Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание

В данной работе изложены только общие положения концепции бюджетного управления и составления прогнозных балансов, отчета о прибылях и убытках, о движении денежных средств как важнейших составляющих этого процесса. В действительности не существует каких-либо обязательных требований к тому, как нужно использовать бюджеты для управления предприятием. В отличие от бухгалтерского учета здесь нет утвержденных рекомендаций и правил. Внедрение технологии бюджетного управления - это творческий процесс, в котором следует руководствоваться пониманием механизмов управления, знанием собственного бизнеса и здравым смыслом.

Содержание

Введение 3
Задание на курсовое проектирование 4
Раздел 1. Составление бюджета предприятия 11
1.1. Бюджет продаж 14
1.2. Бюджет производства 16
1.3. Бюджет прямых затрат на материалы 19
1.4. Бюджет прямых затрат на оплату труда 23
1.5. Бюджет производственных накладных расходов 25
1.6. Бюджет запасов 29
1.7. Бюджет коммерческих расходов 32
1.8. Бюджет административных затрат 34
Выводы по разделу 1 35
Раздел 2. Составление прогнозных отчетов 36
2.1. Отчет о прибылях и убытках 36
2.2. Отчет о движении денежных средств 38
2.3. Прогнозный баланс 43
Анализ плановых финансово-экономических показателей 48
1. Экспресс-анализ оценки ликвидности баланса организации 49
2. Анализ финансовой устойчивости строительного предприятия 50
3. Анализ платежеспособности и ликвидности строительного предприятия 51
4. Прогнозирование вероятности банкротства на основе Z-счета Э. Альтмана (зарубежный опыт) 55
Раздел 3. Прогноз результатов хозяйственной деятельности по переменным затратам 56
3.1. Расчет переменных затрат на единицу продукции 56
3.2. Составление отчета о прибылях и убытках по методу Direct costing 58
Раздел 4. Углубленный операционный анализ деятельности предприятия 62
4.1. Расчет основных показателей углубленного операционного анализа 62
4.2. Рекомендации по совершенствованию товарной политики предприятия 68
Заключение 70
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия.doc

— 1.72 Мб (Скачать документ)

Удельные переменные затраты (из табл.22)

Запасы на начало периода:

Количество (из плановой информации)

Стоимость = удельные переменные затраты*количество на начало периода

Итого сумма соответствующих граф

Запасы на конец периода:

Количество (из плановой информации)

Стоимость = удельные переменные затраты*количество на конец периода

Итого сумма соответствующих граф

3.2. Составление отчета о прибылях и убытках по методу Direct costing

Система учета переменных затрат «direct-costing» возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распро­странение в пятидесятых годах двадцатого века. До начала Ве­ликой депрессии (1928г.) для расчета себестоимости использо­валась система учета полных издержек, что, по мнению аналити­ков того времени, приводило к искусственному искажению при­были. Для решения данной проблемы была разработана новая система, получившая название «direct-costing». Оно было вве­дено в 1936 году американцем Д. Харрисом. Данное название возникло не случайно. На первых этапах практического применения системы «Директ-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Отсюда и название системы — Direct – Costing - System (система учета прямых затрат).

Позднее «директ-костинг» трансформировался в такую учетную систе­му, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых перемен­ных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая условность в названии.

В настоящее время «direct-costing» предусматривает вклю­чение в себестоимость не только прямых переменных, но и части переменных косвенных затрат 

«Директ-костинг» — концепция учета, при которой вычисление себестоимости по видам продукции осуществляют только на базе переменных издержек. При использовании этой системы постоянные издержки трактуют как, периодические (зависящие от длительности периода вне зависимости от объема производства). Поэтому постоянные затраты не включают в себестоимость реализации по видам продукции и погашают за счет маржинального дохода ( сумма на покрытие), определяемого как разница между выручкой от продаж и переменными издержками. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоян­ных издержек формируется показатель операционной прибыли.

В основу план-факт анализа положено сравнение плановых и фактических показателей и выявление причин (факторов), вызвавших отклонение факта от плана. Данный анализ служит базой для оценки эффективности работы отдельных подразделений и предприятия в целом, организации системы материального стимулирования специалистов и обоснованного прогноза показателей на будущий период.

Прогноз результатов хозяйственной деятельности, основанный на расчете себестоимости по переменным затратам составляется на основе данных сметы производственной себестоимости, бюджета производственных накладных расходов и калькуляции запасов в переменных затратах.

 

Таблица 24.Отчет о прибылях и убытках по методу Direct costing

Показатели

Сумма

Объем реализации

1262000

Переменные затраты:

1065467

в том числе, прямые затраты на материалы

447467

прямые затраты на оплату труда основных  производственных рабочих

482812,5

Изменение запасов:

Запасы на начало отчетного периода

22147

Запасы на конец отчетного периода

85854

Переменные накладные расходы

135187,5

Итого переменные производственные затраты

1001760

Итого на покрытие постоянных затрат и прибыли

260240

Постоянные  производственные затраты за период

100200

Постоянные административные расходы и расходы по реализации продукции

67600

Операционная прибыль

92440

Объем реализации берем из бюджета продаж (из п.2.1);

Переменные затраты = прямые затраты на материалы (из п.1.3) + прямые затраты на оплату труда основных  производственных рабочих (из п.1.4) + переменные накладные расходы (из п.1.5).

Запасы на начало и конец отчетного периода берем из таблицы 23 «Определение запасов готовой продукции в оценке по переменным затратам» (из п.3.1.).

Итого переменные производственные затраты = Переменные затраты + запасы на начало отчетного периода – запасы на конец отчетного периода = 1 065 467+22 147-85854 = 1 001 760 тыс.руб.

Итого на покрытие постоянных затрат и прибыли = Объем реализации – Итого переменные производственные затраты = 1 262 000-1 001 760 = 260 240 тыс.руб.

Постоянные производственные затраты за период берутся из сметы общепроизводственных расходов компании «Строй Блок» (из п.1.5).

Постоянные административные расходы и расходы по реализации продукции берутся соответственно из бюджета административных и коммерческих расходов (из п.1.7+п.1.8).

Операционная прибыль = Итого на покрытие постоянных затрат - Постоянные производственные затраты за период - Постоянные административные расходы и расходы по реализации продукции = 260 240–100 200–67 600 = 92 440 тыс.руб.

 

 

 

Правильность составления отчета о прибылях и убытках  по методу «Директ-костинг» определяется путем сравнения полученного значения операционной прибыли с ее суммой, рассчитанной ранее по методу Absorption costing (полного распределения затрат).

Метод полных (поглощенных) затрат Absorption Costing (AC) состоит в калькулировании себестоимости продукции с распределением всех производственных затрат между реализованной продукцией и остатками продукции на складе. Это наиболее широко распространенный подход к калькулированию, применяемый и в бухгалтерском учете. Предполагается, что в расчете себестоимости участвуют прямые материальные затраты, прямой труд, общепроизводственные затраты, а к затратам периода относятся общехозяйственные расходы. Последние должны быть полностью включены в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды продукции. Таким образом можно сделать следующий вывод: так как в данном примере объем производства больше, чем объем реализации, то запасы на конец отчетного периода больше запасов на начало периода, то есть при использовании для расчета себестоимости метода  AC часть постоянных затрат включается в себестоимость продукции, находящейся в запасах. При использовании метода DC все постоянные накладные расходы относят к расходам периода. Поэтому в данном случае прибыль, рассчитанная по методу Direct costing будет меньше, чем полученная при калькуляции себестоимости с полным распределением затрат.

Прибыль по методу Absorption costing – 98 143 тыс. руб.

Прибыль по методу Direct costing – 92 440 тыс. руб.

Разница: 5703 тыс. руб.

Это, безусловно, является существенным.

В процентном соотношении (1 – (98 143/92 440))*100% = 6,2 %


Раздел 4.  Углубленный операционный анализ деятельности предприятия

4.1. Расчет основных показателей углубленного операционного анализа

Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором совокупные постоянные затраты относятся непосредственно к данному товару (изделию, услуге). Рассчитать их величину несложно: например, к такому-то изделию будут относиться амортизационные отчисления по оборудованию, на котором данное изделие производится, зарплата мастеров, начальника цеха, расходы по содержанию цеха (и/или его аренде) и т. п. Косвенные постоянные затраты — это постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, затраты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным административным зданиям, расходы на научные исследования и инженерные изыскания и т. п.). Косвенные затраты весьма трудно разнести по отдельным товарам. Универсальный способ — отнесение косвенных постоянных затрат на тот или иной товар пропорционально доле данного товара в суммарной выручке от реализации предприятия.

Основной задачей углубленного операционного анализа является решение вопросов ценовой и ассортиментной политики. При проведении углубленного операционного анализа часть постоянных затрат относят непосредственно на конкретный товар. При этом к прямым постоянным затратам относят амортизационные начисления по оборудованию, на котором производится именно рассматриваемый продукт, зарплата работников конкретного цеха, расходы по содержанию этого цеха и т.п. Косвенные постоянные затраты относятся к предприятию в целом.

Основной принцип углубленного операционного анализа заключается в объединении прямых переменных затрат и прямых постоянных затрат на данный товар и вычисление промежуточной маржи.

Для проведения анализа необходимо рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности для каждого вида продукции в натуральных и стоимостных единицах измерения и разработать рекомендации по совершенствованию товарной политики предприятия.

Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие — невыгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.

Промежуточная маржа занимает срединное положение между валовой маржой  и прибылью. Желательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.

В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.

Это правило лишь на первый взгляд кажется самоочевидным и не требующим цифровой иллюстрации. На самом же деле здесь есть тонкости, сводящиеся к трем проблемам.

Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи — этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его производство заранее).

 

 

 

 

Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.

 

 

Главное правило: Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин оставаться в ассортименте. При этом, товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.

Таблица 25. Результаты расчета основных показателей углубленного операционного анализа.

Показатели (тыс.руб.)

Пеноблок D1000

Пеноблок D800

Объем реализации ( единиц)

9500

2600

Выручка от реализации

950000

312000

Переменные издержки

825804

239663

в т.ч. затраты на основные материалы

337644

109823

затраты на оплату труда основных производственных работников

381375

101437,5

переменная часть накладных расходов

106785

28402,5

Прямые постоянные затраты:

67000

33200

Амортизация

26000

21000

Контроль качества

20000

11000

Оплата электроэнергии

10000

500

Ремонт и обслуживание оборудования

11000

700

Общие косвенные постоянные (непроизводственные) расходы

67600

Маржинальный доход

124196

72337

Удельный маржинальный доход

13,07

27,82

Удельный вес маржинального дохода в выручке  от реализации

0,1307

0,2318

Промежуточная валовая маржа

57196

39137

Удельный вес промежуточной маржи в выручке от реализации

0,06

0,13

Удельный вес выручки от реализации данного товара в общей выручке

0,75

0,25

Порог безубыточности (единиц)

5126

1193

Порог безубыточности (тыс.руб.)

512624

143226

Порог рентабельности (единиц)

9005

1801

Порог рентабельности (тыс.руб.)

900535

216134

Информация о работе Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия