Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций
Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.
4. Концепция стоимости капитала включает следующие положения:
5. Концепция эффективности рынка капитала утверждает, что уровень цен на акции и иные активы зависит от информационной гибкости рынка. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В зависимости от степени эффективности рынка цены на активы при появлении дополнительной информации изменяются в большей или меньшей степени.
6. Концепция асимметричной информации утверждает, всегда есть такая категория лиц, которая располагает информацией, недоступной широким слоям населения, и поэтому от владения такой информации может быть получена предпринимательская выгода (пример с дефолтом 1998 г.).
7. Концепция агентских отношений базируется на том, что не всегда владельцы организации занимаются её текущим управлением. Собственники и управляющие имеют различные интересы в деятельности организации, что сказывается на принятии управленческих решений.
8. Концепция альтернативных затрат содержит утверждение, что любое предпринимательское решение связано с отказом от какого-либо альтернативного предпринимательского решения, доходы от которого должны рассматриваться как упущенная выгода или дополнительные затраты выбранного решения.
9. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта основывается на том, что обычная организация создаётся для деятельности бесконечно долгое время. Эта концепция делает возможным применение методов прогнозирования и планирования на основе отчётных данных, обеспечивает преемственность данных учёта, отчётности, налогообложения и т.д.
Критерием эффективности
финансового менеджмента
Существуют различные
подходы к формированию критериев.
В зависимости от числа параметров
оптимизации говорят о
Так как критерий формализует цели финансового менеджера, то при формировании критерия должны учитываться особенности постановки целей, например:
1) выживание фирмы
в условиях конкурентной
2) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
3) лидерство в борьбе с конкурентами;
4) максимизация “цены” фирмы:
5) приемлемые темпы
роста экономического
6) рост объемов производства и реализации;
7) максимизация прибыли;
8) минимизация расходов:
9) обеспечение рентабельности деятельности.
Для достижения этих целей в финансовом менеджменте используются следующие 5 групп финансовых коэффициентов: 1) коэффициенты ликвидности; 2) коэффициенты деловой активности; 3) коэффициенты рентабельности; 4) коэффициенты платежеспособности или структуры капитала; 5) коэффициенты рыночной активности.
Коэффициенты ликвидности
позволяют определить способность
организации оплатить свои краткосрочные
обязательства в течение
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно организация использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения организации, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность организации. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала организации. В финансовом менеджменте наиболее часто используются следующие показатели оборачиваемости: коэффициент оборачиваемости активов; коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности; коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов; длительность операционного цикла.
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность организации. Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются коэффициенты рентабельности всех активов организации, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.
Показатели структуры капитала (или коэффициенты платежеспособности) характеризуют степень защищённости кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в организацию. Они отражают способность организации погашать долгосрочную задолженность. Речь идёт о коэффициенте собственности, коэффициенте финансовой зависимости и коэффициенте защищённости кредиторов.
Коэффициенты рыночной активности организации включают в себя различные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций организации. Основными показателями в этой группе являются: прибыль на одну акцию; соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию; балансовая стоимость одной акции; соотношение рыночной стоимости одной акции и её балансовой стоимости; доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов.
На Западе в настоящее время наиболее часто используется критерий “максимизации собственного капитала”, т.е. максимизации рыночной цены обыкновенных акций фирм - это интегральный критерий, который отражает стремление к социальному и экономическому процветанию общества через частную собственность. Важнейшим условием использования этого критерия является установление рыночной цены акции, для чего необходимо существование первичного и вторичного рынка акций. В настоящее время в РФ рыночная цена акций известна только для ограниченного круга корпоративных бумаг (так называемые “голубые фишки”). Для подавляющего большинства акций организаций цена не определена. Поэтому использовать этот критерий в РФ для организаций, акции которых не котируются на мировом рынке, нельзя.
Довольно часто финансовые решения - это инвестиционные решения. Считается, что в основе принятия управленческого решения инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой является проблема сопоставимости объемов инвестиций и поступлений от них. В анализе эффективности инвестиционной деятельности выделяется две группы методов: 1) основанные на дисконтированных оценках; 2) основанные на учетных оценках. Эти две группы методов выводят нас на математические основы финансового менеджмента, то есть на такое базовое понятия финансовой математики, как процентные деньги, определение которых составляет сущность большинства финансовых расчётов. Проценты, процентные ставки, простые ставки ссудных процентов, дисконтирование, сложные ставки ссудных процентов, сложные учётные ставки, учёт инфляционного обесценения денег в принятии финансовых решений, уровень инфляции, темп инфляции, индекс инфляции, инфляционная премия, финансовая рента – это довольно интересные и занимательные вещи, которыми бы надо владеть.
3. Объекты финансового менеджмента
Объектами финансового менеджмента являются: формирование производственных фондов; производство и реализация продукции; денежный оборот капитала; создание собственных финансовых ресурсов; привлечение внешних источников финансирования. Критерием эффективности финансового менеджмента является, как мы уже говорили, правильно принятое решение в отношении движения финансовых ресурсов, обеспечившее увеличение прибыли.
Как вы уже знаете, финансовый менеджмент представляет собой динамичный процесс, который строится с учетом особенностей внешней и внутренней среды предприятия, на основе взаимодействия элементов финансового механизма (цели, функции, принципы, методы) и структуры управления бизнесом. Он предполагает принятие своевременных и обоснованных решений, базирующихся на знаниях, интуиции и практическом опыте, непрерывный поиск наиболее эффективных методов координации финансовой деятельности, связей с внешней средой. Системообразующим элементом эффективного финансового менеджмента является организационная культура. В западном менеджменте организационная культура управления предприятием рассматривается как "невидимый" (нематериальный) фактор (ресурс) менеджмента, способный "раскрыть" и мобилизовать главный ресурс предприятия - человеческий фактор. К сожалению, в отечественном менеджменте организационной культуре пока ещё не уделяется должного внимания.
Под финансовой организационной культурой организации следует понимать сложную композицию наиболее важных ценностей, ориентиров, установок, принципов, правил, критериев и норм, которые разделяют все работники финансовой службы предприятия, а также руководители и специалисты, связанные с принятием финансовых решений (либо решений, требующих финансирования). Она включает организационную культуру финансового менеджмента, стержнем которой является финансовая философия бизнеса, охватывающая философию финансового маркетинга, а также дополнительные элементы финансовой организационной культуры предприятия, касающиеся всех работников.
На Рис.2 графически представлены составляющие финансовой организационной культуры. Здесь наглядно показаны "наложение" и взаимосвязь основных элементов финансовой организационной культуры: философия финансового маркетинга является основой финансовой философии бизнеса; финансовая философия бизнеса - ядром организационной культуры финансового менеджмента; а последняя - стержнем финансовой организационной культуры предприятия.
Философия финансового маркетинга - это взгляды на построение взаимоотношений финансовой системы предприятия с финансовым рынком, государственными органами и другими субъектами хозяйственной деятельности; установленные приоритеты и ценности внешней финансовой деятельности; принципы, правила, методы и способы финансового взаимодействия с партнерами, поставщиками и кредиторами; подходы к сбалансированию противоречивых факторов финансовых отношений с внешней средой (прибыльность бизнеса, потребности покупателей, интересы финансового рынка и общества); существующие ограничения в финансовых действиях.
Финансовая философия бизнеса представляет собой целостную систему, в которой определены финансовая миссия и финансовое кредо предприятия, общие цели и задачи, финансовая идеология и политика предпринимательства, основные финансовые ценности, критерии и принципы функционирования, кодекс поведения и ограничения в финансовых действиях.
Организационная культура финансового менеджмента характеризует культурную среду функционирования системы управления финансами предприятия, представленную: финансовой философией бизнеса (предпринимательства и менеджмента); сущностью стратегической, тактической и оперативной финансовой деятельности; структурами управления финансами, финансового механизма, финансовых ресурсов, собственного и заемного капиталов; совокупностью финансовых норм, нормативов, показателей и критериев; набором функций, принципов, правил, методов и способов работы и принятия финансовых решений.