Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:05, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель работы — развить теоретико -
методологические подходы к изучению реинжиниринга, особенностям его
применения в банковском деле и рассмотреть алгоритм внедрения реинжиниринга в российских коммерческих банках для обеспечения их устойчивости и достижения успеха в конкурентной борьбе. С этой целью были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать понятия реинжиниринга в банковском деле и процесса реинжиниринговых исследований в банке;
уточнить возможности и базу реинжиниринга в банковском деле;
изучить результативность вложений в человеческий капитал и как условие внедрения реинжиниринга в банках;
исследовать потенциал реинжиниринга в условиях достигнутого российскими банками уровня организации банковских технологий;
разработать алгоритм действий банка по введению методов реинжиниринга;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность реинжиниринга и возможности его применения к банковской деятельности……………………………………………………..6
1..1 Необходимость внедрения реинжиниринга…………………………..6
1.2 Понятие, сущность и базовые принципы реинжиниринга……………….10
Глава 2. Элементы и методы реинжиниринга в банковском деле………….25
2.1 Элементы реинжиниринга…………………………………………………25
2.2 Методы и стандарты реинжиниринга……………………………………41
2.3 Инвестиции в человеческий капитал……………………………………50
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы
Приложения
За рубежом эта проблема хорошо известна. Там считается, что любая организация не реже какого-либо определенного периода в зависимости от своих размеров и особенностей (например, раз в семь лет) должна производить на основе детального анализа текущей ситуации полную реорганизацию (реинжиниринг) своей деятельности. Программа таких изменений может включать различные направления преобразований. Это может быть реструктуризация, построение новой концепции взаимоотношений, мотивации и менеджмента, смена и/или переквалификация части специалистов, стратегическая переориентация, модернизация технологической и информационной базы, реинжиниринг основных и вспомогательных бизнес-процессов, системы управления в соответствии со стратегическими целями и т.д.
Все
вышесказанное объясняет острую
необходимость постоянных изменений,
актуальность которых в российских
условиях еще выше, в отличие от
зарубежных стран, где все эти
глобальные изменения хоть и происходили
стремительно, но все-таки не в течение
десяти лет, как это было у нас.
Для отечественной экономики, совсем
недавно вступившей на рыночный путь
развития, тем более тяжело наблюдать,
как формируются новые
Сегодня в российской банковской системе существует множество нерешенных проблем, которые являются предметом бесконечных выступлений и дискуссий на протяжении последних десяти лет. Однако лишь немногие из рассуждающих об этих проблемах, предлагают пути решения. А ведь нашим банкам и экономике в целом необходимы не теоретические рассуждения, а руководства к действию.
Но даже те, кто пытается находить пути выхода из сложившейся ситуации, в большинстве случаев говорят о действиях, которые должны осуществить Банк России, Правительство РФ, Агентство по реструктуризации кредитных организаций, налоговые органы и т.д., а именно: ослабить пресс банковского надзора, обеспечить экономический рост, насытить экономику реальными деньгами, оказать финансовую помощь банкам, попавшим в тяжелое положение, сократить налоговое бремя, гарантировать государством кредитование реального сектора экономики и т.д. Таким образом, получается, что, если банкам создать абсолютно тепличные условия, они смогут работать и получать прибыль. Сложился устойчивый стереотип, что именно в таких тепличных условиях работают сегодня зарубежные банки. На самом деле, как в России, так и за рубежом, банки, все хозяйствующие субъекты последние 10 лет функционируют в условиях крайней нестабильности, высочайшей конкуренции (о чем уже неоднократно говорилось) и жесткого контроля со стороны различных, как государственных, так и общественных, организаций.
Существует ли в действительности российский банк, который все годы реформ развивался по законам ведения банковского бизнеса: постоянно совершенствовал качество услуг, концентрировал свои действия на традиционных банковских операциях, вел осторожную и в то же время эффективную кредитную политику, постоянно оптимизировал свои издержки, взвешивал риски, ориентировался на долгосрочное функционирование, постоянно внедрял современные технологии и при этом обанкротился? Разумеется, нет.
Следовательно, можно констатировать, что первопричина проблем российской банковской системы не в неадекватных действиях Правительства или Центрального банка, а во многом в самих банках, в неумении, а иногда и в нежелании работать так, как требует этот бизнес сегодня, в нежелании решать сложнейшие задачи банковского менеджмента в условиях нестабильности экономических условий и рыночной конъюнктуры.
Проблемы российской банковской системы необходимо решать, прежде всего, изнутри, на уровне каждого отдельного банка, и делать это банки должны самостоятельно, надеясь только на свои собственные силы. Иначе никакая помощь и содействие со стороны Банка России или какой-либо другой организации не будет действенной. Однако решить такую системную задачу действительно крайне сложно.
Реинжиниринг- новое понятие в современном бизнес-лексиконе. Об этом свидетельствует тот факт, что из множества авторитетных словарей и справочников по экономике, выпущенных как в нашей стране, так и за рубежом, термин "реинжиниринг" удается обнаружить лишь в тех, которые изданы за рубежом после 1995 г., а в России после 1998 г. Так, например, в Большом экономическом словаре (под ред. А.Н. Азрилияна, изд. 4-е. М., 1999) и в Словаре бизнесмена (под ред. Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга. М., 1999) "реинжиниринг" объясняется как 1) процесс оздоровления предприятий, фирм, компаний посредством подъема инжиниринга на новый уровень; 2) деятельность по модернизации ранее реализованных технических решений на действующем объекте.
Как
видим, семантически и морфологически
слово "реинжиниринг" связано
со словом "инжиниринг", которое
этимологически восходит к латинскому
ingenium (изобретательность) и с недавнего
времени довольно прочно вошло в
профессиональный лексикон коммерсантов
и экономистов. Под понятием "инжиниринг"
разумеются инженерно-консультационные
услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского,
расчетно-аналитического характера, подготовка
технико-экономических
Именно
с этим новейшим значением понятия
"инжиниринг" связано понятие
"реинжиниринг". При этом в слове
"реинжиниринг" реализуется одно
из значений приставки "ре-": "противоположное
действие или противодействие", поскольку
реинжиниринг предполагает не просто
усовершенствование или обновление,
но коренные изменения, вследствие которых
жизнь любой организации
Реинжиниринг
подразумевает более глубокую перестройку,
чем все другие способы модернизации
бизнес-процесса. Так, например, американские
ученые установили, что относительная
величина изменений при реализации
программы реинжиниринга может
достигать 40%, в то время как другие
способы модернизации приводят к
изменениям порядка 10-20% (степень изменений
и их сравнительный анализ мы проведем
далее). Учитывая это, нам представляется
невозможным отождествить понятие
"инжиниринг" с прочно вошедшими
в обиход понятиями "реорганизация"
или "модернизация". Слово "реинжиниринг"
не имеет семантического эквивалента
в современном русском языке,
и это станет очевидным, если мы глубже
проанализируем его смысловое наполнение
и проследим историю его
Реинжиниринг бизнес-процесса (BPR - Business Process Reengineer-ing) является одной из самых модных управленческих теорий 90-х годов XX века. Тему реинжиниринга специалисты по менеджменту начали разрабатывать уже во второй половине 80-х гг. Основы этой теории были заложены в 1984-1990 гг. в США в ходе исследовательских работ под эгидой Массачусетского технологического института и Гарвардского университета.
Однако
прорыв в исследованиях этого
феномена принято ассоциировать
со статьей американского
Начиная
со второй половины девяностых годов
методологию реинжиниринга
В
настоящее время реинжиниринг является
неотъемлемой частью экономического и
бизнес образования во всем мире. Он
уже стал "традиционным" подходом
к решению проблемы повышения
экономической эффективности
К
масштабной реорганизации
Но
в российской научной экономической
литературе, в отличие от зарубежной,
тема реинжиниринга практически
не разработана. Эта тема освещена лишь
в отдельных публикациях, выходивших
в периодических
Теперь необходимо с большей обстоятельностью раскрыть саму суть понятия "реинжиниринг".
Остановимся
на базовом определении
В трактовке М. Хаммера и Дж. Чампи термин "реинжиниринг бизнеса" означает "создание компании заново". Умелое проведение предлагаемых глубинных изменений гарантирует, с точки зрения авторов, получение огромной экономии времени и затрат, создание организации, быстро реагирующей на изменения рыночной ситуации, то есть достижение наиболее актуальных в современном бизнесе конкурентных преимуществ.
Другими
словами, согласно реинжинирингу, условия
функционирования всех организаций
сегодня настолько изменились, что
единственным залогом их нормальной
жизнедеятельности и
Реинжиниринг
рассматривается как подход, обратный
принципам тейлоризма, или научного
управления, согласно которым для
обеспечения необходимой
Бизнесс- процесс и его виды
Реинжиниринг – это отказ от устоявшихся процедур, свежий взгляд на работу по созданию продукта или услуги и предоставлению ценности клиенту. Это поиск ответа на вопрос: «Если бы я заново создавал эту компанию сегодня, учитывая мои нынешние знания и современные технологии, какой бы она стала?»(38, стр. 25)
В теории реинжиниринга фундаментальное значение имеет понятие "бизнес-процесс". Бизнес-процесс - это совокупность действий, приводящих к созданию ценности для потребителя. По определению М. Хаммера: "Бизнес-процесс - совокупность различных видов деятельности, в рамках которой "на входе" используются один или более ресурсов, и в результате этой деятельности на "выходе" создается продукт, представляющий ценность для потребителя". Именно вокруг своих бизнес-процессов организации должны концентрировать ресурсы и управление.
Различают основные бизнес-процессы и вспомогательные или обеспечивающие. Основные бизнес-процессы впрямую создают ценность для клиента путем использования какого-либо ресурса, например денег или информации, и добавления к ним стоимости в течение всего бизнес-процесса, например, обеспечивая консультирование, поддержку, мониторинг и т.п. Все, что не добавляет стоимости, с точки зрения клиента, например лишние стадии контроля, не является частью бизнес-процесса. Так, например, основными бизнес-процессами для банков могут являться следующие процессы: