Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:44, дипломная работа
Цель данной работы – проанализировать финансовое состояние и разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение результатов и повышение эффективности деятельности предприятия.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические основы анализа финансового состояния предприятия;
проанализировать финансовое состояние и дать оценку результатам деятельности предприятия за 2010 г.;
разработать мероприятия для повышения результативности деятельности предприятия.
Гипотеза исследования заключается в том, что обоснованная и квалифицировано реализуемая политика финансовых показателей, значительно улучшает финансовый менеджмент на предприятии и влияет на качество принимаемых управленческих решений.
Введение………………………………………………………………………….…4
1 Теоретические основы управления финансовым состоянием предприятия………….….…8
1.1 Сущность и необходимость управления финансовым состоянием предприятия ………………..….….…………..8
1.2 Методы управления финансовым состоянием предприятия……………...18
1.3 Показатели финансового состояния предприятия………….. ………….....24
2 Оценка финансово-экономического состояния ОАО «Кондитерское объединение«Сладко»……………...…37
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………….....37
2.1 Оценка имущества предприятия и источников его формирования………40
2.2 Оценка финансовой устойчивости …………………………………………46
2.4 Оценка ликвидности и платёжеспособности …………………………........50
2.5 Оценка эффективности деятельности и деловой активности ………….....54
3 Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия……………….…68
3.1 Управление дебиторской задолженностью ………………………………..68
3.2 Автоматизация управления дебиторской задолженностью ……………....72
3.3 Расчёт экономического эффекта ……………………………………………78
Заключение………………………………………………………………………....84
Список использованных источников …………………………………………….88
Приложение 1 The shortcomings of the current enterprise financial management and Countermeasures.........................................................................................................92
Приложение 2 Бухгалтерский баланс 2008 - 2009г.г…………………………...100
Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа. Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия - кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие). Необходимо отметить, что механизм санкций не выгоден продавцу и покупателю, что связано с системой налогообложения организаций. Согласно требованиям Налогового кодекса РФ (часть вторая) сумма полученных штрафов в полном объеме является базой по расчету налога на добавленную стоимость [23, с. 20].
При неисполнении договорных обязательств необходимо проводить следующий комплекс мероприятий:
обзвонить должников и напомнить о необходимости погашения задолженности;
разослать претензии;
временно прекратить обслуживание должников;
взыскать задолженность в судебном порядке.
Таким образом, для успешного управления просроченной дебиторской задолженностью необходимо регламентировать процесс внутренними документами и создать для персонала ОАО Кондитерского объединения «Сладко» условия, позволяющие следовать данному регламенту.
3.2 Автоматизация управления дебиторской задолженностью
Любое предприятие, так или иначе, сталкивается с задачей контроля уровня дебиторской задолженности. Отсутствие действенных инструментов по контролю и возврату дебиторской задолженности существенно повышает риски предприятия по несвоевременному возврату данного вида задолженности.
Располагая многолетним успешным опытом по управлению и взысканию дебиторской задолженности, Консалтинговая группа «Лекс» разработала информационно-правовую систему «Управление дебиторской задолженностью» (далее - ИПС «УДЗ»)
Данная система обеспечивает возможность постоянной (ежедневной) работы с контрагентами, как исполняющими свои обязательства в установленные договором сроки, так и с недобросовестными должниками.
Основными пользователями программы являются:
1. специалисты и руководители отдела сбыта (контроль и востребование дебиторской задолженности, а так же работа по ее взысканию);
2. специалисты юридической службы (взыскание проблемных долгов с контрагентов);
3. топ менеджмент небольших компаний (анализ причин не возврата долгов, принятие управленческих решений);
4. бухгалтерская служба (контроль сроков оплаты дебиторской задолженности, ее востребование и учет).
Система является профессиональным помощником, который автоматически планирует, учитывает и контролирует деятельность по работе с контрагентами организации. Она проста в установке и эксплуатации, ее применение и использование не требует специального юридического образования, других профессиональных или технических знаний [32,с.52].
Фактически, в одной программе заложено два блока для работы с дебиторской задолженностью:
1. контроллинг оплаты выставленных счетов;
2. помощник востребования проблемной дебиторской задолженности.
В области управления дебиторской задолженностью ИПС «УДЗ» позволяет вести анализ выставленных счетов, как оплаченных, так и не оплаченных со стороны контрагентов и представляет собой инструмент для оптимизации работы с дебиторской задолженностью [34,с.27].
При большом количестве выставленных счетов осуществлять контроль своевременной оплаты очень сложно (редко в какой организации данный процесс отлажен до автоматизма). Не позволяет в автономном режиме это делать и программа 1С., так как она направлена только на учет, а не на управление.
Вместе с тем, первая часть системы, позволяет осуществлять контрольные функции по выставленным счетам, при этом специальные действия пользователя минимальны (занести информацию в программу или импортировать ее из 1С). В дальнейшем программа отреагирует, и сама покажет неоплаченный счет.
При загрузке приложения перед пользователем открывается главная форма - список организаций-дебиторов (с указанием суммы долга, срока платежа), которые ранжированы в зависимости от установленных для них сроков оплаты по следующим группам:
1. «срочные» дебиторы, работа по которым запланирована на текущую дату;
2. дебиторы «средней срочности», которые переходят в разряд «срочных» в ближайшие дни;
3. «несрочные» дебиторы, работа по которым запланирована на более поздний срок.
Система самостоятельно определяет состояние дебиторской задолженности по каждому должнику и «подсказывает» пользователю, когда и какие конкретные действия необходимо осуществить, автоматически демонстрируя именно те сведения, которые требуются для реализации этих действий:
наименование контрагента;
основания возникновения задолженности (номер и дата договора, номер и дата счета на оплату);
сумма долга по договору;
сумма, оплаченная должником на текущую дату;
сумма задолженности по состоянию на текущую дату;
срок оплаты;
сумма, уплаченная контрагентом добровольно или после определенных действий пользователя (список произведенных должником платежей);
количество дней просрочки;
сумма штрафных санкций (рассчитывается автоматически);
необходимые действия по востребованию задолженности;
рекомендации по осуществлению пошаговых действий (сценарий проведения переговоров, оформление письменных документов и т.п.).
Вторая часть функционала программы направлена на поэтапную работу с несвоевременными платежами - дебиторской задолженностью. В программе четко и последовательно выстроена схема действий, направленных на погашение дебиторской задолженности:
1. Телефонный звонок;
2. Проект претензии и комментарии по ее оформлению и отправке;
3. Проект искового заявления [2].
Пользователю предоставлена возможность в любой момент обратиться к разделу «Правовая поддержка», в котором подробно описана последовательность действий по взысканию дебиторской задолженности, изложены требования действующего законодательства и материалы судебно-арбитражной практики, а также представлены формы необходимых документов и рекомендации по их заполнению. При этом предусмотрена возможность автоматического заполнения текстов документов (претензии, исковые заявления, ходатайства и т.д.), которые могут быть отредактированы путем копирования в любом текстовом редакторе [1].
Затраты, связанные с приобретением и внедрением программного продукта ИПС «Управление дебиторской задолженностью» будут следующие:
1. Стоимость программного продукта 35 000 руб.
2. Определение структуры бюджетов, описание источников, статей затрат и составление технического задания экономистом для приглашенного программиста потребуется 15 чел./часов.
Заработная плата штатного экономиста составляет 25 000 рублей в месяц.
Среднедневная стоимость 1 чел./часа экономиста приблизительно стоит, рассчитаем по формуле (29):
СДС = 25 000 / 22 / 8 = 142 руб.,
В стоимостном выражении: 2 130 рублей.
3. Установка и настройка программного продукта, исполнение технического задания приглашенным программистом потребует 10 чел./часов. Средняя стоимость аналогичных работ стоит 1 400 рублей в час, рассчитаем по формуле (30):
В стоимостном выражении: СУ = 10 × 1 400 = 14 000 рублей.
Таким образом, общая стоимость приобретенного, установленного и настроенного программного продукта составит: 46 130 руб.
В качестве подтверждения необходимости данного нововведения рассчитаем экономию времени и средств от внедрения данного мероприятия на этапе планирования. Существенным недостатком в работе на ОАО «Кондитерское объединение «Сладко» являются значительные затраты рабочего времени на планирование рабочего дня, согласование графиков завозов, доставок, платежей.
В среднем на эту процедуру тратится 3 часа в день. Среднемесячная заработная плата 1 экономиста составляет 25 000 рублей в месяц (среднечасовая заработная плата 1 чел./часа составляет 142 рубля). После внедрения программного продукта данная процедура будет занимать 1 час в день. Следовательно, экономия времени составляет 2 часа, отсюда условная экономия средств, расчет по формуле (32):
ЭВ = 142 × 2 = 284 рубля в день, или 284 × 22 × 12 = 74 976 рублей в год. Условная экономия средств, включая всех экономистов, составит, рассчитаем по формуле (31):
УЭС = 74 976 × 2 = 149 952 рубля в масштабах 1 года.