Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа
Основными направлениями деятельности аппарата маркетинга являются изучение спроса, приспособление производства к требованиям рынка и активное воздействие на него. В маркетинге как способе организации и управлении производственной и сбытовой деятельностью нашли применение и получили развитие достижения целого ряда областей научного познания: социальной психологии, экономики, теории управления, математической статистики, программирования и т. д.
Введение…………………………………………………………………………..…..3-4
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки
конкурентоспособности предприятия………………………………….…5-44
1.1 Сущность и основные понятия конкурентоспособности предприятия…..5-8
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……….…9-39
1.2.1 Экономические факторы……………………………………………11-14
1.2.2 Региональные…………………………………………………...……15-31
1.2.3 Международные………………………………………………..……32-35
1.2.4 Факторы конкуренции………………………………………………36-37
1.2.5 Факторы социального поведения……………………………..……38-39
1.3 Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как один
из способов повышения конкурентоспособности предприятия………40-44
Глава 2. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия……45-51
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Нипромтекс»………………………………………………………………...……52-60
Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ОАО «Ротор»…………………………………………………………………...…61-73
Заключение……………………………………………………………………...……..74
Список используемой литературы
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.
К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования
Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.
Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)
Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
Под
внешней средой организации понимаются
все условия и факторы, возникающие
в окружающей среде, независимо от деятельности
конкретной фирмы, но оказывающие или
могущие оказать воздействие
на её функционирование. Анализ внешней
среды представляет собой процесс,
посредством которого можно контролировать
внешние по отношению к организации факторы,
чтобы определить возможности и угрозы
для фирмы. Он дает организации время для
прогнозирования возможностей, время
для составления плана на случай непредвиденных
обстоятельств, время для разработки системы
раннего предупреждения на случай возможных
угроз и время на разработку стратегий,
которые могут превратить прежние угрозы
в любые выгодные возможности. Угрозы
и возможности, с которыми сталкивается
организация, обычно можно выделить в
пять компонентов: экономические, региональные,
международные факторы, а также факторы
конкуренции и социальнолго поведения.
1.2.1 Экономические факторы
Изучение
экономической компоненты макроокружения
позволяет понять то, как формируются
и распределяются ресурсы. Оно предполагает
анализ таких характеристик, как
величина валового национального продукта,
темпы инфляции, уровень безработицы
и т.п. Каждый из этих факторов может
представлять либо угрозу, либо новую
возможность для фирмы. Что для
одной организации
В среднесрочной перспективе, в ближайшие несколько лет, вряд ли удастся значительно подтянуть отстающие социальные показатели России к уровню ее экономического развития.
Это
связано с тем, что под влиянием
глубокого финансово-
При небывало высокой цене на нефть федеральный бюджет по-прежнему сводится с дефицитом, который ожидается в 2011 г. в размере 1,5% ВВП. При этом доходы бюджета в 2011 г. будут в номинале существенно ниже в сравнении с докризисным 2008 г., уровень которого удастся превзойти, по расчетам Министерства финансов, только в 2013 г. Однако за это время инфляция составит 30—40%, так что в реальном выражении доходы государственного бюджета восстановят докризисный уровень только в 2015—2016 гг.
Прогнозы
Минэкономразвития показывают, что
может ожидать нас в
Таблица 1
Прогноз Минэкономразвития по основным
показателям народного
Старая модель экономического развития ведет нашу страну в тупик, все больше увеличивая отставание экономики России по основным экономическим и социальным показателям от стремительно развивающейся мировой экономики в целом и, особенно, экономик развивающихся стран, чей ВВП даже в кризисном 2009 г. вырос на 2%, в 2010 г. — на 5,3%, а с 2011 г., по прогнозу МВФ, вырастет на 6,5%. Кроме того, норма инвестиций у развивающихся стран поддерживается на уровне 35% в сравнении с 21% в России. Поэтому стратегические задачи социально-экономического развития России, нацеленные на достижение в обозримый исторический период сначала уровня развитых, а затем и уровня самых развитых стран, смогут быть выполнены только при переходе к новой модели экономики. Формирование такой модели — наша ключевая, основополагающая, неотложная задача.
Новая
модель прежде всего должна быть моделью
всесторонней модернизации социально-экономической
системы.
Предстоит модернизировать реальный сектор экономики:
— обновить за 10—12 лет материально-техническую базу страны, сократив средний срок службы машин и оборудования с 19 до 8—10 лет;
—
преобразовать структуру
— утроить жилищное и инфраструктурное строительство, создать современную транспортную систему, сделав эти отрасли локомотивом развития всего народного хозяйства страны.
При этом должны быть созданы экономические и социальные условия для ускоренного развития. С этой целью в ходе структурных институциональных реформ нужно модернизировать:
— отношения собственности, освободив госсобственность от коммерческих предприятий и организаций, не выполняющих государственные функции, проведя новый крупный рыночный этап приватизации и подняв долю частной собственности с 30—35% до 65—70%, радикально подняв малый и средний бизнес;
— финансовую сферу, включая всестороннюю «банкизацию» страны с доведением суммарных активов банков до 150—200% ВВП с нынешних 75%.
Эта
социально-экономическая
При новой модели социально-экономического развития норма инвестиций должна быть повышена до 35—40%, что позволит ускорить развитие экономики страны до 5—6% в год и тем самым создать экономическую базу для решения назревших социальных проблем.
Речь идет, прежде всего, о коренном улучшении жилищной обеспеченности граждан с доведением нормы комфортного жилья, приходящегося на одного человека в России хотя бы до 40 м2 — минимального уровня развитых стран. Реформирование, в котором нуждаются все виды российского образования — школьное, вузовское, среднее профессиональное, высшее и послевузовское, — позволит возвратить Россию в число передовых по уровню образования и качеству человеческого капитала стран мира.
Самой
трудной задачей в социальной
сфере станет реформирование всей системы
здравоохранения и подтягивание
ее уровня до уровня передовых стран мира.
Речь идет о том, что за 20—25 лет предстоит
сократить смертность в России с 14 до 9
человек в расчете на 1000 человек населения,
а младенческую смертность до 4 человек
на 1000 родившихся детей, поднять рождаемость
до 14, увеличить продолжительность жизни
до 79 лет, в том числе мужчин до 75.
1.2.2 Региональные факторы
Изменчивая
рыночная внешняя среда представляет
собой область постоянного
Демографические проблемы Белгородской области по сравнению с другими регионами Центрального округа в целом менее остры .
Волна миграционного прироста в 1993–1998 гг. затронула все регионы Черноземья (рис. 1), однако Белгородская область оказалась единственным во всей России регионом, (исключая республику Ингушетию, принявшую огромное количество беженцев из Чечни и Северной Осетии), где приток мигрантов был столь интенсивным и продолжительным. До сих пор в области сохраняется положительный миграционный баланс.
Рисунок 1. Динамика коэффициентов миграционного прироста (убыли) в регионах Черноземья за 1993–2007 гг.
Для
русскоязычных переселенцев из стран
СНГ, демобилизованных офицеров и мигрантов
из северо-восточных регионов России
Белгородская область оказалась
привлекательной не только своими благоприятными
природными условиями и стабильной
политической и экономической обстановкой.
Приток и закрепление мигрантов
в регионе стимулировались
|
Рисунок 2. Коэффициент миграционного прироста (убыли) в отдельных муниципалитетах области в 2002 г.
Среди тех, кто переселился в Белгородскую область за последние 10 лет, подавляющее большинство составляют русскоязычные мигранты из бывших республик СССР, поэтому в области сохранился почти мононациональный состав (русские — 92,9%, украинцы — 3,8%), мало отличающийся от данных переписи населения 1989 г. Незначительно выросла только численность армян, азербайджанцев и татар.
Опорой
экономического благополучия Белгородской
области служит крупный комплекс
черной металлургии, созданный на базе
богатейших месторождений КМА в
городах Старый Оскол и Губкин.
Вес этой отрасли в экономике
области растет: в 2002 г. она давала
около 40% всей промышленной продукции
области, а в 2004 г. – уже половину
(к сожалению, данные на более позднюю
дату несопоставимы из-за изменения
системы классификации в
|
Рисунок 3. Динамика промышленного производства, % к 1990 г.
Промышленность области сконцентрирована в трех городах (рис. 4): основные объемы промышленной продукции (60%) дает узел черной металлургии Старый Оскол – Губкин, производственные мощности которого принадлежат холдингу «Металлоинвест» (Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский ГОК) и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (Стойленский ГОК). На Белгород, специализирующийся на машиностроении и производстве строительных материалов, приходится всего 20% промышленного производства. Белгородская область – один из немногочисленных регионов РФ, где наряду с региональной столицей есть еще индустриальный центр, более мощный в экономическом отношении - Старый Оскол. С одной стороны, состояние экономики этого города во многом определяет социально-экономическое благополучие всей области, поскольку именно здесь расположены предприятия, обеспечивающие крупнейшие налоговые поступления в региональный бюджет. С другой – на этапе современного кризиса именно такие монопрофильные города со специализацией на черной металлургии, как Старый Оскол и Губкин, представляют собой зону высокого риска.
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Ротор»