Бюджет и бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 03:34, курсовая работа

Описание

В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприя­тий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование — одна из главных функций финансового менеджмента на предприя­тии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприя­тия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финан­сового состояния организации.

Содержание

Введение
1. Прогнозирование и планирование в финансовом управлении организацией
1.1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования в организации
1.2. Внутрифирменное планирование. Бизнес-план и его финансовые аспекты
1.3. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики организации
2. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии
2.1. Основные принципы процесса бюджетирования
2.2. Применение бюджетирования и трансфертных цен в формировании финансовой стратегии развития организации
3. Финансовое планирование в бюджетной организации (на примере ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в городе Сочи»)
3.1. Особенности системы управления финансами бюджетного учреждения (организации)
3.2. Смета медицинского учреждения и основные принципы ее составления
3.3. Использование основ системы бюджетного планирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Бюджет и бюджетирование.doc

— 648.50 Кб (Скачать документ)

 

Доходная часть

Расходная часть

Выручка от реализации продукции и от прочей реализации

Налоги в бюджет

Доход от внереализационных операций

Заработная плата

Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода

Платежи во внебюд­жетные фонды

Кредиты и займы

Закупки сырья и материалов

 

Оплата электроэнергии

 

Выплаты по кредитам (с учетом процентов)

 

Прочие расходы

 

Дефицит бюджета (в случае превышения расхода над доходом)

Оптимальным является такой бюджет, в ко­тором доходная часть равна расходной части.

Доходная часть бюджета планируется на осно­вании плана продаж (реализации) услуг и плана финансовых поступлений от прочих источ­ников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах предприятия и изме­нения в оплате отгружаемой продукции. На основе всех этих данных необходимо составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квар­тал, год).

Сводный план финансовых поступлений по­зволит сформировать расходную часть бюджета предприятия на контрольный период (месяц, квар­тал, год) (см. табл. 2).

Расходы сводного бюджета планируются на ос­новании следующих исходных данных:

      плана-графика налоговых выплат;

      бюджета фонда оплаты труда;

      плана-графика платежей во внебюджетные фонды;

      бюджета материальных затрат в расчете на пла­нируемую производственную программу[*];

      бюджета электроэнергии;

      плана-графика погашения кредитов;

      бюджета прочих расходов.

На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встреч­ных платежей. В такой ситуации фактическая до­ходная часть бюджета сокращается и, соответствен­но, в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оператив­ного пересмотра (корректиров­ки) бюджета.

Необходимо использовать подход к пересмотру расходов бюджета, основанный на систе­ме приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов пред­приятия.

В качестве приоритетных рас­сматриваются следующие затраты (расходы) бюджета:

      выплата налогов в федераль­ный и бюджеты других уровней;

      заработная плата работников в расчете на производственную программу организации;

      платежи во внебюджетные фонды;

      затраты на закупку материа­лов, комплектующих и т.д., не­обходимых для выполнения про­изводственной программы организации и для обеспечения фун­кционирования производствен­ных помещений;

      оплата потребляемой элект­роэнергии.

Рассмотрение этих вопросов (в части корректировки бюджета предприятия) не­обходимо осуществлять не реже одного раза в не­делю (т.к. поступление средств на счета бюджета предприятия происходит неравномерно).

Для оперативного управления движение денеж­ных средств, с которым связано большинство опе­ративных решений, требуется отображать с помо­щью динамических регистров, служащих для опе­ративного учета и. соответственно, текущего уп­равления финансами компании. Состав показате­лей и общее количество указанных регистров мо­жет меняться в зависимости от возникновения но­вых задач оперативного управления финансами. В настоящее время целесообразно помимо обобщаю­щего регистра движения денежных средств иметь регистры по управлению дебиторской и кредитор­ской задолженностью, а также банковскими кре­дитами.

Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского про­цента и платежеспособности клиентов организации позволяют определить объем прибыли, необ­ходимый для обеспечения платежеспособности пред­приятия. В качестве источника данных для реализа­ции указанных мероприятий необходимо исполь­зовать информационные носители (динамические регистры) по движению денежных средств. В дина­мический регистр целесообразно включать следу­ющие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств организации:

      поступления средств на счет организации в текущем году за отгруженные в прошлом году то­вары и оказанные услуги ;

      поступление оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем году;

      динамика доходов от фондовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от но­вых эмиссий акций);

      расходование выручки от продаж по основ­ным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие теку­щие потребности организации;

      выплата процентов по кредитам;

      выплата дивидендов;

      инвестиционные расходы;

      величина свободных средств организации (или величина их дефицита).

Таким образом, оперативное управление фи­нансами организации необходимо строить на соче­тании сводного бюджета с набором динамических регистров, используемых для каждой задачи опе­ративного управления финансами.

Особое внимание необходимо обратить на уп­равление дебиторской, кредиторской задолженно­стью и управление запасами.

Система контроля запасов, динамическая сис­тема (оперативная), необходима для отслеживания каждой позиции на складах с целью избежания нехватки или излишков в зависимости от объемов потребления по видам и внешним условиям. То есть система должна показать динамику объемов товаров на складах и определить с учетом внешних условий оптимальную партию заказа, а по плано­вому бюджету и сроки заказов.

Взаимоувязанный контроль дебиторской задол­женности, учет реализации и платежей позволит собирать и анализировать информацию о просро­ченных задолженностях, о наступлении сроков выплат, сбор данных для "платежной дисципли­ны" для принятия решения о предельной величи­не или срока кредита, для принятия решения по кредитной политике. В любой момент необходимо знать ситуацию по задолженностям и предоплате, как по отдельным позициям, так и по организа­ции в целом, как по поставщикам сырья и мате­риалов, так и по покупателям услуг (продукции).

Все это позволит синхронизировать денежные потоки предприятия, что приведет к стабильной, достаточно достоверно планируемой работе, с од­ной стороны, и к снижению остатков на счетах, следовательно, более эффективному использова­нию активов компании.

Сводные годовые, квартальные и месячные бюджеты предприятия формируются обычно финансово-экономической службой (в нашем случае – бухгалтерией).

В рамках формирования сводных бюджетов со­ставляются бюджеты по отдельным статьям зат­рат, процесс формирования которых представлен в табл. 3.

 

Таблица 3

Процесс формирования бюджетов по укрупненным статьям затрат

 

Бюджет по статьям затрат

Подразд., ответств. за формирование

Согласующие подразделения

Утверждение бюджета

Срок утверждения

Фонд оплаты труда

 

Производственные отделы

Главный бухгалтер

За 10 дней до начала пе­риода действия бюджета

Матери­альные затраты

Бухгалтерия

 

Производственные отделы, снабженче­ская служба АХЧ

Главный бухгалтер

За 10 дней до начала пе­риода действия бюджета

Потребление энергии

АХЧ

Бухгалтерия, Производственные отделы

Главный бухгалтер

За 10 дней до начала пе­риода действия бюджета

Амортизация

Бухгалтерия

Производственные отделы,  АХЧ

Главный бухгалтер

За 10 дней до начала пе­риода

Прочие расходы

Бухгалтерия

Производственные отделы,  АХЧ

Главный бухгалтер

За 10 дней до начала пе­риода

Погашение кредитов

Бухгалтерия

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

За 10 дней до начала пе­риода

Налоги и пла­тежи   во   внебюджетные фонды

Бухгалтерия

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

За 10 дней до начала пе­риода действия бюджета

В целях осуществления контроля за исполне­нием бюджетов предлагается использовать двух­уровневую систему контроля.

Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений организации, непосредственно осуществляемый бухгалтерией, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.

Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (вклю­чая контроль составляющих их бюджетов по стать­ям затрат), осуществляемый бухгалтерией.

Основными элементами системы контроля являются:

      объекты контроля - бюджеты структурных под­разделений;

      предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

      субъекты контроля - структурные подразделе­ния предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;

      технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.

Контроль за соблюдением расходной части ком­плексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффектив­ность финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок уп­равленческих процедур, который позволит обеспечить:

      оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводно­го бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функци­ональных бюджетов);

      разработку мероприятий по ликвидации не­производственных затрат и удорожающих факто­ров, выявленных в ходе анализа;

      оформление и представление руководству организации аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для опе­ративной коррекции этих бюджетов и, соответ­ственно, бюджетов структурных подразделений.

Предлагаемая система контроля за формиро­ванием и исполнением сводного бюджета Центра ГСЭН в г. Сочи представлена в табл. 4.

Реализацию вышеописанной методологии це­лесообразно осуществлять через создание и вне­дрение комплексной автоматизированной системы бюджетного планирования деятельности организации, что позволит максимально оперативно по­лучать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.

Информация о работе Бюджет и бюджетирование