Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 03:34, курсовая работа
В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование — одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния организации.
Введение
1. Прогнозирование и планирование в финансовом управлении организацией
1.1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования в организации
1.2. Внутрифирменное планирование. Бизнес-план и его финансовые аспекты
1.3. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики организации
2. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии
2.1. Основные принципы процесса бюджетирования
2.2. Применение бюджетирования и трансфертных цен в формировании финансовой стратегии развития организации
3. Финансовое планирование в бюджетной организации (на примере ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в городе Сочи»)
3.1. Особенности системы управления финансами бюджетного учреждения (организации)
3.2. Смета медицинского учреждения и основные принципы ее составления
3.3. Использование основ системы бюджетного планирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Доходная часть | Расходная часть |
Выручка от реализации продукции и от прочей реализации | Налоги в бюджет |
Доход от внереализационных операций | Заработная плата |
Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода | Платежи во внебюджетные фонды |
Кредиты и займы | Закупки сырья и материалов |
| Оплата электроэнергии |
| Выплаты по кредитам (с учетом процентов) |
| Прочие расходы |
| Дефицит бюджета (в случае превышения расхода над доходом) |
Оптимальным является такой бюджет, в котором доходная часть равна расходной части.
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) услуг и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах предприятия и изменения в оплате отгружаемой продукции. На основе всех этих данных необходимо составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год).
Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета предприятия на контрольный период (месяц, квартал, год) (см. табл. 2).
Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных:
плана-графика налоговых выплат;
бюджета фонда оплаты труда;
плана-графика платежей во внебюджетные фонды;
бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу[*];
бюджета электроэнергии;
плана-графика погашения кредитов;
бюджета прочих расходов.
На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.
Необходимо использовать подход к пересмотру расходов бюджета, основанный на системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов предприятия.
В качестве приоритетных рассматриваются следующие затраты (расходы) бюджета:
выплата налогов в федеральный и бюджеты других уровней;
заработная плата работников в расчете на производственную программу организации;
платежи во внебюджетные фонды;
затраты на закупку материалов, комплектующих и т.д., необходимых для выполнения производственной программы организации и для обеспечения функционирования производственных помещений;
оплата потребляемой электроэнергии.
Рассмотрение этих вопросов (в части корректировки бюджета предприятия) необходимо осуществлять не реже одного раза в неделю (т.к. поступление средств на счета бюджета предприятия происходит неравномерно).
Для оперативного управления движение денежных средств, с которым связано большинство оперативных решений, требуется отображать с помощью динамических регистров, служащих для оперативного учета и. соответственно, текущего управления финансами компании. Состав показателей и общее количество указанных регистров может меняться в зависимости от возникновения новых задач оперативного управления финансами. В настоящее время целесообразно помимо обобщающего регистра движения денежных средств иметь регистры по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также банковскими кредитами.
Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов организации позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В качестве источника данных для реализации указанных мероприятий необходимо использовать информационные носители (динамические регистры) по движению денежных средств. В динамический регистр целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств организации:
поступления средств на счет организации в текущем году за отгруженные в прошлом году товары и оказанные услуги ;
поступление оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем году;
динамика доходов от фондовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от новых эмиссий акций);
расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности организации;
выплата процентов по кредитам;
выплата дивидендов;
инвестиционные расходы;
величина свободных средств организации (или величина их дефицита).
Таким образом, оперативное управление финансами организации необходимо строить на сочетании сводного бюджета с набором динамических регистров, используемых для каждой задачи оперативного управления финансами.
Особое внимание необходимо обратить на управление дебиторской, кредиторской задолженностью и управление запасами.
Система контроля запасов, динамическая система (оперативная), необходима для отслеживания каждой позиции на складах с целью избежания нехватки или излишков в зависимости от объемов потребления по видам и внешним условиям. То есть система должна показать динамику объемов товаров на складах и определить с учетом внешних условий оптимальную партию заказа, а по плановому бюджету и сроки заказов.
Взаимоувязанный контроль дебиторской задолженности, учет реализации и платежей позволит собирать и анализировать информацию о просроченных задолженностях, о наступлении сроков выплат, сбор данных для "платежной дисциплины" для принятия решения о предельной величине или срока кредита, для принятия решения по кредитной политике. В любой момент необходимо знать ситуацию по задолженностям и предоплате, как по отдельным позициям, так и по организации в целом, как по поставщикам сырья и материалов, так и по покупателям услуг (продукции).
Все это позволит синхронизировать денежные потоки предприятия, что приведет к стабильной, достаточно достоверно планируемой работе, с одной стороны, и к снижению остатков на счетах, следовательно, более эффективному использованию активов компании.
Сводные годовые, квартальные и месячные бюджеты предприятия формируются обычно финансово-экономической службой (в нашем случае – бухгалтерией).
В рамках формирования сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям затрат, процесс формирования которых представлен в табл. 3.
Таблица 3
Процесс формирования бюджетов по укрупненным статьям затрат
Бюджет по статьям затрат | Подразд., ответств. за формирование | Согласующие подразделения | Утверждение бюджета | Срок утверждения |
Фонд оплаты труда |
| Производственные отделы | Главный бухгалтер | За 10 дней до начала периода действия бюджета |
Материальные затраты | Бухгалтерия
| Производственные отделы, снабженческая служба АХЧ | Главный бухгалтер | За 10 дней до начала периода действия бюджета |
Потребление энергии | АХЧ | Бухгалтерия, Производственные отделы | Главный бухгалтер | За 10 дней до начала периода действия бюджета |
Амортизация | Бухгалтерия | Производственные отделы, АХЧ | Главный бухгалтер | За 10 дней до начала периода |
Прочие расходы | Бухгалтерия | Производственные отделы, АХЧ | Главный бухгалтер | За 10 дней до начала периода |
Погашение кредитов | Бухгалтерия | Бухгалтерия | Главный бухгалтер | За 10 дней до начала периода |
Налоги и платежи во внебюджетные фонды | Бухгалтерия | Бухгалтерия | Главный бухгалтер | За 10 дней до начала периода действия бюджета |
В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему контроля.
Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений организации, непосредственно осуществляемый бухгалтерией, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.
Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый бухгалтерией.
Основными элементами системы контроля являются:
объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);
субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;
технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.
Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации.
Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:
оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функциональных бюджетов);
разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;
оформление и представление руководству организации аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.
Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета Центра ГСЭН в г. Сочи представлена в табл. 4.
Реализацию вышеописанной методологии целесообразно осуществлять через создание и внедрение комплексной автоматизированной системы бюджетного планирования деятельности организации, что позволит максимально оперативно получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.