Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:28, дипломная работа
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в современных условиях залогом успешного функционирования и развития предприятия является его устойчивое финансовое положение.
Кроме того, анализ финансового состояния предприятия является необходимым этапом для разработки планов и прогнозов финансового оздоровления предприятия.
Негативные тенденции экономической нестабильности часто подводят предприятие к несостоятельности (банкротству) и соответственно выработке мероприятий по его финансовому оздоровлению.
Введение…………………………………………………………………….…...5
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ООО «Автодор» ……..…8
1.1. Характеристика предприятия…………………………………………..….8
1.2. Анализ технико-экономических показателей………………………...…..9
1.3. Учетная политика предприятия………………………………………..…11
Глава 2. Учет и методы анализа финансового состояния предприятия…....21
2.1. Синтетический учет продажи продукции, работ, услуг……………..…21
2.2. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции……...…..28
2.3. Учет прочих доходов и расходов…………………………………..…….31
2.3.1. Учет операционных доходов и расходов…………………………..….32
2.3.2. Учет внереализационных доходов и расходов…………………….….36
2.4. Формирование конечного финансового результата…………………….39
2.5. Методика финансового состояния предприятия, критерии его оценки………………………………………………………………………...……..42
2.6. Общие принципы процедуры финансового оздоровления……………..56
Глава 3. Анализ финансового состояния ООО «Автодор»……………...….66
3.1. Оценка финансового состояния ООО «Автодор»………………..…….66
3.2. Оценка финансовых результатов деятельности ООО «Автодор» ….…75
3.3. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.…79
3.3.1. Управление дебиторской задолженностью…………………………...79
3.3.2. Улучшение структуры баланса…………………………………….…..84
3.3.3. Бюджетирование как метод управления денежными потоками……..87
Заключение………………………………………………………………...…..95
Список использованной литературы…….…………………
Ежемесячные, квартальные и готовые отчеты об исполнении бюджета должны рассматриваться и утверждаться Правлением ООО «Автодор».
По результатам анализа отчетов об исполнении бюджета могут быть приняты решения о внесении корректировок в деятельность предприятия, а также решения о премировании/депремировании сотрудников структурных подразделений предприятия в соответствии с «Положением о вознаграждении труда руководителей, специалистов и служащих».
В целом, рекомендуемая система бюджетирования имеет целый ряд достоинств и в настоящее время является одним из наиболее передовых методов антикризисного управления предприятием, применение которого принесет серьезный эффект во многих областях деятельности ООО «Автодор»:
в области финансового менеджмента этот метод является единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование;
в области управления коммерческой деятельностью этот метод заставляет руководителей систематически заниматься маркетингом (изучать свою продукцию и рынки сбыта) для разработки более точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации на предприятии, определению наиболее целесообразных и эффективных коммерческих мероприятий в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления;
в области организации общего управления этот метод четко определяет значение и место каждой функции (коммерческой, производственной, финансовой, административной и т.д.), осуществляемой на предприятии, и позволяет обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием, заставит эти службы действовать совместно для достижения утвержденных результатов;
в области управления затратами этот метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той определенной цели, для которой они производятся;
в области общей стратегии развития предприятия этот метод является средством количественной оценки деятельности, независимой от эмоционального восприятия производителей, непосредственно отвечающих за достижение поставленных целей, и сигнализирует руководству предприятия о неблагоприятных изменениях ситуации путем выявления отклонений фактических результатов от прогнозных показателей.
Таким образом, бюджетирование позволит ООО «Автодор» оптимизировать финансовые потоки, обеспечить финансовое равновесие в кратко- и среднесрочном периоде и соответственно снизить риск банкротства.
Основным нормативным документом, регулирующим порядок финансового оздоровления предприятий регламентируются Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве). Согласно данного нормативного документа, для реализации требований данного федерального закона предусмотрены процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения.
При этом под финансовым оздоровлением, согласно данного закона, понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Ходатайство о введении финансового оздоровления направляется первому собранию кредиторов или в установленных законом случаях — арбитражному суду (не позднее 15 дней до даты проведения собрания кредиторов). Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.
Методика финансового оздоровления предприятия подразделяется на два самостоятельных этапа
восстановление платежеспособности должника;
поддержание платежеспособности (контроль ликвидности).
Первый этап включает в себя мероприятия по первичному оздоровлению и долгосрочные мероприятия по реструктуризации производства и оптимизации структуры баланса. На втором этапе, когда полностью или частично погашены просроченные обязательства, возникает необходимость поддержания текущего состояния платежеспособности.
Непосредственно методика финансового оздоровления включает в себя:
реструктуризацию задолженности, содержанием которой является погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, обмен, конвертация или иные процедуры, так или иначе связанные с освобождением предприятия от банкротства хотя бы временно;
реструктуризацию собственности, подразумевающей организацию дополнительной эмиссии акций или иных ценных бумаг предприятия и использование вырученных от их продажи средств или самих ценных бумаг для погашения задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами.
реструктуризацию производства, основными задачами которой являются привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов, поиск партнеров в бизнесе, расширение и укрупнение производства, внедрение новых технологий, диверсификация и демонополизация производства, дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия.
реструктуризацию баланса, связанную с комплексом мероприятий по управлению основными средствами и внеоборотными активами, оборотными и заемными средствами и лишь частично источниками собственных средств;
управление дебиторской задолженностью, целью которого является получение платежей от дебиторов как один из основных источников поступления средств на предприятие
бюджетирование — процесс согласованного планирования работы и управления деятельностью подразделений с помощью смет и экономических показателей.
Проведенный в рамках работы анализ финансового состояния с целью разработки мероприятий по финансовому оздоровлению ООО «Автодор» позволил прийти к следующим выводам:
увеличение производственного потенциала предприятия сопровождалось увеличением финансирования оборотных активов в структуре имущества и ростом финансирования краткосрочной задолженности в структуре капитала;
финансовая устойчивость компании в 2009 году снизилась в результате привлечения большой суммы заемного капитала, однако в целом состояние предприятия нельзя назвать критическим;
во всех трех отчетных периодах баланс ООО «Автодор» нельзя назвать абсолютно ликвидным, поскольку не выполняется первое неравенство, характеризующее степень абсолютной ликвидности предприятия;
в целом во всех отчетных периодах ООО «Автодор» может быть признано и платежеспособным предприятием, поскольку коэффициент текущей ликвидности соответствует нормативам; остальные коэффициенты в 2009 году оказались ниже рекомендуемых значений в результате резкого роста краткосрочных заемных обязательств;
динамика доходов и расходов компании подтверждает факт существенного увеличения производственно-финансового потенциала компании;
показатели рентабельности у ООО «Автодор» за анализируемый период увеличились, что свидетельствует о повышении эффективности работы компании;
деловая активность предприятия за отчетный период ухудшилась, поскольку все рассчитанные показатели за исключением оборачиваемости собственного капитала продемонстрировали отрицательную динамику;
в результате увеличения длительности финансового цикла на 36 дней, потребность ООО «Автодор» в оборотных средствах возросла на 200886 руб., а доля данной суммы в выручке от продажи увеличилась с 3,7% до 12,5%, то есть на 8,7%.;
Оценка возможного банкротства ООО «Автодор» проводилась в соответствии с Методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций, разработанными ФСФО. Так, значение коэффициента текущей ликвидности у ООО «Автодор» составило в 2009 году 0,77. Как видим, значение данного коэффициента не соответствует норме, следовательно, по этому критерию структура баланса предприятия является не удовлетворительной. Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами у ООО «Автодор» в 2009 году составило 0,35. Таким образом, значение данного коэффициента соответствует норме, т.е. по данному критерию структура баланса предприятия является удовлетворительной. Поскольку у ООО «Автодор» один из рассчитанных коэффициентов меньше нормы, то предприятие не является платежеспособным. Кроме того, рассчитанное значение коэффициента восстановления платежеспособности ООО «Автодор» (0,685, т.е. меньше 1) говорит о том, что реальной возможности восстановить платежеспособность в течение ближайшего полугодия у ООО «Автодор» не существует.
Диагностика банкротства позволила выявить в качестве основной причины кризисных явлений на предприятии отсутствие отработанной системы контроля и анализа денежных потоков. Поэтому решение данной проблемы является первым и наиболее важным шагом в мероприятиях по финансовому оздоровлению ООО «Автодор».
Наиболее эффективным методом расчета финансовой эффективности будущей деятельности предприятия в краткосрочном аспекте является система бюджетирования.
Она представляет собой систему организационного взаимодействия центров планирования (ЦП), центров финансовой ответственности (ЦФО) и центров затрат (ЦЗ), направленную на составление обоснованных бизнес-прогнозов по функциональным областям деятельности предприятия и дальнейшее получение на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования. Применительно к ООО «Автодор», центром планирования (ЦП) будет являться планово-экономический отдел, центрами финансовой ответственности – бухгалтерия, центром затрат – производственно-технический отдел.
Проанализированная в рамках данного исследования система бюджетирования имеет целый ряд достоинств и в настоящее время является одним из наиболее передовых методов антикризисного управления предприятием, применение которого уже сейчас приносит серьезный эффект в таких областях деятельности ООО «Автодор», как финансовый менеджмент, управление коммерческой деятельностью, управление затратами, финансовая стратегия предприятия.
В целом, бюджетирование, являясь действенным методом управления финансовым риском в краткосрочном аспекте, позволяет ООО «Автодор» оптимизировать финансовые потоки и обеспечить финансовое равновесие в кратко- и среднесрочном периоде.
Также для снижения риска вероятности банкротства в рамках работы было предложено усовершенствовать политику предприятия в области управления дебиторской задолженности посредством разработки гибкой стратегии заключения контрактов, основанной на финансовой оценке их привлекательности.
В частности, поскольку доля покупателей и заказчиков, пользующихся рассрочкой, предоставляемой ООО «Автодор», постоянно растет, наименее надежным клиентам, осуществляющим предоплату, следует предлагать скидку, которая не должна, тем не менее, превышать выгоды от предоплаты. Для количественной оценки предполагаемой скидки следует производить оценку стоимости денег во времени, что подразумевает выбор сообразной процентной ставки, которая бы более или менее достоверно отражала разницу между получением денег сейчас или через определенное время в будущем.
Так, для того чтобы заставить заказчиков переключиться с оплаты в рассрочку на немедленную оплату, ООО «Автодор» может предложить скидки до 4,48% с потенциальной выгодой от получения оплаты в 13830,3 руб. Большая величина не будет оправдываться немедленной оплатой.
Та же логика должна применяться и при решении вопроса о штрафах за опоздание с оплатой. Анализ условий контракта с поздней оплатой, который будет приемлем для наиболее надежных клиентов, показал, что ООО «Автодор» в рассматриваемом случае целесообразно установить цену в размере 296397 руб. чтобы компенсировать возможные риски, а так же влияние инфляции.
В результате предложенных мероприятий по внедрению системы скидок для ненадежных дебиторов и системы оплаты в рассрочку для надежных дебиторов предприятие ООО «Автодор» получит дополнительно 310227,7 руб. денежных средств.
Для оценки данных мероприятий по внедрению систем скидок и оплаты в рассрочку предполагалось, что 50% дебиторов примет предложение предприятия в взаиморасчетах со скидкой или в рассрочку. При этом показатель краткосрочной дебиторской задолженности ООО «Автодор» снизится на 155114 руб. На эту же величину возрастет показатель «Денежные средства». Полученные средства пойдут на уплату краткосрочной кредиторской задолженности, поэтому данный показатель баланса ООО «Автодор» также снизится на 155114 руб. Собственный же капитал предприятия увеличится на данное значение.
В результате расчеты показали, что финансовая устойчивость и ликвидность баланса ООО «Автодор» станут абсолютными, характеризующими высокую платежеспособность предприятия и независимость от внешних источников финансирования.
В целом, подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что финансовое оздоровление - это комплексное, системное понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.
11
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп. 19 июля 2007 г.)
2. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций. Приложение к Приказу ФСФО России от 23.01.2001 г. № 16 // www.bankrotstvo.ru.
3. Устав Общества с ограниченной ответственностью «Автодор». – Рязань, 2009. – 52 с.
4. Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 272 с.
5. Абрютина М.С. Экспресс – анализ деятельности предприятия при помощи шкалы финансово-экономической устойчивости. // Финансовый менеджмент. – 2007. - №3. – С. 58-70.
6. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 432 с.
7. Антикризисный менеджмент. / Под ред. проф. Грязновой А.Г. – М.: ТАНДЕМ. ЭКМОС, 2007. – 341 c.
Информация о работе Методы анализа финансового состояния предприятия