Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:28, дипломная работа
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в современных условиях залогом успешного функционирования и развития предприятия является его устойчивое финансовое положение.
Кроме того, анализ финансового состояния предприятия является необходимым этапом для разработки планов и прогнозов финансового оздоровления предприятия.
Негативные тенденции экономической нестабильности часто подводят предприятие к несостоятельности (банкротству) и соответственно выработке мероприятий по его финансовому оздоровлению.
Введение…………………………………………………………………….…...5
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ООО «Автодор» ……..…8
1.1. Характеристика предприятия…………………………………………..….8
1.2. Анализ технико-экономических показателей………………………...…..9
1.3. Учетная политика предприятия………………………………………..…11
Глава 2. Учет и методы анализа финансового состояния предприятия…....21
2.1. Синтетический учет продажи продукции, работ, услуг……………..…21
2.2. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции……...…..28
2.3. Учет прочих доходов и расходов…………………………………..…….31
2.3.1. Учет операционных доходов и расходов…………………………..….32
2.3.2. Учет внереализационных доходов и расходов…………………….….36
2.4. Формирование конечного финансового результата…………………….39
2.5. Методика финансового состояния предприятия, критерии его оценки………………………………………………………………………...……..42
2.6. Общие принципы процедуры финансового оздоровления……………..56
Глава 3. Анализ финансового состояния ООО «Автодор»……………...….66
3.1. Оценка финансового состояния ООО «Автодор»………………..…….66
3.2. Оценка финансовых результатов деятельности ООО «Автодор» ….…75
3.3. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.…79
3.3.1. Управление дебиторской задолженностью…………………………...79
3.3.2. Улучшение структуры баланса…………………………………….…..84
3.3.3. Бюджетирование как метод управления денежными потоками……..87
Заключение………………………………………………………………...…..95
Список использованной литературы…….…………………
Рассчитанные коэффициенты рентабельности ООО «Автодор» сведены в таблицу 3.9. Как видно из данных таблицы 3.9, все показатели рентабельности у ООО «Автодор» за анализируемый период увеличились, что свидетельствует о повышении эффективности работы компании. Особенно существенно возросла рентабельность собственного капитала.
Таблица 3.9
Анализ коэффициентов рентабельности ООО «Автодор»
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение 2009 г. к 2007 г. |
1. Коэффициент рентабельности всех активов (Кра) (стр.190 ф.№2/ стр.300ф.№1) | 0,17 | 0,23 | 0,23 | +0,06 |
2. Коэффициент рентабельности продаж (Крпр) (стр.190 ф.№2/стр.010 ф.№) | 0,05 | 0,09 | 0,07 | +0,02 |
3. Коэффициент рентабельности собственного капитала (Крск) (стр.190ф.№2/стр.490ф.№1) | 0,25 | 0,43 | 0,56 | +0,31 |
4. Коэффициент прибыли от продаж (Кп) (стр.050 ф.№2/ стр.010 ф.№2) | 0,07 | 0,11 | 0,1 | +0,03 |
В целом значения коэффициентов рентабельности являются достаточно высокими для той отрасли, в которой функционирует компания, что позволяет высоко оценить ее работу.
Анализ показателей деловой активности ООО «Автодор» за 2007 - 2009 г.г., выполнен в таблице 3.10.
Как свидетельствуют данные таблицы 3.10, деловая активность ООО «Автодор» за отчетный период ухудшилась, поскольку все рассчитанные показатели за исключением оборачиваемости собственного капитала продемонстрировали отрицательную динамику. Основным показателем, свидетельствующем об ухудшении деловой активности предприятия, является длительность финансового цикла (периода оборота средств, который равен интервалу между притоком и оттоком оборотного капитала): чем она выше, тем выше потребность организации в оборотных средствах.
Длительность финансового цикла ООО «Автодор» за исследуемый период увеличилась на 36 дней и составила 51 дней в результате увеличения периода оборота запасов и затрат, а также дебиторской и кредиторской задолженности.
Таблица 3.10
Анализ показателей деловой активности ООО «Автодор»
Наименование коэффициента | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение 2009 г. к 2007 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Коэффициент оборачиваемости активов (стр.010 ф.№2 / стр.300 ф.№1) | 3,30 | 2,63 | 3,09 | -0,20 |
2. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (стр.010 ф.№2/ стр.490 ф.№1) | 4,71 | 4,89 | 7,48 | +2,78 |
3. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (стр.010 ф.№2/ стр.290 ф.№1) | 4,53 | 3,08 | 3,46 | -1,07 |
4. Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат активов (стр.010 ф.№2/ (стр.210+стр.220 ф.№1)) | 39,85 | 13,62 | 6,98 | -32,87 |
5. Период оборота запасов и затрат (стр.210+стр.220 ф.№1 / стр.010 ф№2 х 365) | 9,16 | 26,80 | 52,32 | +43,16 |
6. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (стр.010 ф.№2 / (стр.230+стр.240ф.№1)) | 9,32 | 6,33 | 7,66 | -1,65 |
7. Период оборота дебиторской задолженности ((стр.230+стр.240 ф.№1) / стр.010 ф№2 х 365) | 39,18 | 57,70 | 47,62 | +8,44 |
8. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (стр.010 ф.№2 / стр.620 ф.№1) | 11,01 | 5,73 | 7,48 | -3,53 |
9. Период оборота кредиторской задолженности (стр.620ф.№1 / стр.010 ф№2 х 365) | 33,14 | 63,65 | 48,77 | +15,63 |
10. Длительность финансового цикла (период оборота дебиторской задолженности + период оборота запасов и затрат - период оборота кредиторской задолженности) (7)+(5)-(9) | 15,20 | 20,85 | 51,17 | +36 |
В целом показатели деловой активности ООО «Автодор» оцениваются как удовлетворительные, обеспечивающие его стабильную производственно-коммерческую деятельность в исследуемом и предстоящем периоде.
Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств - естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. В ООО «Автодор» возникает при следующих обстоятельствах:
коммерческое кредитование покупателя, т.е. при отсрочке платежа;
несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа;
недостачи, растраты, хищения;
поставки недоброкачественной или некомплектной продукции;
другие случаи.
Дебиторская задолженность в настоящее время стала наиболее ликвидным активом предприятия.
Для управления дебиторской задолженностью ООО «Автодор», в первую очередь, целесообразно определить оптимальное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности с помощью следующего коэффициента:
Кд/к = (дебиторская задолженность) /
(кредиторская задолженность) (3.1)
Данный показатель дает возможность определить, какую часть кредиторской задолженности предприятия можно покрыть, получив дебиторскую задолженность. Если данный показатель больше 1, то предприятию целесообразно оптимизировать работу с дебиторами, и это позволит повысить финансовую платежеспособность предприятия.
Также надо иметь в виду, что снижение этого показателя, даже при условии, что его значение превышает 1, свидетельствует о снижении ликвидности дебиторской задолженности и о неправильной кредитной политике предприятия. Следовательно, в этом случае необходимо изменить подходы к реализации кредитной политики, сделав ее более жесткой по отношению к покупателям продукции предприятия и прочим дебиторам. Дебиторская задолженность предприятия при этом сократится, что благоприятно скажется на эффективности работы предприятия и благоприятно скажется на рентабельности продаж.
Если же данный коэффициент меньше 1, то оптимальное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности будет достигаться при сокращении кредиторской задолженности. Поэтому в этом случае предприятию целесообразно погасить имеющуюся кредиторскую задолженность. Для этого можно использовать следующие средства:
средства, полученные от продажи готовой продукции, т.е. необходимо повысить эффективность сбыта продукции и получить дополнительную прибыль;
средства, полученные от продажи излишних запасов, сырья и материалов;
кредиты и займы в банках;
средства, полученные в результате ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
Рассчитаем коэффициент покрытия кредиторской задолженности дебиторской для ООО «Автодор» (Приложения 2, 4):
Кд/к 2007 = 29 336 / 24 838 = 1,18
Кд/к 2008 = 77 456 / 85 450 = 0,91
Кд/к 2009 = 220 027 / 225 347 = 0,98
Как видим, в 2007 году коэффициент покрытия кредиторской задолженности дебиторской соответствовал норме, т.е. дебиторская задолженность полностью покрывала кредиторскую. В 2008-2009 гг. ситуация изменилась и коэффициент снизился до 0,91 и 0,98 соответственно, что свидетельствует о превышении кредиторской задолженности над дебиторской и необходимости снижения уровня краткосрочной задолженности ООО «Автодор».
Для управления дебиторской задолженностью большое значение также имеет прогноз поступления денежных средств от дебиторов. Подобный прогноз можно осуществить, рассчитав коэффициент инкассации (Ки):
Ки = ΔДЗ, % / 365 (3.2)
где ΔДЗ – процентное изменение дебиторской задолженности в отчетном периоде;
365 – число дней в периоде.
Для ООО «Автодор» коэффициент инкассации в 2009 году составил (Приложения 2, 4):
Ки 2009 = (220 027 / 77 456*100) / 365 =
= 284,07% / 365 = 0,78% в день
Полученное значение свидетельствует о том, что каждодневные поступления денежных средств от дебиторов в 2006 году составили 0,78%. На основании этого можно рассчитывать прогноз поступления денежных средств от дебиторов на необходимый период.
Далее определим средний срок получения дебиторской задолженности от покупателей и заказчиков в днях на основе следующих исходных данных (таблица 3.11).
Таблица 3.11
Исходные данные для определения среднего срока получения дебиторской задолженности
Показатель | Сумма, тыс.руб. |
Продажи за наличную оплату за год | 739397,5 |
Начальное сальдо дебиторской задолженности покупателей и заказчиков | 70283 |
Конечное сальдо дебиторской задолженности покупателей и заказчиков | 207666 |
1. Вычисление среднего сальдо дебиторской задолженности по продажам:
(Начальное сальдо + Конечное сальдо) / 2 = Среднее сальдо (3.3)
(70283 + 207666) / 2 = 138974,5 руб.
2. Вычисление совокупной величины продаж:
Продажи за наличные + Конечное сальдо дебиторской задолженности – Начальное сальдо дебиторской задолженности по продажам =
= Совокупная величина продаж (3.4)
739397,5 + 207666 – 70283 = 876780,5 руб.
3. Расчет среднего срока получения задолженности:
(Среднее сальдо дебиторской задолженности по продажам /
/ Совокупная величина продаж)*365 дней =
= Средний срок получения задолженности (3.5)
138974,5 / 876780,5*365 = 16 дней
Для того, чтобы максимизировать приток денежных средств и соответственно снизить риск банкротства, политика ООО «Автодор» в отношении скидок и рассрочек для покупателей и заказчиков должна быть оптимизирована с помощью создания системы договоров с гибкими условиями и способами платежа. При этом дебиторы ООО «Автодор» должны быть проранжированы по уровню надежности.
Критериями отнесения предприятий – дебиторов ООО «Автодор» к определенной группе надежности служат:
своевременность взаиморасчетов - надежные дебиторы (65% уровня задолженности);
с просрочкой платежа до 30 дней - ненадежные дебиторы –(33% уровня задолженности);
с просрочкой платежа больше 30 дней - безнадежные дебиторы – (2% уровня задолженности). (Приложение 12).
Так, для дебиторов с низким уровнем надежности следует разработать шкалу скидок, которая соотносила бы сроки оплаты с величиной скидок. Для количественной оценки предложения скидки следует производить оценку стоимости денег во времени, что подразумевает выбор сообразной процентной ставки, которая бы более или менее достоверно отражала разницу между получением денег сейчас или через определенное время в будущем. Та же логика должна применяться и при решении вопроса о штрафах за опоздание с оплатой. Произведем расчет величины скидок ООО «Автодор» с целью поощрения клиентов к немедленной оплате.
Произведем расчет величины скидок ООО «Автодор» с целью поощрения клиентов к немедленной оплате (таблица 3.12).
Таблица 3.12
Определение величины скидок для поощрения немедленной оплаты для
дебиторов ООО «Автодор» с низким уровнем надежности
Информация о работе Методы анализа финансового состояния предприятия