Реинжиниринг в банковском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель работы — развить теоретико -
методологические подходы к изучению реинжиниринга, особенностям его
применения в банковском деле и рассмотреть алгоритм внедрения реинжиниринга в российских коммерческих банках для обеспечения их устойчивости и достижения успеха в конкурентной борьбе. С этой целью были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать понятия реинжиниринга в банковском деле и процесса реинжиниринговых исследований в банке;
уточнить возможности и базу реинжиниринга в банковском деле;
изучить результативность вложений в человеческий капитал и как условие внедрения реинжиниринга в банках;
исследовать потенциал реинжиниринга в условиях достигнутого российскими банками уровня организации банковских технологий;
разработать алгоритм действий банка по введению методов реинжиниринга;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность реинжиниринга и возможности его применения к банковской деятельности……………………………………………………..6
1..1 Необходимость внедрения реинжиниринга…………………………..6
1.2 Понятие, сущность и базовые принципы реинжиниринга……………….10
Глава 2. Элементы и методы реинжиниринга в банковском деле………….25
2.1 Элементы реинжиниринга…………………………………………………25
2.2 Методы и стандарты реинжиниринга……………………………………41
2.3 Инвестиции в человеческий капитал……………………………………50
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.45 Кб (Скачать документ)

    Министерство  образования и науки РФ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тамбовский  государственный университет

    имени Г.Р.Державина

Кафедра :Финансы и банковское дело

    «Утверждаю»

    Заведующий  кафедрой

    __________/__________

    «___»____________20___

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему : «Реинжиниринг в банковском деле»

Автор работы: студентка Андреева Анна Валериевна

Группа____________509_________________

Руководитель  работы______Коротаева Н.В.____________________________

Работа  защищена «___»_________________2011

Оценка __________________________

Члены комиссии _______________

    _______________

    ________________ 
     
     

Тамбов, 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность реинжиниринга и возможности его применения к банковской деятельности……………………………………………………..6

1..1 Необходимость  внедрения реинжиниринга…………………………..6

1.2 Понятие, сущность  и базовые принципы реинжиниринга……………….10

Глава 2. Элементы  и методы реинжиниринга в банковском деле………….25

2.1 Элементы реинжиниринга…………………………………………………25

2.2 Методы и  стандарты реинжиниринга……………………………………41

2.3 Инвестиции  в  человеческий капитал……………………………………50

Заключение………………………………………………………………………65

Список литературы

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  исследования. Российские коммерческие банки в настоящее время вступили в период качественного роста. Это вызвано как новыми проблемами перехода' к рыночной экономике, так и проблемами- в самой банковской системе* России. Реформирование банковской системы практически прекратилось. Современная ситуация в финансовой сфере показывает, что перемены не просто желательны, а необходимы, причем перемены не поверхностные, а глубинные. Нарастает острая потребность улучшить качество работы банков перед лицом усиления конкурентной борьбы не только внутри России, но и в связи с переходом к более отрытой экономике при вступлении в ВТО. Реинжиниринг позволяет найти наиболее эффективное решение, тем более, что предпосылки для этого есть: банки компьютеризированы, имеют опыт применения комплексных программ. Однако недостаточная научная база, разрозненность подходов к этим вопросам серьезно* тормозят применение современных методов организации банковского дела, особенно внутри банковских технологий. В этой связи представляет научный и практический интерес реинжиниринг («reingeneering») - новейший метод менеджмента как один из признанных во всем мире и оправдавших себя на практике методов решения организационных проблем; в том. числе и тех, с которыми сегодня сталкиваются российские банки.

     Все изложенное позволяет утверждать, что  исследование этой проблемы - представляется своевременным и актуальным.

     Цель  и задачи исследования. Цель работы — развить теоретико - 
методологические подходы к изучению реинжиниринга, особенностям его 
применения в банковском деле и рассмотреть  алгоритм внедрения реинжиниринга в российских коммерческих банках для обеспечения их устойчивости и достижения успеха в конкурентной борьбе. С этой целью были поставлены следующие задачи:

  1. уточнить и обосновать понятия реинжиниринга в банковском деле и процесса реинжиниринговых исследований в банке;
  2. уточнить возможности и базу реинжиниринга в банковском деле;
  3. изучить результативность вложений в человеческий капитал и как условие внедрения реинжиниринга в банках;
  4. исследовать потенциал реинжиниринга в условиях достигнутого российскими банками уровня организации банковских технологий;
  5. разработать алгоритм действий банка по введению методов реинжиниринга;

     Объект  и предмет исследованияОбъект исследования - коммерческие банки в российской банковской системе. Предметом исследования являются процессы и механизмы банковской деятельности с точки зрения их организации, технологии с использованием  компьютерного и программного обеспечения и возможность внедрения реинжиниринга для достижения высокой ликвидности, устойчивости банка.

     Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов по рассматриваемым проблемам, анализ опыта банковской деятельности с учетом имеющихся законов и других основополагающих актов, касающихся макроэкономических вопросов и развития банковского сектора в Российской Федерации. В основу исследований положен системный анализ аналитических данных по России в целом, регионам и отдельным банкам.

     Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей достоверность результатов исследования, послужили материалы Банка России, зарубежных банков, статистические данные Госкомстата. Нормативно-правовой основой исследования послужили законодательные акты и нормативные документы Банка России. Исследование опиралось также на аналитические изыскания российских и зарубежных ученых-экономистов, материалы конференций, статьи в периодических изданиях, данные, размещенные в сети Интернет, посвященные проблемам инжиниринга и реинжиниринга в банковском деле, совершенствованию бизнес - технологий в банках.

 

     Глава 1. Сущность реинжиниринга  и возможности  его применения к  банковской деятельности.

1.1. Необходимость внедрения реинжиниринга

     Одним из принципиальных моментов, определяющих эволюцию каждого менеджера и  организации в целом, является осознание  необходимости постоянных изменений. Как только организация хоть на время "останавливается" или просто уменьшает темп своего развития, она  начинает сразу сдавать свои позиции.

     Постоянные  изменения стали одним из отличительных  признаков нашего времени. Они затрагивают  практически все области нашей  жизни. Меняется сам уклад жизни, восприятие людей, хозяйственные отношения. События последних десятилетий  кардинально изменили нашу жизнь  и были, может быть, самыми насыщенными  в этом отношении в истории  человечества.

     Непрерывно  изменяющаяся внешняя среда уже  сама по себе обусловливает для коммерческих организаций необходимость следовать  всем новейшим тенденциям. Однако, с  другой стороны, "здоровый" консерватизм еще никому не мешал. Да, действительно, когда-то консерватизм и был обязателен во многих сферах деятельности, но в  настоящей экономической ситуации он является полным анахронизмом. Это  можно хорошо проиллюстрировать  на примере таких, как считалось  раньше, консервативных сфер бизнеса, как банковское дело или страховой  бизнес. Сегодня они отвергают  большинство из традиционных подходов и активно меняют практику своей  работы, не боясь "кидаться в омут" неизведанного и нового. Связано  это прежде всего с тем, что  не отслеживая тенденции рынка, запросы  потребителей, новейшие технологические  достижения, сегодня невозможно удержать как свои позиции, так и своего клиента, который становится все  более требовательным.

     Не  двигаться вперед - значит двигаться  назад - этот тезис сегодня очевиден, но не так очевидны его предпосылки, а также причины возможного регресса.

     Одной из основных причин такой необходимости  можно назвать технологическую  революцию последних десятилетий. Большинство других причин являются во многом следствиями глобальных изменений  в научно-технической и технологических  сферах. Именно они принципиально  изменили картину гиперэкономического  пространства, создав новую в истории  человечества экономическую ситуацию, при которой потенциальное предложение  на большинстве рынков существенно  превышает спрос.

     Практически всю историю человечества картина  была обратной. Спрос в глобальном отношении был почти всегда ниже предложения, а на уровне отдельных  рынков они уравновешивали друг друга  в основном за счет ценового механизма. Кроме того, традиционная система  экономических отношений в области  макро- и микроэкономики базировалась на опыте предшествующих столетий. То есть при осуществлении деятельности в сфере производства или услуг, в том числе и в процессе менеджмента, не предполагалось, что  предложение может в несколько  раз превысить спрос или что  спрос вообще будет отсутствовать.

     Но  картина неожиданно изменилась и  изменилась именно вследствие технологической  революции, которая нашла свое выражение  в резком росте производительности труда, перепроизводстве товаров и  услуг, в снятии коммуникативных  и торговых барьеров, повышении уровня жизни в подавляющем большинстве  стран, что в свою очередь кардинально  изменило отношения производителей с потребителями, клиентами и, что  вполне закономерно в этой ситуации, резко обострила конкурентную борьбу. Последние две причины в максимальной степени отразились на экономических  отношениях в различных сферах коммерческой деятельности, в том числе и  в банковском секторе экономики.Клиенты стали не просто требовательными, но и грамотными. Усугубляет картину также и то, что если десять лет назад производители "боролись за клиентов", то уже сегодня все успешные организации констатируют, что им приходиться "бороться не просто за клиентов, а уже за каждого клиента". Так, например, если раньше для банков основной интерес представляли крупные корпоративные клиенты, то уже сегодня идет борьба даже за самое маленькое предприятие с ничтожными оборотами и несколькими работниками. А за рубежом ситуация еще в несколько раз жестче. Там давно идет борьба и за таких, казалось бы, недоходных для банка клиентов, как частные лица, пенсионеры и студенты. Естественно, как уже и отмечалось, связано это напрямую с перепроизводством и другими следствиями технологической революции. В целях привлечения для своей деятельности различных по характеру и срокам ресурсов коммерческие банки должны разрабатывать и проводить соответствующую депозитную политику, т.е. определять структуру привлечения средств, соотношение между срочными депозитами (вкладами) и на срок до востребования, основной контингент категории вкладчиков, географию привлечения и заимствования средств, желательные сроки и способы привлечения, оптимальные процентные ставки привлечения, соотношение между рублевыми и валютными депозитами и т.д. Разработка и осуществление банком депозитной политики тесно взаимосвязаны с кредитной и инвестиционной политикой банка, которая определяет основные направления, сроки и условия размещения привлеченных средств.( 24, стр. 397)

      Другая важная причина, толкающая коммерческие организации на путь постоянных изменений, - активная конкурентная борьба. Она последние несколько лет активно процветает и у нас. На весьма "прозрачном" банковском рынке все действия хорошо заметны, и это еще одна новая реалия, являющаяся следствием технологической революции. Рынки стали прозрачны и открыты, как никогда ранее. В этой ситуации достаточно какому-либо банку совершить ошибку или просто понизить качество предлагаемых услуг, он сразу начинает терять клиентскую базу. В то же время необходимо помнить, что даже высокоразвитому банку необходимо совершенствоваться, так как все положительное в его работе и технологиях достаточно быстро становится известным на рынке и активно внедряется конкурентами. Поэтому, чтобы находиться хотя бы в незначительном отрыве от конкурентов, необходимо постоянное изменение.

     Еще одно следствие технологической  революции, на котором хотелось бы остановиться, заключается в том, что современные  технологии и прежде всего вычислительные системы, резко сократили период разработки товаров или услуг. Тем  самым еще более увеличивая возможность  потенциального предложения. Эта причина  также делает практически все  рынки и сектора экономики  более динамичными.

     Однако  помимо внешних существуют и внутренние причины, создающие необходимость  постоянных, кардинальных изменений. Как  ни странно, для крупных организаций  они, может быть, более значимы  названных выше. Речь идет о том, что любая организация, и особенно крупный банк, даже если в момент своего основания они были построены  по самой оптимальной схеме, через  некоторое время утрачивают исходную оптимальность, приобретают функциональную и тактическую несогласованность, нелогичность, непрозрачность. Производственные процессы запутываются, происходит отклонение от основных изначальных ориентиров и приоритетов деятельности, ослабевает мотивация и т.п.

     И все это может происходить  по причинам не столько внешним, сколько  внутренним. Этот феномен известен многим практикующим менеджерам. Причины  могут в зависимости от особенностей организации варьироваться, но, как  правило, они кроются в несовершенстве исполнителей, а именно - в субъективности их восприятия, в привыкании к определенным негативным явлениям, в сложности  применения теоретических принципов  к конкретным человеческим отношениям, в банальной текучести кадров и приоритете личных интересов.

Информация о работе Реинжиниринг в банковском деле