Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций
Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.
Тема 5. Управление текущими издержками и доходностью
По учебному плану на эту тему отводится 12 часов, из которых 6 часов на лекции, 4 часа – практические занятия, 2 часа – дискуссия, самостоятельная работа – 8 часов.
Вопрос 1. Классификация затрат в целях управления финансами.
Основные и накладные расходы, прямые и косвенные расходы,
переменные и постоянные расходы.
В процессе предпринимательской
Под затратами понимаются явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат - расходы.
Для оказания помощи руководителю в принятии правильных, обоснованных решений необходимо знать, к чему приведут те или иные затраты, какая выгода от них будет впоследствии. Помочь в этом может только анализ произведённых затрат, выявление степени их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства, выявление определённого соотношения между отдельными видами затрат, их планирование и учёт. И главное здесь в том, чтобы выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель. Выделить затраты – значит классифицировать их по определённым признакам.
Практика в экономически развитых странах предусматривает разные варианты классификации (группировки) затрат в зависимости от целевой установки, направлений учета затрат. Потребители внутренней информации определяют такое направление учета, какое им требуется для обеспечения информацией по исследуемой проблеме. С этой точки зрения затраты группируются следующим образом.
1. Важное значение в выборе системы учета и калькулирования имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные.
Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др.
К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнести общехозяйственные расходы и др.
Некоторые затраты называются смешанными, так как имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами.
Все прямые расходы являются переменными затратами, а в составе общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов есть как переменные, так и постоянные составляющие затрат. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних и международных телефонных разговоров. Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными затратами.
Переменные затраты графически изображаются в виде наклонной линии к горизонтальной оси, при этом угол наклона зависит от величины переменных издержек на единицу продукции. Постоянные издержки графически изображаются горизонтальной линией для каждого из релевантных (краткосрочных, не требующих нового скачка постоянных издержек) периодов. Ниже на рисунке 1 показано графическое изображение горизонтальной прямой постоянных издержек и наклонной прямой переменных издержек. Сложением переменных и постоянных издержек получают суммарные издержки на весь объём продукции.
Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относи-
тельно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчёте на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от рос-
Рис.1. Графическое изображение постоянных и переменных издержек
та производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при выборе экономической политики предприятия.
2. По способу включения в себестоимость продукции затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные.
Прямыми являются расходы по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др.
Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства (накладные).
Косвенные расходы сначала собираются
на соответствующих собирательно-
Деление затрат на прямые и косвенные имеет условный характер. Так, в добывающих производствах, где, как правило, добывается один вид продукции, расходы прямые. В комплексных производствах, в которых из одних и тех же видов сырья и материалов изготавливаются несколько видов изделий, основные затраты являются косвенными. Расширение удельного веса прямых затрат способствует более точному определению себестоимости продукции.
3. По роли в технологическом процессе изготовления продукции и целевому назначению затраты предприятия подразделяются на основные и накладные.
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся затраты, входящие в состав цеховой производственной себестоимости изделий (стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.).
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных и коммерческих расходов. Их величина зависит от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода и других факторов.
Разделение затрат на основные и накладные основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделия и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Накладные расходы используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы, в связи с чем должны списываться на уменьшение прибыли от реализации продукции.
В международной практике основные затраты выступают в виде производственных, а накладные - периодических затрат. Такая группировка пока редко встречается в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем, она давно и широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. В этом случае получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношение объемов производства, цен и себестоимости продукции.
4. Важное значение в управленческом учете имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие. К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущего периода — это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем. К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).
Вопрос 2. Операционный рычаг и его влияние на текущие издержки и
прибыль. Маржинальный доход и сила воздействия операционного рычага
Теоретической базой оптимизации прибыли и затрат является система под названием “Директ-костинг”. Система директ-костинг определяется как разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально объему производства, то есть на переменные.
Главной особенностью директ-костинга является то, что продукция промышленного предприятия учитывается и планируется только в части переменных затрат. В то время как постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например, прибыли и убытков. Постоянные расходы не включаются в расчет себестоимости изделий, а как расходы списываются с полученной прибыли, в течение того периода, в котором они были произведены.
Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно регулировать величину прибыли. Финансовый механизм управления прибылью предприятия за счет оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек называется «операционным рычагом» ("операционный леверидж").
Разделение затрат на переменные и постоянные и их учёт связано с требованием именно оптимизации финансовых показателей. В ходе моделирования принятия финансовых решений обнаруживается правило: любое изменение выручки от реализации вызывает ещё более сильное изменение прибыли от реализации. Самым изящным и эффективным методом решения взаимосвязанных задач «Издержки – Объём – Прибыль», а если брать шире – финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит так называемый операционный рычаг, отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объёмов производства / сбыта. Эффект операционного рычага является следствием того, что затраты предприятия делятся на переменные (пропорциональные) и постоянные. При этом необходимо подчеркнуть, что набор переменных и постоянных расходов у каждого предприятия свой. Обращаю внимание на то, что существуют специальные методы разделения издержек (затрат) на переменные и постоянные.
Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Операционный анализ – неотъемлемая часть управленческого учёта. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
В практических расчётах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (то есть результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается так же как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
На рисунке 5 темы 3 курса наших лекций мы с вами познакомились в графическом виде с взаимосвязью доходов и левериджа. Теперь я немного изменю пятый рисунок темы 3 и представлю его в следующем виде:
Влияние производст- венного левериджа |
Выручка от реализации (или объём продаж без НДС) |
Влияние производст- веннофинан- сового левериджа |
- Переменные расходы на производство и сбыт продукции (не включая финансовые расходы) = Валовая маржа (маржинальная операционная прибыль) | ||
- Условно-постоянные расходы производственного характера
(не включая финансовые | ||
= Прибыль (операционная прибыль; по-другому НРЭИ) | ||
Влияние финансово- го левериджа |
- Условно-постоянные финансовые расходы (проценты к уплате за кредиты; лизинговые платежи) | |
= Налогооблагаемая прибыль (Балансовая прибыль) | ||
- Налог на прибыль и прочие обязательные платежи в бюджет | ||
= Чистая прибыль | ||