Анализ труда и заработной платы в учреждениях здравоохранения на примере МУЗ "Городская больница № 2"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшения эффективности использования труда и заработной платы, а также составление прогноза численности врачебного персонала больницы и размера фонда оплаты труда на 2008 год. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– дать краткую характеристику деятельности предприятия;
– провести анализ динамики основных технико-экономических показателей деятельности учреждения;
– провести анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Краткая характеристика деятельности муз "городская больница №2"
1.1. История возникновения и развития учреждения
1.2. Динамика основных технико-экономических показателей деятельности учреждения
2. Анализ труда и заработной платы в муз "городская больница №2"
2.1. Анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами
2.1.1. Анализ и оценка обеспеченности учреждения кадрами
2.1.2. Анализ уровня квалификации врачебного персонала

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 129.46 Кб (Скачать документ)

 

Из данных таблицы 2.15 следует, что план по фонду заработной платы  МУЗ "Городская больница №2" в 2006 г. выполнен на 97,23%. Экономия составила 1 192,19 тыс. руб., что может являться положительным результатом работы, но при условии, что эта экономия не ведет к уменьшению объема выполняемых  работ и снижению качества обслуживания населения. Она образовалась за счет отклонения фактического фонда от планового по всем категориям работающих из-за недоукомплектованности учреждения персоналом.

Отклонение по фонду заработной платы наблюдается по врачам –  на 624,78 тыс. руб. (7,52%), по среднему медицинскому персоналу – на 281,40 тыс. руб. (1,79%) и по младшему медицинскому персоналу  – на 848,81 тыс. руб. (17,23%).

В 2007 году план по фонду заработной платы МУЗ "Городская больница №2" выполнен на 97,04%. Экономия составила 2 494,07 тыс. руб. Она образовалась за счет отклонения фактического фонда от планового  по всем категориям работающих из-за недоукомплектованности учреждения персоналом, которая наблюдается в больнице как в 2006, так и в 2007 году.

Наибольшее отклонение по фонду заработной платы наблюдается  по врачам – на 815,70 тыс. руб. (7,35%), по среднему медицинскому персоналу –  на 479,53 тыс. руб. (2,60%) и по младшему медицинскому персоналу – на 198,84 тыс. руб. (3,99%).

Сравнивая показатели использования  фонда заработной платы за период 2006-2007 гг. необходимо отметить, что фонд оплаты труда как в 2006, так и  в 2007 году, имел отклонения от сметных  назначений. Главной причиной данных отклонений является снижение численности  работников учреждения по всем категориям персонала.

Однако фонд заработной платы  в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом на 7 152,09 (17,08%) из-за общего повышения  заработной платы работникам бюджетной  сферы. Фонд оплаты труда врачебного персонала увеличился на 2 587,81 тыс. руб. (33,66%), фонд оплаты труда среднего медицинского персонала увеличился на 1 961,04 тыс. руб. (12,26%), фонд оплаты труда младшего медицинского персонала увеличился на 708,97 тыс. руб. (17,38%), фонд оплаты труда прочего  персонала увеличился на 1914,27 тыс. руб. (13,58%).

Конкретизировать причины  отклонения позволяет анализ влияния  основных факторов изменения фонда  заработной платы по категориям персонала.

На абсолютное отклонение по фонду заработной платы оказывают  влияние следующие факторы: количественный, т.е. изменение фактической численности  работников по сравнению с плановой; качественный, т.е. изменение фактической  средней заработной платы по сравнению  с плановой [7, c.142].

Влияние изменения этих факторов на отклонение по фонду заработной платы можно определить по формулам, используя при этом прием абсолютных разниц:

, (2.12)

где DФЧ – изменение по фонду заработной платы за счет изменения количественного фактора;

DЧР – прирост (сокращение) численности работников по сравнению с планом;

УСР. З – средняя заработная плата одного работника по плану.

, (2.13)

где DФСР. З – изменение по фонду заработной платы за счет изменения качественного фактора;

DУЗ – изменение фактической средней заработной платы одного работающего по сравнению с плановой ее величиной;

ЧРФ – численность работающих по отчету.

Для расчета влияния изменений  факторов на отклонение по фонду заработной платы используем показатели и данные таблицы 2.16.

 

Таблица 2.16. Расчет влияния  изменений факторов на отклонение по фонду заработной платы МУЗ "Городская  больница №2" за период 2006 г.

Категории персонала

Фонд заработной платы, тыс. руб.

Средне-месячная числен-ность работников, чел.

Фонд заработной платы  одного работающего, тыс. руб.

Отклонение по фонду заработной платы, тыс. руб.

 

По смете

Фактически

По плану

Фактически

По смете

Фактически

Всего

В том числе за счет изменения

               

Численности работающих

Средней заработной платы

Врачи

8 313,12

7 688,34

117

105

71,05

73,22

–624,78

–852,60

227,85

Средний медперсонал

15 708,54

15 989,94

330

329

47,60

48,60

281,40

–47,60

329,00

Младший медперсонал

4 927,62

4 078,81

152

150

32,42

27, 19

–848,81

–64,84

–784,50

Прочий

14 088,56

14 088,56

123

123

114,54

114,54

Итого

43 037,84

41 845,65

722

707

59,61

59, 19

–1 192, 19

–894,14

–298,05


 

Сокращение численности  работающих (количественного фактора) на 15 человек привело к экономии фонда оплаты труда на 894,14 тыс. руб.:

(707–722) *59,61 = –894,14.

Сокращение средней заработной платы (качественного фактора) на 0,42 тыс. руб. привело к уменьшению фонда  оплаты труда на –298,05 тыс. руб.:

707*(59, 19–59,61) = –298,05.

Суммарное влияние изменения  двух факторов составляет (–1 192, 19) тыс. руб.

Балансовая увязка указывает  на правильность проведенных расчетов:

(–894,14+(–298,05)) = (41 845,65–43 037,84);

(–1 192, 19) = (–1 192, 19).

Экономия в целом по учреждению на 1 192,19 тыс. руб. достигнута за счет сокращения численности персонала  и понижения среднего уровня заработной платы. На это повлияло сокращение средней  заработной платы медицинского персонала.

 

Таблица 2.17. Расчет влияния  изменений факторов на отклонение по фонду заработной платы МУЗ "Городская  больница №2" за период 2007 г.

Категории персонала

Фонд заработной платы, тыс. руб.

Средне-месячная числен-ность работни-ков, чел.

Фонд заработной платы  одного работающего, тыс. руб.

Отклонение по фонду заработной платы, тыс. руб.

 

По смете

Фактически

По плану

Фактически

По смете

Фактически

Всего

В том числе за счет изменения

               

Численности работающих

Средней заработной платы

Врачи

11 091,85

10 276,15

110

101

100,84

101,74

–815,70

–907,56

90,9

Средний медперсонал

18 430,51

17 950,98

329

317

56,02

56,63

–479,53

–504,18

193,37

Младший медперсонал

4 986,62

4 787,78

150

138

33,24

34,69

–198,84

–398,88

200,10

Прочий

16 002,83

16 002,83

126

126

127,01

127,01

Итого

50 511,81

49 017,74

715

682

70,65

71,87

–1 494,07

–2 331,31

837,24


 

Сокращение численности  работающих (количественного фактора) на 33 человека привело к экономии фонда оплаты труда на 2 336,65 тыс. руб.:

(715–682) *70,65 = –2 331,31.

Увеличение средней заработной платы (качественного фактора) на 1,22 тыс. руб. привело к увеличению фонда  оплаты труда на 837,24 тыс. руб.:

682*(71,87–70,65) = 837,24.

Суммарное влияние изменения  двух факторов составляет (–1 494,07) тыс. руб.

Балансовая увязка указывает  на правильность проведенных расчетов:

(–2 331,31+837,24) = (49 017,74–50 511,81);

(–1 494,07) = (–1 494,07).

Анализ данных о влиянии  основных факторов на использование  фонда заработной платы позволяет  сделать вывод о том, что экономия в целом на 1 494,07 тыс. руб. достигнута за счет сокращения численности персонала  при увеличении объема работы и заслуживает  положительной оценки. Одновременно в учреждении наблюдается рост уровня средней заработной платы. По этой причине расход фонда заработной платы увеличился на 837,24 тыс. По этой причине экономия фонда заработной платы возможна только за счет сокращения численности персонала, однако это приводит к снижению качества обслуживания пациентов, к неполному использованию мощности учреждения.

Важное значение имеет изучение состава и структуры фонда заработной платы по элементам выплат. Это связано с тем, что для большинства категорий работников, кроме основного оклада, предусмотрены доплаты, надбавки, премии и дополнительные выплаты к основному окладу.

Так как в учреждениях  здравоохранения практикуются доплаты  за совмещение профессий, то необходимо изучить соблюдение действующих  положений по применению этой формы  организации и оплаты труда.

Врачам и среднему медицинскому персоналу разрешается выполнение работ по замещению временно отсутствующих  соответственно врачей и работников из числа среднего медицинского персонала  сверх отработанных часов по основной должности с оплатой по фактически отработанному времени.

Анализ использования  фонда заработной платы по его  составу, т.е. по основной и дополнительной заработной плате, проведем по данным таблицы 2.18.

 

Таблица 2.18. Анализ использования  фонда заработной платы по его  составу МУЗ "Городская больница №2" за период 2007 г.

Показатели

Сумма фонда заработной платы

Отклонение 

(+,–) 

Выпол-нение плана,%

 

По смете

Фактически

   
 

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес,%

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес,%

По сумме

По удельному весу

 

Основная заработная плата  штатного персонала

34 055,06

67,42

34 988,86

71,38

933,80

3,96

102,74

Дополнительная заработная плата

16 456,75

32,58

14 028,88

28,62

–2 427,87

–3,96

85,25

В том числе:

– праздничные

– премии

–индексация

– различные надбавки

– прочие выплаты

116,18

0,23

88,23

0,18

–27,95

–0,05

75,94

 

4 798,62

9,50

4 656,69

9,50

–1 419,30

97,04

 

1 161,77

2,30

1 117,61

2,28

–44,16

–0,02

96, 20

 

6 541,28

12,95

5 784,09

11,80

–757, 19

–1,15

88,42

 

3 838,90

7,60

2 382,26

4,86

–1 456,64

–2,74

62,05

Итого

50 511,81

100,00

49 017,74

100,00

–1 494,07

97,04


 

Из данных таблицы 2.18 следует, что план по фонду заработной платы  по основной заработной плате перевыполнен на 2,74%, а по дополнительной – недовыполнен на 14,75%. Таким образом, динамика по основной заработной плате выше, чем по дополнительной, что является положительным явлением.

Структура фонда заработной платы в общем существенно не изменилась, сократились доли надбавок на 1,15% и прочих выплат – на 2,74%. По остальным элементам заработной платы изменения удельного веса незначительны.

В процессе анализа использования  фонда заработной платы делается характеристика эффективности его  расходования. Абсолютное отклонение по фонду заработной платы не позволяет  решить задачу эффективности расходования фонда заработной платы, оно не в  полной мере учитывает изменения  состояния сети и условий оплаты труда, предусмотренных планом. Поэтому  кроме абсолютного необходимо рассчитать и относительное отклонение. Оно определяется путем сопоставления фактического расхода по фонду заработной платы с его размером, установленным с учетом соблюдения плановых условий функционирования сети и комплектования штатов [8, c.375].

Относительное отклонение (перерасход, экономия) по фонду заработной платы  рассчитаем по данным таблицы 2. 19.

 

Таблица 2.19. Расчет относительного отклонения по фонду заработной платы  в МУЗ "Городская больница №2" за период 2007 г.

Показатели

По плану

Фактически

Принимается в расчет

Фонд заработной платы, тыс. руб.

50 511,81

49 017,74

51 762,94

Среднегодовое число штатных  единиц

869

867

915,51

Общее количество врачебных  посещений

162 985

171 704

171 704

Средняя ставка в расчете  на одну должность, тыс. руб.

58,13

56,54

56,54

Число врачебных посещений  на одну должность

187,55

198,04

187,55


 

Для расчета относительного отклонения по фонду заработной платы  в таблице введена графа "Принимается  в расчет", в которой внесены  следующие данные:

1. По среднегодовому числу  врачебных посещений фактическое  их количество равно 171 704.

2. По среднегодовому числу  штатных единиц 915,51ед. (фактическое  количество врачебных посещений  делим на плановое число врачебных  посещений в расчете на одну  должность):

171 704: 187,55 = 915,51.

3. По средней ставке  в расчете на одну должность  – фактически равной 56,54 тыс. руб. 

4. По фонду заработной  платы – исходя из фактической средней ставки в расчете на одну должность и среднегодового числа штатных единиц принимается 51 762,94 тыс. руб.:

56,54*915,51 = 51 762,94.

Далее сравниваем фактический  фонд заработной платы с фондом заработной платы по графе "Принимается в  расчет":

49 017,74–51 762,94 = –2 745,20 тыс. руб. 

Информация о работе Анализ труда и заработной платы в учреждениях здравоохранения на примере МУЗ "Городская больница № 2"