Реинжиниринг в банковском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель работы — развить теоретико -
методологические подходы к изучению реинжиниринга, особенностям его
применения в банковском деле и рассмотреть алгоритм внедрения реинжиниринга в российских коммерческих банках для обеспечения их устойчивости и достижения успеха в конкурентной борьбе. С этой целью были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать понятия реинжиниринга в банковском деле и процесса реинжиниринговых исследований в банке;
уточнить возможности и базу реинжиниринга в банковском деле;
изучить результативность вложений в человеческий капитал и как условие внедрения реинжиниринга в банках;
исследовать потенциал реинжиниринга в условиях достигнутого российскими банками уровня организации банковских технологий;
разработать алгоритм действий банка по введению методов реинжиниринга;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность реинжиниринга и возможности его применения к банковской деятельности……………………………………………………..6
1..1 Необходимость внедрения реинжиниринга…………………………..6
1.2 Понятие, сущность и базовые принципы реинжиниринга……………….10
Глава 2. Элементы и методы реинжиниринга в банковском деле………….25
2.1 Элементы реинжиниринга…………………………………………………25
2.2 Методы и стандарты реинжиниринга……………………………………41
2.3 Инвестиции в человеческий капитал……………………………………50
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.45 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, в данной главе мы рассмотрели  некоторые из современных методик  и подходов к обучению персонала, реально существующих в отдельных  передовых российских банках, вкратце  остановились на ряде смежных проблем.

     Внешняя помощь

 

     Любой банк, любая кредитная организация  в процессе своей деятельности неизбежно  сталкиваются с целым рядом трудностей, обусловленных различными внешними и внутренними причинами. Большинство  проблем, возникающих перед банками, требуют принятия оперативных решений  непосредственно специалистами  банка.

     Как правило, оперативное управление кредитной  организацией осуществляется силами собственных  банковских специалистов, так как  задачи, стоящие при этом перед  банком, чаще всего носят повторяющийся  характер, и пути их решения, в целом, заранее известны при нормальном составе менеджеров и правильной организации процесса управления. Вместе с тем банки сталкиваются со множеством проблем, справиться с которыми собственными силами не представляется возможным  по объективным причинам, например, таким, как высокие трудовые и  стоимостные затраты проведения работ, отсутствие специалистов и профессионального  опыта в той или иной сфере  и т.д. В таком случае обычно привлекаются независимые консалтинговые компании или независимые эксперты для  их квалифицированного решения.

     Для банка, столкнувшегося в процессе работы с определенными трудностями, существуют два возможных пути: решать их собственными силами или привлечь для этого  независимых консультантов. Однозначно определить наиболее предпочтительный из них не представляется возможным, поскольку каждый имеет некоторые  преимущества и недостатки. В одних  случаях может быть рекомендован первый вариант, в других случаях - второй.

     Иногда  наиболее эффективным может оказаться  создание объединенной группы специалистов, состоящей из сотрудников банка  и независимых экспертов. Подобная практика имеет место в отдельных  случаях и связана, как правило, с большим объемом выполняемых  работ или желанием руководства  банка провести обучение своих специалистов используемым в процессе консультирования методикам. При такой организации работ основной задачей специалистов консалтинговой компании является общее управление, взаимодействие с верхним руководящим звеном банка, аналитическая обработка информации, разработка программы мероприятий и предложений по выявленным проблемам. Специалисты банка, в свою очередь, решают вопросы взаимодействия с конкретными исполнителями и сотрудниками, осуществляют первичный сбор и обработку информации. Такой вариант может быть предпочтителен для банка по той причине, что в процессе проведения работ фактически происходит передача банковским специалистам методик работы консалтинговой компании.

     Как уже было отмечено выше, оперативное  управление банковской деятельностью  в большинстве случаев осуществляется самим банком. Для этого в банках существуют отдельные структурные  подразделения и специалисты, осуществляющие функции контроля, анализа и планирования деятельности кредитной организации. Иногда для этого могут привлекаться сторонние аудиторские компании, предлагающие специализированные услуги по ведению бухгалтерского учета.

     Помимо  оперативного управления в банковской практике можно выделить целый ряд  вопросов, решение которых имеет  для банка важнейшее значение. К ним в первую очередь следует  отнести организационную структуру  и технологию работы банка, вопросы  взаимодействия структурных подразделений, порядок внутреннего банковского  документооборота, информационную систему  управления банковской деятельностью  и др. Учитывая важность и существенную сложность решения названных  вопросов, банки часто привлекают для этого внешнюю помощь.

     Сегодня большинство консалтинговых фирм предлагают целый спектр услуг по консультированию кредитных организаций. Ниже, в таблице, приведены основные виды работ по банковскому консультированию и  даны экспертные оценки необходимости  привлечения независимых экспертов  для их выполнения. Приведенные оценки носят субъективный и условный характер, поскольку каждый конкретный случай должен рассматриваться с учетом специфики банка, стоящих перед ним задач, масштабов и объема работ по консультированию и многих других факторов. 

     В приведенной таблице отражен практический опыт консультирования многих банков, который позволяет судить о целесообразности привлечения банками консалтинговых компаний для решения перечисленных вопросов.

     Помимо  целого ряда факторов, упомянутых выше, таких, как высокая себестоимость  проведения работ, отсутствие специалистов требуемого уровня квалификации и практического  опыта в решении подобных вопросов, а с другой стороны - использование  услуг консалтинговых компаний создает  для банка определенные преимущества. К ним можно отнести:

     достаточно  высокое качество выполнения работ;

     отсутствие  дополнительных затрат со стороны кредитной  организации (помимо оплаты стоимости  услуг по консультированию);

     оперативность и высокая скорость выполнения работ;

     отсутствие  заинтересованности при выработке  рекомендаций и анализе деятельности;

     ответственность консалтинговой компании за предложенные меры и рекомендации.

     Это связано с тем, что основным направлением деятельности консалтинговых компаний является консультирование организаций  и банков по различным вопросам управления, бухгалтерского учета, организации  и технологии работ. Знание технологий работы многих банков, серьезный практический опыт их консультирования - все это  позволяет рекомендовать кредитной  организации наиболее эффективные  пути решения возникших проблем. Каждая консалтинговая компания обладает собственными разработанными методиками проведения работ по консультированию, что позволяет сократить сроки  проведения работ и повысить их качество.

     Как правило, решение принципиальных для  кредитной организации вопросов, таких, как внесение изменений в  организационную структуру банка, изменения в банковских технологиях, структуре документооборота, внедрение  в банковскую практику информационных технологий, может сопровождаться противодействием со стороны некоторых сотрудников  банка, не заинтересованных в силу каких-либо причин в данных процессах. В большинстве  случаев все эти работы проводятся банковскими специалистами в  фоновом режиме, параллельно с  их основной деятельностью. Помимо этого  сотрудники банка часто не имеют  прямой заинтересованности в достижении поставленных целей. Это может служить  сильным сдерживающим фактором в  процессе преобразований. Привлечение  независимых экспертов, безусловно, не снимает данную проблему полностью, но позволяет избежать субъективных и предвзятых оценок.

     Зачастую  руководство кредитной организации  само прекрасно осознает те основные проблемы, с которыми столкнулся банк, и целенаправленно обращается в  консалтинговые компании для оказания помощи в их решении. В процессе консалтингового  обследования банка, помимо того, что  подтверждается наличие уже ранее  выявленных проблем, выявляются совершенно новые, о существовании которых  руководство банка могло даже не подозревать до определенного  времени. Этот эффект давно известен, когда многие вещи, очевидные стороннему наблюдателю, не видны людям, постоянно  занимающимся той или иной проблемой. Такой "взгляд со стороны" бывает очень полезен.

     Рассмотрим  в качестве примера к вышесказанному процесс оптимизации документооборота банка. Многие банки рано или поздно сталкиваются с подобной задачей  и решают ее по-разному: некоторые  самостоятельно, некоторые с привлечением внешней помощи. Основной целью выполнения данных работ является сокращение и  оптимизация внутреннего банковского  документооборота, стандартизация и  унификация внутренних документов. Оптимизация  документооборота банка первоначально предполагает анализ технологии его работы, организационной структуры, взаимосвязей структурных подразделений. Анализ этой информации возможен только после ее приведения к некоторому формализованному виду. Чаще всего для этих целей используют CASE-средства, структурный и функциональный анализы. Само по себе использование CASE-средств еще не служит гарантией успешного результата.

     Как показывает практика, важным фактором в этом процессе является наличие  и соблюдение некоторого принятого  стандарта и методологии проведения работ, которых банки не имеют. На основе полученной информации разрабатываются  внутренние банковские документы: требования к использованию, обработке и  хранению документов сотрудниками банка, должностные инструкции и положения  о подразделениях, порядок взаимодействия подразделений банка и др.Конечно, было бы неверным утверждать, что привлечение  внешней помощи для решения проблем  банка является "панацеей" от всех бед. Многие вопросы, связанные с  нормальным функционированием кредитной  организации, требуют оперативного решения, и в большинстве случаев  банки располагают собственными специалистами, способными грамотно и  квалифицированно их решить. О целесообразности привлечения внешней помощи можно  говорить, когда затрагиваются глобальные для банка процессы реструктуризации, изменения в технологии работы, перехода банка на качественно иной уровень  развития. Именно тогда обращение  к услугам консалтинговой компании может служить единственно правильным решением руководства кредитной  организации. Несколько слов о технологии взаимодействия кредитной организации и консалтинговой компании на современном рынке. Естественно, что подходы к организации работ в крупном банке отличаются от методов работы в мелком или среднем банке. Небольшим и средним банкам, как правило, предлагается схема, в соответствии с которой сотрудники компании составляют ядро команды, занимающейся проблемами антикризисного управления. Таким образом, банки, которые не в состоянии иметь собственный аналитический отдел, отдел банковских технологий, могут прибегнуть к помощи консалтинговой компании, заключив договор на обслуживание, на основании которого будет создана антикризисная команда, состоящая из сотрудников компании и служащих банка. Такая команда в состоянии предложить и осуществить реальные действенные меры по внедрению процессов, повышающих доходность коммерческого банка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     проблемы  российской банковской системы должны решаться на уровне каждого конкретного  банка, собственными силами менеджеров и персонала, не дожидаясь какой-либо сторонней помощи.Другим важным утверждением является то, что российская банковская система существует не изолировано  и ей свойственны многие проблемы, которые стоят и перед зарубежными  банками.На сегодняшний день существуют три основных блока проблем в  деятельности отдельных банков. Это  проблемы управления, проблемы, связанные  с банковскими технологиями, и  третий блок, отдельные проблемы, демонстрирует  то наше понимание, что в настоящее  время большое количество незначительных проблем в организации банковского  дела в конкретной кредитной организации  является самостоятельной проблемой. И внимание к этим, казалось бы, отдельным  недочетам должно быть так же высоко, как и к построению современной  системы менеджмента и внедрению  передовых технологий, так как  их количество в российских банках огромно.

     Анализ  основных направлений оптимизации  банковских процессов и организации  работы позволил сделать вывод о  том, что фундаментальной проблемой  российских банков является неструктурированный  и неформализованный характер управления. Поэтому была предложена схема организации  банковского менеджмента (гл. 2. ), которая включает четыре блока задач общего менеджмента, а именно: стратегическое планирование, организационная структура, управление качеством и управление персоналом, и три оперативных блока: операционный менеджмент, финансовый и технологический менеджмент. Три оперативных блока включали подблоки, которые мы и рассмотрели во втором разделе, после задач общего менеджмента. К операционному менеджменту мы отнесли: развитие услуг, организацию учета, внутренние регламенты, контроль и аудит. К финансовому блоку: финансово-экономический анализ, бюджетное планирование и управление ликвидностью. Технологический менеджмент в банке, по нашему мнению, содержит такие направления, как оптимизация документооборота, платежная система, информационные технологии и техническая политика.Именно в таком порядке были рассмотрены пути улучшения, останавливаясь не только на отдельных рекомендациях по каждому блоку, но и стремясь отразить решение задачи оптимизации банковской деятельности в четко структурированном виде.Далее, рассматривая практическое внедрение нововведений в банке, мы подчеркивали, что задача реального внедрения чего-либо в практику работы несравненно более сложна, чем простой анализ и выработка путей улучшения. И достижение результата за счет отдельных мероприятий невозможно. Необходим комплекс средств, среди которых и обучение персонала, и внешняя помощь, и четкое планирование, и специальное управление изменениями как отдельным процессом и, конечно, проверенная и эффективная методология. И такой методологией является, по нашему мнению, реинжиниринг бизнес-процессов (BPR).

     Подводя итог, мы отметили существование новейших тенденций в организации банковской деятельности, которые неразрывно связаны  с последними технологическими и  техническими достижениями в области  коммуникаций и обслуживания клиентов.

     Таким образом, основным итогом работы стал вывод о необходимости на уровне каждой конкретной кредитной организации постоянных кардинальных изменений, динамической организационно-технологической перестройки, всеобъемлющего реинжиниринга для выживания в современных экономических условиях, для процветания в новой экономике. 
 
 
 

Информация о работе Реинжиниринг в банковском деле