Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Ротор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание

Основными направлениями деятельности аппарата маркетинга являются изучение спроса, приспособление производства к требованиям рынка и активное воздействие на него. В маркетинге как способе организации и управлении производственной и сбытовой деятельностью нашли применение и получили развитие достижения целого ряда областей научного познания: социальной психологии, экономики, теории управления, математической статистики, программирования и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…..3-4
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки
конкурентоспособности предприятия………………………………….…5-44
1.1 Сущность и основные понятия конкурентоспособности предприятия…..5-8
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……….…9-39
1.2.1 Экономические факторы……………………………………………11-14
1.2.2 Региональные…………………………………………………...……15-31
1.2.3 Международные………………………………………………..……32-35
1.2.4 Факторы конкуренции………………………………………………36-37
1.2.5 Факторы социального поведения……………………………..……38-39
1.3 Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как один
из способов повышения конкурентоспособности предприятия………40-44
Глава 2. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия……45-51
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Нипромтекс»………………………………………………………………...……52-60
Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ОАО «Ротор»…………………………………………………………………...…61-73
Заключение……………………………………………………………………...……..74
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

чистовик.docx

— 541.49 Кб (Скачать документ)

     1.2 Факторы, влияющие  на конкурентоспособность  предприятия

     Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.

     К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных  НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность  к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние  технического обслуживания; возможность  кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования

     Вся совокупность факторов конкурентоспособности  предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

     Внутренние  факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)

     Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

     Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или  могущие оказать воздействие  на её функционирование. Анализ внешней  среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в пять компонентов: экономические, региональные, международные факторы, а также факторы конкуренции и социальнолго поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.1 Экономические факторы

     Изучение  экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются  и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как  величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы  и т.п. Каждый из этих факторов может  представлять либо угрозу, либо новую  возможность для фирмы. Что для  одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.

      В среднесрочной перспективе, в ближайшие  несколько лет, вряд ли удастся значительно  подтянуть отстающие социальные показатели России к уровню ее экономического развития.

      Это связано с тем, что под влиянием глубокого финансово-экономического кризиса существенно изменились в худшую сторону условия хозяйствования, и страна перешла на новую, сниженную траекторию экономического роста. Примерно в 1,5 раза сократился прирост ВВП, в 2 раза — инвестиций, в 2—3 раза — реальных доходов населения, стагнирует жилищное строительство. Старая модель экономического развития, базирующаяся на устаревшей материально-технической базе народного хозяйства и отсталой структуре экономики с зависимостью от развития топливных и сырьевых отраслей, с низкой долей высокотехнологических производств себя изживает. При низкой норме инвестиций, слабых стимулах развития и недостаточной квалификации кадров социально-экономическое развитие замедляется.

      При небывало высокой цене на нефть федеральный бюджет по-прежнему сводится с дефицитом, который ожидается в 2011 г. в размере 1,5% ВВП. При этом доходы бюджета в 2011 г. будут в номинале существенно ниже в сравнении с докризисным 2008 г., уровень которого удастся превзойти, по расчетам Министерства финансов, только в 2013 г. Однако за это время инфляция составит 30—40%, так что в реальном выражении доходы государственного бюджета восстановят докризисный уровень только в 2015—2016 гг.

      Прогнозы  Минэкономразвития показывают, что  может ожидать нас в среднесрочной  перспективе в ближайшие три  года (табл. 1). 

      Таблица 1 

       Прогноз Минэкономразвития по основным показателям народного хозяйства  на 2011–2013 гг., прирост, %

      Старая  модель экономического развития ведет  нашу страну в тупик, все больше увеличивая отставание экономики России по основным экономическим и социальным показателям от стремительно развивающейся мировой экономики в целом и, особенно, экономик развивающихся стран, чей ВВП даже в кризисном 2009 г. вырос на 2%, в 2010 г. — на 5,3%, а с 2011 г., по прогнозу МВФ, вырастет на 6,5%. Кроме того, норма инвестиций у развивающихся стран поддерживается на уровне 35% в сравнении с 21% в России. Поэтому стратегические задачи социально-экономического развития России, нацеленные на достижение в обозримый исторический период сначала уровня развитых, а затем и уровня самых развитых стран, смогут быть выполнены только при переходе к новой модели экономики. Формирование такой модели — наша ключевая, основополагающая, неотложная задача.

      Новая модель прежде всего должна быть моделью  всесторонней модернизации социально-экономической системы. 
 

      Предстоит модернизировать реальный сектор экономики:

      — обновить за 10—12 лет материально-техническую  базу страны, сократив средний срок службы машин и оборудования с 19 до 8—10 лет;

      — преобразовать структуру народного  хозяйства в направлении повышения доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью; прежде всего, в разы поднять удельный вес высокотехнологичных, наукоемких и инновационных производств, удвоив роль экономики знаний (науки, информационных технологий, образования, биотехнологии, здравоохранения) в формировании ВВП России;

      — утроить жилищное и инфраструктурное строительство, создать современную транспортную систему, сделав эти отрасли локомотивом развития всего народного хозяйства страны.

      При этом должны быть созданы экономические  и социальные условия для ускоренного  развития. С этой целью в ходе структурных институциональных реформ нужно модернизировать:

      — отношения собственности, освободив  госсобственность от коммерческих предприятий и организаций, не выполняющих государственные функции, проведя новый крупный рыночный этап приватизации и подняв долю частной собственности с 30—35% до 65—70%, радикально подняв малый и средний бизнес;

      — финансовую сферу, включая всестороннюю «банкизацию» страны с доведением суммарных  активов банков до 150—200% ВВП с  нынешних 75%.

      Эта социально-экономическая модернизация, естественно, должна быть подкреплена  модернизацией судебно-правовой системы, проводящимся реформированием вооруженных сил, необходимыми политическими изменениями.

      При новой модели социально-экономического развития норма инвестиций должна быть повышена до 35—40%, что позволит ускорить развитие экономики страны до 5—6% в год и тем самым создать экономическую базу для решения назревших социальных проблем.

      Речь  идет, прежде всего, о коренном улучшении  жилищной обеспеченности граждан с доведением нормы комфортного жилья, приходящегося на одного человека в России хотя бы до 40 м— минимального уровня развитых стран. Реформирование, в котором нуждаются все виды российского образования — школьное, вузовское, среднее профессиональное, высшее и послевузовское, — позволит возвратить Россию в число передовых по уровню образования и качеству человеческого капитала стран мира.

      Самой трудной задачей в социальной сфере станет реформирование всей системы  здравоохранения и подтягивание ее уровня до уровня передовых стран мира. Речь идет о том, что за 20—25 лет предстоит сократить смертность в России с 14 до 9 человек в расчете на 1000 человек населения, а младенческую смертность до 4 человек на 1000 родившихся детей, поднять рождаемость до 14, увеличить продолжительность жизни до 79 лет, в том числе мужчин до 75. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.2 Региональные факторы

     Изменчивая  рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного рыночного  беспокойства для организации. В  анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут  оказать непосредственное воздействие  науспехи и провалы организации. К этим факторам относятся: изменения  демографического условия, жизненные  циклы различных изделий или  услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения  и уровень конкуренции в отрасли. В целом анализ различных региональных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам.

       Демографические проблемы Белгородской области по сравнению с другими регионами Центрального округа в целом менее остры .

        Волна миграционного прироста в 1993–1998 гг. затронула все регионы Черноземья (рис. 1), однако Белгородская область оказалась единственным во всей России регионом, (исключая республику Ингушетию, принявшую огромное количество беженцев из Чечни и Северной Осетии), где приток мигрантов был столь интенсивным и продолжительным. До сих пор в области сохраняется положительный миграционный баланс.

        

       Рисунок 1. Динамика коэффициентов миграционного прироста (убыли) в регионах Черноземья за 1993–2007 гг.

       Для русскоязычных переселенцев из стран  СНГ, демобилизованных офицеров и мигрантов  из северо-восточных регионов России Белгородская область оказалась  привлекательной не только своими благоприятными природными условиями и стабильной политической и экономической обстановкой. Приток и закрепление мигрантов  в регионе стимулировались специальными программами администрации области: предоставлением льготных кредитов на строительство жилья, обеспечением бесплатными земельными участками, решением проблем занятости переселенцев. С помощью этих мер, помогавших адаптации  мигрантов, удалось привлечь часть  наиболее активного и образованного  населения в села и малые города, построить более десятка новых  поселков для переселенцев. Основная масса мигрантов оседает в  сельской местности, но все-таки неподалеку от городов, используя преимущества более низкой стоимости жизни  на селе и доступности городских  услуг и мест приложения труда (рис. 2). Максимальный миграционный прирост  имели пригородные Белгородский и Старооскольский районы, а также  прилегающие к ним Шебекинский, Яковлевский, Борисовский и Губкинский.

       
 

       Рисунок 2. Коэффициент миграционного прироста (убыли) в отдельных муниципалитетах области в 2002 г.

       Среди тех, кто переселился в Белгородскую область за последние 10 лет, подавляющее  большинство составляют русскоязычные  мигранты из бывших республик СССР, поэтому в области сохранился почти мононациональный состав (русские  — 92,9%, украинцы — 3,8%), мало отличающийся от данных переписи населения 1989 г. Незначительно  выросла только численность армян, азербайджанцев и татар.

       Опорой  экономического благополучия Белгородской области служит крупный комплекс черной металлургии, созданный на базе богатейших месторождений КМА в  городах Старый Оскол и Губкин. Вес этой отрасли в экономике  области растет: в 2002 г. она давала около 40% всей промышленной продукции  области, а в 2004 г. – уже половину (к сожалению, данные на более позднюю  дату несопоставимы из-за изменения  системы классификации в статистическом учете – с ОКОНХ на ОКВЭД). На крупнейших Лебединском и Стойленском  ГОКах и Яковлевском руднике  добывается более трети всей железной руды в РФ, значительная часть которой  идет на экспорт. Но по объемам выплавки стали и производству готового проката  черных металлов Белгородская область  заметно отстает от ведущих производителей - Вологодской, Липецкой, Кемеровской  и Челябинской областей. Горнодобывающая  промышленность вступает в конфликт с важнейшей сельскохозяйственной функцией территории. Открытая добыча железной руды в карьерах ухудшает качество земельных угодий и сокращает  площадь ценных черноземов, благодаря  которым в области сформировался  развитый агропромышленный комплекс. На производство пищевых продуктов (по ОКВЭД) приходится 38% продукции обрабатывающих производств, Белгородская область  производит более 12% сахара-песка в  России и 10% растительных масел.

       

       Рисунок 3. Динамика промышленного производства, % к 1990 г.

       Промышленность  области сконцентрирована в трех городах (рис. 4): основные объемы промышленной продукции (60%) дает узел черной металлургии  Старый Оскол – Губкин, производственные мощности которого принадлежат холдингу «Металлоинвест» (Оскольский электрометаллургический  комбинат, Лебединский ГОК) и ОАО  «Новолипецкий металлургический комбинат» (Стойленский ГОК). На Белгород, специализирующийся на машиностроении и производстве строительных материалов, приходится всего 20% промышленного  производства. Белгородская область  – один из немногочисленных регионов РФ, где наряду с региональной столицей есть еще индустриальный центр, более  мощный в экономическом отношении - Старый Оскол. С одной стороны, состояние  экономики этого города во многом определяет социально-экономическое  благополучие всей области, поскольку  именно здесь расположены предприятия, обеспечивающие крупнейшие налоговые  поступления в региональный бюджет. С другой – на этапе современного кризиса именно такие монопрофильные города со специализацией на черной металлургии, как Старый Оскол и Губкин, представляют собой зону высокого риска.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Ротор»