей сис-темы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на про-цессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи утверждают, что власть представляет собой такие взаимоотношения между людьми (группами людей), сущ-ность которых заключается во влиянии, воздействии, что власть-- это стремление к достижению равновесия.
В политической
науке можно вычленить
В. И. Даль в «Толковом словаре» так объясняет власть: «Власть -- право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; на-чальствование, управление... Властвовать--управлять властно, господст-вовать, повелевать, распоряжаться... Властолюбие-- любоначалие, страсть к господству, к властвованию. Властолюбивый -- страстный до власти, добивающийся самовластия». Властолюбивый -- человек, безмерно любящий власть, властвовать, начальствовать, никому не желающий под-чиняться».
Определение власти должно вклю-чать следующие элементы:
-- субъекты власти (не менее двух), которыми могут вы-ступать отдельные лица, а также «коллективно действующее лицо» (партия, организация, комитет, совет и т. д.). Власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
-- приказ осуществляющего власть, т. е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санк-ций в случае неповиновения выраженной с его помощью воле;
-- подчинение того, над кем осуществляется власть, то-му, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть. Наличие этих элементов необходимо для возникнове-ния общественного отношения власти.
Власть иногда отождествляют с ее орудиями -- государ-ством, политической организацией общества, со средства-ми -- управлением, с методами -- принуждением, убежде-нием, насилием. Некоторые проводят знак равенства между властью и авторитетом, имеющими много общего, но и отличающимися принципиально.
Оснований для подобных отождествлений нет. Скажем, власть и управление. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Конечно, без управления невозможно осуществлять власть, а без власти невозможно управлять. Сама власть выступает в виде управления, управление-- в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Оно шире власти. Власть -- элемент управления, момент его возникновения, источник силы управления. Процесс управле-ния -- это процесс реализации властной воли для достиже-ния цели властителя. Управление -- это средство, при по-мощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность. Нет оснований и отождествлять власть с ее методами -- принуждением и убеждением. Принуждать и убеждать мо-жет не только властитель, но и подвластный. Например, оп-позиция, не входящая в правительство, может принудить его пойти на уступки, но от этого она не становится власт-вующей.
Вряд ли оправдано отождествление власти с авторитетом. Авторитет -- это качество, которым субъект власти мо-жет и не обладать и которое связано с признанием власти без прямого принуждения. В то же время авторитет означа-ет власть, опирающуюся на согласие. Авторитет не приемлет принуждения, являющегося важным элементом власти. Он может быть традиционным, законным, конституцион-ным, опираться на силу общественного мнения, религию и происхождение.
Природа власти. Если исходить из того, что власть-способность индивидуума или групп влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями, то можно вы-делить следующие ее аспекты:
-- власть -- это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;
--власть предметно обусловлена, отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т. е. «X» имеет власть над «Y» в вопросе «А», но не в вопросе «В»;
-- власть относительна: «X» имеет над «Y» больше вла-сти, чем «Z»;
-- власть «ситуационна», т. е. она зависит от условий, в которых осуществляется;
-- власть отчасти
опирается на одобрение
--власть кончается
там, где начинается насилие,
хотя она и предполагает
Происхождение: Власть появилась много позже силы и авторитета -- только на стадии вождеств, а затем государства. И случилось это 40--30 тыс. лет назад, когда появились первые вождества, а закрепилось 6-- 5 тыс. лет назад, когда возникли первые государства. С этого мо-мента надо говорить о новой форме власти, новом ее качестве -- институционализации. На стадии государств власть распростра-няется на сотни тысяч и миллионы людей, разделяется на испол-нительную, законодательную и судебную, превращается в разветвленный аппарат (бюрократию), опирается на традицию, законодательство и конституцию, используя для своего существования армию, систему политических партий, пропаганду, полицию, налогообложение и т. д.
Структура: Структура власти представлена разделением властей по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная) и по вертикали (центральная, региональная и местная власть). Законодательная власть (парламент, Верховный Совет, Великое собрание и т. д.) оформляется в орган, выполняющий следующие функции: принятие, изменение и отмена законов, утверждение бюджета, контроль над деятельностью исполнительной власти, формирование и упразднение государственных органов. Исполнительная власть решает вопросы текущего функционирования государственных организаций, обеспечивает исполнение основных функций государства. Основным органом исполнительной власти является правительство, т.е. группа лиц, осуществляющая руководство политическим функционированием и состоящая главным образом из руководителей министерств и аналогичных организаций. Судебная власть осуществляет правосудие. Специальные органы определяют соответствие действий людей установленным законом нормам и предписания и применяют принудительные меры для прекращения незаконной деятельности. К судебным органам относятся суды различных инстанций, прокурорский надзор. Органы местной власти призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка.
1.2.2. Функции политической власти.
Политическая власть выполняет функции господства; руководства; управления; контроля; руководства; организации и т. д; а также пддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; управление делами общества.
1.2.3. Легальность и легитимность политической власти.
Легальность: Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений с помощью установленных законом процедур. Легальная власть - это политическая власть, носящая правовой характер. Она называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Один руководитель может проявлять себя как выдающаяся личность, быть даже харизматическим, но подчиняться будут другому -- серому, не выдающемуся, но поставленному сверху. Часто бывает и так, что подчиненные моментально перенастраиваются, когда начальником отдела назначают нового руководителя, хотя со старым они проработали 20 лет и он вроде бы является для них традиционным лидером. Уволенному и любимому начальнику они выразят сочувствие и горячую поддержку, но его приказы уже никто выполнять не будет. Это признак того, что в данном общее верховодит всем не традиция или харизма, а закон, приказ, постановление.
В демократическом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельной личности. При легальном типе власти каждый служащий получает фиксированное жалованье.
Легитимность: Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (законно-сти) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населением страны систе-мы, к которой она принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдыва-ет их надежды.
Власть обретает законность тремя способами:
1) благодаря традиции, иначе говоря, благодаря тому, что она всегда обладала законностью. Правооснование власти в монархи-ческом обществе принадлежит к этому типу, в силу призна-ния правомерности системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти и отправляют свои обязанности;
2) на базе
харизмы, веры в руководителя,
которому приписы-вают выдающие
3) на принципе
рациональности, с помощью которого
устанавливается политическая
Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабиль-ность политической системы, всех властных отношений. Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источниками легитимности являются:основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показателями легитимности являются: уровень принужде-ния, применяемый для проведения политики в жизнь; на-личие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также резуль-таты выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции).
Политические отношения на определенных этапах раз-вития могут привести к кризису легитимности, корни ко-торого следует искать в характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опас-ность, когда прогрессивные требования основных групп об-щества не воспринимаются политической системой. Кри-зис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.
Для поддержания законности власти используются раз-личные средства и методы: изменение законодательства и государственного управления; создание такой политиче-ской системы, законность которой основана на традициях;
харизматические лидеры; успешное осуществление госу-дарственной политики и программ; поддержание законно-сти и правопорядка в стране.
Функционирование
политических систем свидетельст-вует
о том, что все они сталкиваются
с проблемами закон-ности, успешное
решение которых укрепляет
1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России.
Проблема разделения властей. Сегодня, по-прежнему, остается сложной социально-политической проблемой взаимодействие раз-деленных властей. Формально разделение вла-стей конституцией предусматривается, но власть президента, как главы государства, или вбирает в себя ряд важнейших функций других ветвей власти, или позволяет осуществлять нейтрализацию нежелательных для себя тен-денций в структурах законодательной, исполнительной и судебной властей.