Курс лекций по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций

Описание

Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.

Работа состоит из  8 файлов

Лекция 1 по финансовому менеджмент..doc

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 4.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)


Тема 4. Финансовое планирование и прогнозирование

 

По учебному плану на эту тему выделяется 12 часов, из которых на лекции 6 часов, 4 часа на практические занятия, 2 часа на диспут. На самостоятельную работу отводится 8 часов.

 

Вопрос 1.  Методы финансового планирования

 

Управлять – значит предвидеть, то есть прогнозировать, планировать. Поэтому  важнейшим элементом предпринимательской  хозяйственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование, в том числе финансовое.

Цель внутрифирменного планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движение его денежных средств. Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование – это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов:

    • анализ финансовой ситуации и проблем (оцениваются финансовые результаты и определяются проблемы в объёме реализации продукции, затратах, полученной прибыли и др.);
    • прогнозирования будущих финансовых условий (определяется внешняя и внутренняя среда, в которой будет протекать деятельность предприятия; на основе перспективных расчётов производственной деятельности предприятия, маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются будущие финансовые результаты);
    • постановка финансовых задач (определяются на планируемый период параметры получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств);
    • выбора оптимального варианта (на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия);
    • составления финансового плана (в виде баланса доходов и расходов предприятия);
    • корректировки, увязки и конкретизации финансового плана (стыковка показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения);
    • выполнения финансового плана (процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты);
    • анализа и контроля выполнения плана (определяются фактические финансовые результаты, сопоставляются с плановыми показателями, выявляются причины отклонений, подготавливаются меры по устранению негативных явлений).

 

Таким образом, финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей предприятия и увязывающий его доходы и расходы. Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и краткосрочный. Первый тип планов предназначен для определения допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия. Целью второго типа планов является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Составной частью финансового  планирования является бюджетирование. Бюджет – более узкое понятие, чем план, подразумевающее количественное представление плана действий, причём, как правило, в стоимостном выражении. Формирование бюджета включает в себя следующие этапы: 1) подготовка прогноза и бюджета продаж; 2) определение ожидаемого объёма производства; 3) расчёт затрат, связанных с производством и реализацией продукции; 4) расчёт и анализ денежных потоков; 5) составление бюджетов финансовых потоков.      

Процесс составления финансового  плана предприятия заключается  в расчёте его показателей. Для этого используются различные способы и приёмы расчёта: эвристический, расчётно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Эвристический метод (позволяет рассчитать объём будущих продаж) основан на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Эвристический (интуитивный) метод – это частично-поисковый метод, основанный на поэлементном усвоении информации и способе действий. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры. Результатом эвристического метода прогнозирования являются следующие формулы:                       и     ,

где N - прогноз объёма продаж; О - оптимистическая оценка экспертов; М - средняя оценка экспертов; П -пессимистическая оценка экспертов; - одна из оценок экспертов по объёму продаж; - процент повторяемости данной оценки экспертов среди всех оценок.

Согласно формулам, показатель N получается как средневзвешенная величина всех имеющихся оценок с учётом их повторяемости и использования поправочных коэффициентов.

Эвристический метод применяется в тех случаях, когда определяется показатель, аналогов которого (например, натуральный объём продаж по абсолютно новому виду услуг). Этим методом можно определить изменение тенденции уже известного показателя под влиянием внешних факторов. В этом случае он используется совместно с расчётно-аналитическим методом.

Расчётно-аналитический  метод  - один из наиболее используемых методов в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Этот метод заключается в том, что на основе анализа достигнутого уровня финансовых показателей прогнозируют их уровень на будущий год. Иное название этого метода – трендовый метод. Показатели получаются путём умножения показателя текущего периода на темп роста, полученный из ретроспективного анализа или материалов специальной статистической выборки. Так, например, объём прогноза продаж N  может быть рассчитан по формуле                                  ,

где - объём продаж в текущем периоде; - средний темп роста продаж, полученный либо по данным статистики, либо экспертным путём. Величина среднего темпа роста продаж может быть определена по формуле , где - объём продаж в предыдущем периоде.

Балансовый метод применяется, в основном, при планировании распределения полученных финансовых средств. Этот метод применяется при увязке объёмов затрат и источников их осуществления, запасов ТМЦ и их потребности с целью выявления достаточности финансовых или натуральных ресурсов. В этом случае формула будет иметь следующий вид:

   Дополнительные потребности в ресурсах = Необходимый объём – Планируемое их наличие

Общая же суть балансового метода при планировании распределения полученных финансовых средств заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

,

где - остатки средств на начало года; П – поступления средств в планируемом периоде; Р – расходы в планируемом периоде; - остаток средств на конец планового периода.

Нормативный метод заключается в определении объёмов затрат и потребности в ресурсах путём умножения норм расхода в натуральном выражении или стоимостных и процентных нормативов на базовый экономический показатель (например, натуральный выпуск или реализация услуг, продукции). При планировании могут устанавливаться как установленные государством нормы и нормативы (например, ставки налогов), так и собственные нормы и нормативы предприятия. К последним можно отнести:

    • нормы расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии;
    • нормативы плановой потребности в оборотных средствах;
    • нормативы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в обороте предприятия;
    • нормы запасов материалов, заделов незавершённого производства, запасов готовой продукции и товаров на складе;
    • нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление, в резервные фонды;
    • норматив отчислений в ремонтный фонд.

Эти нормы и нормативы могут  быть получены на основе опыта работы предприятия или аналогичных  предприятий отрасли.

Нормативы, используемые при  финансовом планировании, устанавливаются:

    • органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);
    • ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.).

Метод оптимизации  плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: 1) минимум приведённых затрат; 2) максимум приведённой прибыли; 3) минимум текущих затрат; 4) максимум прибыли на рубль вложенного капитала; 5) минимум времени на оборот капитала; 6) максимум дохода на рубль вложенного капитала; 7) другие аналогичные критерии.

Экономико-математическое моделирование используется, как правило, при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Этот метод основан на факторном анализе связей между основными показателями финансового плана. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей даёт возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальных из них.

К объектам финансового  планирования относятся:

    • выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;
    • амортизационные отчисления;
    • объём оборотных активов и их прирост;
    • ресурсы в капитальном строительстве;
    • платежи в бюджет;
    • взносы во внебюджетные фонды.

 

Вопрос 2. Основные подходы к прогнозированию финансового

положения организации. Использование  финансовых коэффициентов,

рейтинговых моделей

 

2.1. Грамотное управление предприятием немыслимо без прогнозирования динамики внешних и внутренних факторов, определяющих величину получаемой прибыли, таких как объем рынка, динамика цен, конкуренция, снижение производительности оборудования, рост накладных издержек и т.д. При этом заметим, что прогнозирование будущих финансовых показателей, денежных потоков, потребности в финансовых средствах, базирующееся на модели функционирования предприятия, определяется в литературе как бюджетирование.

Таким образом, бюджетирование - это финансовое прогнозирование и планирование, не включающее в себя стратегическое планирование, но, несомненно, базирующееся на нём. Только стратегическое планирование определяет цели бизнеса на качественном уровне и будущие направления деятельности (выпуск новых продуктов, завоевание новых рынков, замена технологии выпуска и т. п.). Исходя из сформулированных стратегических целей, вырабатывают тактику поведения предприятия в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, после чего разрабатывают финансовую часть плана в виде системы бюджетов.

В управленческом учете под бюджетом понимают документ, созданный до того, как предполагаемые действия будут выполняться.

Прогноз будущего финансового состояния  предприятия основывается на анализе  сегодняшнего финансового состояния предприятия. При этом по набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:

1. Методы, в которых прогнозируется  один или несколько отдельных  показателей, представляющих наибольший  интерес и значимость для  финансового менеджера, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т. д.

2. Методы, в которых строятся  прогнозные формы отчетности  целиком в типовой или укрупненной  номенклатуре статей. На основании  анализа данных прошлых периодов  прогнозируется каждая статья (укрупненная статья) баланса и отчета о финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия. Финансовый директор получает максимум информации, которую он может использовать для различных целей, например, для определения допустимых темпов наращивания производственной деятельности, для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников, расчета любых финансовых коэффициентов и т.д. Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют одну и ту же экономическую систему.

В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно подразделить на три большие группы, как показано на рисунке 1:

 

 
Рис.1. Классификация методов  прогнозирования финансового состояния  предприятия  

Тема 6 Лекция.doc

— 361.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Курс лекций по финансовому менеджменту