Реинжиниринг в банковском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель работы — развить теоретико -
методологические подходы к изучению реинжиниринга, особенностям его
применения в банковском деле и рассмотреть алгоритм внедрения реинжиниринга в российских коммерческих банках для обеспечения их устойчивости и достижения успеха в конкурентной борьбе. С этой целью были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать понятия реинжиниринга в банковском деле и процесса реинжиниринговых исследований в банке;
уточнить возможности и базу реинжиниринга в банковском деле;
изучить результативность вложений в человеческий капитал и как условие внедрения реинжиниринга в банках;
исследовать потенциал реинжиниринга в условиях достигнутого российскими банками уровня организации банковских технологий;
разработать алгоритм действий банка по введению методов реинжиниринга;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность реинжиниринга и возможности его применения к банковской деятельности……………………………………………………..6
1..1 Необходимость внедрения реинжиниринга…………………………..6
1.2 Понятие, сущность и базовые принципы реинжиниринга……………….10
Глава 2. Элементы и методы реинжиниринга в банковском деле………….25
2.1 Элементы реинжиниринга…………………………………………………25
2.2 Методы и стандарты реинжиниринга……………………………………41
2.3 Инвестиции в человеческий капитал……………………………………50
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.45 Кб (Скачать документ)

     * Бизнес-процесс кредитования.

     * Бизнес-процесс обслуживания депозитов.

     * Бизнес-процесс кассового обслуживания  юридических лиц.

     * Бизнес-процесс кассового обслуживания  физических лиц.

     * Бизнес-процесс расчетного обслуживания  юридических лиц.

     * Бизнес-процесс расчетно-кассового  обслуживания юридических лиц  в иностранной валюте.

     * Бизнес-процесс осуществления валютно-обменных  операций.

     * Бизнес-процесс осуществления депозитарных  услуг.

     * Бизнес-процесс осуществления услуг  по доверительному управлению  имуществом.

     * Бизнес-процесс осуществления посреднических (брокерских) услуг.

     * Бизнес-процесс оказания информационно-консультационных  услуг.

     * Бизнес-процесс оказания услуг  по хранению ценностей в индивидуальных  сейфах.

     * Бизнес-процесс оказания факторинговых  услуг.

     * Бизнес-процесс оказания лизинговых  услуг.

     * Бизнес-процесс оказания услуг  по проектному (реальному) инвестированию.

     * Бизнес-процесс оказания гарантийных  услуг.

     * Бизнес-процесс осуществления операций  с драгоценными металлами. Вспомогательные  или обеспечивающие процессы  не создают ценности для клиента  напрямую, но, как правило, являются  обязательными или необходимыми  для обеспечения деятельности  и осуществления основных бизнес-процессов.  В то же время они иногда  могут создавать ценность для  клиента опосредовано. Поэтому их  иногда называют все-таки бизнес-процессами. Так, например, вспомогательный бизнес-процесс  обеспечения бухгалтерского учета  в кредитной организации создает  такую ценность для клиента,  как лицевой счет, которая используется  в большинстве основных бизнес-процессов.  Вспомогательными процессами могут  являться:

     *Процесс  обеспечения кассовых операций.

     * Процесс ведения бухгалтерского  учета.

     * Процесс осуществления внутрихозяйственной  деятельности.

     Особенностью BPR является акцент на повышение общей  эффективности бизнес-процесса вместо повышения эффективности его  лишь отдельных частей. Очень часто  низкая эффективность работы современной  организации обусловливается неэффективностью взаимодействия ее подразделений (например, неточностью или различными задержками при передаче изделий или информации, несогласованностью действий, различной мотивацией и т.п.).

     Бизнес-процесс, возникший в результате реинжиниринга, сильно отличается от традиционного, принимая самые различные формы. На протяжении почти двухсот лет принимались  как должное неудобство, неэффективность  и дороговизна сложных процессов, необходимых для того, чтобы использовать преимущества, обеспечиваемые простыми задачами. Реинжиниринг утверждает, что  для получения высокого качества, уровня обслуживания, гибкости и низких затрат процессы должны быть простыми. И сегодня эту простоту позволяют  обеспечить достижения современных  технологий.

     Существуют  несколько общих отличительных  черт, которые могут пояснить направления  преобразований при реинжиниринге. Подвергшийся реинжинирингу бизнес-процесс  может обладать следующими свойствами и характеристиками:

     * Несколько работ объединяются  в одну, снижая внутреннее взаимодействие.

     * Меняется последовательность, или  этапность, выполнения работ:  они следуют в естественном  порядке и/или параллельно.

     * Существуют различные версии  бизнес-процесса, или различные схемы  выполнения подобных работ.

     * Некоторые работы, которые "делали  всегда", после их глубокого  анализа вообще отвергаются.

     * Работа выполняется там, где  ее целесообразно делать (выход  работы за пределы организационных  структур).

     * Внутренние процессы становятся  понятными и прозрачными для  персонала и клиентов организации.

     * Снижение доли работ по проверке  и контролю до обязательного  минимума, так как они не добавляют  стоимости.

     * Минимизация согласований и взаимодействий  с управленческим звеном путем  передачи больших полномочий  исполнителям.

     * Ответственный менеджер является  единственной точкой контакта  с клиентом по большинству  вопросов и проблем.

     * Сочетание централизованных и  децентрализованных операций, в  зависимости от эффективности  того или иного подхода в  каждом процессе или операции.

     Важно отметить, что процесс реинжиниринга  требует индуктивного мышления, то есть способности сначала найти  решение, а затем обнаружить проблемы, которые оно поможет преодолеть, причем руководство предприятия  может даже не осознавать, что эти  проблемы есть. Чтобы научиться индуктивно мыслить в процессе реинжиниринга, необходимо отказаться от существующих правил и традиций. Именно разрушительная сила этой технологии, ее возможность  опрокидывать те или иные правила  и ограничения, принятые в работе, и делает ее привлекательной для  предприятий, находящихся в поиске новых возможностей. Зарубежные специалисты  неоднократно утверждали и доказывали примерами из практики, что эффективное  осуществление реинжиниринга невозможно без комбинации творческого и  аналитического мышления. Творческое мышление позволяет генерировать идеи, не обращая внимания на ограничения, которые могли бы помешать практическому  внедрению, в то время как аналитическое  мышление помогает развить эти идеи и использовать новые технологии для воплощения видения процесса в реальность. 
        Также важным в осознании сути реинжиниринга является и роль современных информационных технологий в процессе изменений. В настоящее время их значение огромно и все продолжает возрастать. Для целей коренных преобразований они имеют двойственное значение. Во-первых, они позволяют построить работу по принципиально новым подходам, что ранее было просто невозможно из-за ограничений в средствах связи, доступе к информации, скорости ее обработки и т.д. Сегодня любой процесс может быть построен так, как это удобно клиенту и выгодно организации. Во-вторых, информационные технологии выступают существенным помощником непосредственно при проведении преобразований, в качестве инструментария для управления проектами, моделирования и решения прогнозных задач. Они делают реальными задачи преобразования огромных организаций, функционирующих по сверхсложным технологиям.

     Поэтому можно с уверенностью констатировать, что глубокие преобразования, реинжиниринг организации стал возможен только в  наши дни, когда эти изменения  могут широко использовать современные  технологии, решая практически безграничные задачи.

     Руководящие принципы BPR

     Реализация  программы реинжиниринга - довольно сложная задача. Она предусматривает, в частности, возвращение к фундаментальным  вопросам: "как работает организация?" и "как организовано взаимодействие с клиентами?". Поэтому в процессе реализации программы реинжиниринга  необходимо опираться на следующие  руководящие принципы BPR.

     Программа реинжиниринга должна охватывать всю  структуру организации сверху донизу. Несмотря на активные усилия вышестоящих  звеньев, программа может встретить  серьезные препятствия на уровне функциональных подразделений и  отдельных людей, так как реинжиниринг может затрагивать их личные интересы. При этом считается, что лишь заинтересованное участие персонала, близкого к текущей  работе, может обеспечить успех.

     Она должна быть ориентирована на клиента. Очень легко проводить реинжиниринг, направленный на сокращение затрат или  уменьшение времени разработки. В  этом случае достигается некоторый  эффект, однако он будет намного  ниже, чем эффект от настоящего реинжиниринга, направленного на улучшение всего процесса взаимодействия организации с клиентами.

     Процессы  следует разрабатывать исходя из внешних условий. Недостаточно согласиться, что клиентов прежде всего интересует снижение цен и улучшение обслуживания. Одних может больше интересовать скорость, других - расширение ассортимента услуг или продуктов, третьих - стопроцентная  надежность итак далее. При разработке процессов следует учитывать  интересы основных групп клиентов и  исключить из рассмотрения группы, предварительно признанные незначительными.

     Управление  процессом реализации проекта в  целом должно осуществляться на высшем уровне. Слишком часто ответственные  лица с большой помпой запускают  проект, а затем теряют к нему интерес и передают его выполнение менеджеру среднего звена. Однако возможностей менеджера среднего звена далеко не всегда достаточно для преодоления  неизбежно возникающего сопротивления. Поэтому программа преобразования должна составляться и реализовываться  непосредственно под руководством высшего руководящего звена.

     Необходимо  быть готовым разрушить функциональные барьеры и ликвидировать "империи" в виде отдельных обособленных подразделений. В конечном счете реализация BPR улучшает работу как внутри отдельных подразделений, так и взаимодействие между подразделениями. Хотя, естественно, на практике сопротивление  этому бывает очень существенное.

     Необходимо  изменить систему поощрений, премий и продвижения по службе в соответствии с требованиями программы реинжиниринга. Надо иметь в виду, что программа  реинжиниринга не будет иметь  должного эффекта, если все поощрения  персонала или в более широком  смысле система мотивации персонала  не соответствует целям преобразований. Помимо продуманной и гибкой системы  поощрения, о которой уже писалось выше, целесообразно делать ставки на поощрение инициативности рядового персонала на изменение и самоуправление в рамках поставленных целей. Это  связано прежде всего с тем, что именно они являются носителями максимально полезного с точки зрения изменений к лучшему знаний. Так как владеют знаниями реальной технологии работы организации изнутри, мнений многих клиентов и скрытых возможностей.

     Следует обеспечить понимание и поддержку  проекта рядовыми сотрудниками организации. Если никакой информации не довести  до сведения персонала нижнего звена, то люди будут "по умолчанию" предполагать худшее, и проект встретит неизбежное пассивное сопротивление. Особенно сильным это сопротивление будет, если в качестве одной из целей  проекта определено сокращение штатов. Но если в качестве главной цели поставить обеспечение достойного будущего организации в целом  и должным образом довести  эту информацию до всех сотрудников, реализация проекта значительно  облегчится.

     В основе проекта должно лежать создание многофункциональных рабочих групп. Если используются специализированные рабочие группы (или просто есть проблемы с выполнением группами части функций), то получается неполное решение, неспособное удовлетворить  требования остальных частей организации. При разработке и осуществлении  преобразований целесообразно опираться  на многофункциональные группы, составленные из наиболее квалифицированных и  творчески мыслящих сотрудников  различных подразделений.

     Руководствуясь  этими принципами, можно провести изменения не так болезненно и  с более гарантированным практическим результатом. 

     Применение реинжиниринга  в банковской системе РФ

     Но  вернемся снова к реинжинирингу. Каковы его перспективы в России? Читателя не должно наводить на мысль, что разработанная американскими  учеными теория реинжиниринга несовместима с отечественными экономическими и  хозяйственными реалиями и практически  не применима в российских условиях. Напротив, воистину революционная идея реинжиниринга, по нашему мнению, сможет найти свое практическое применение в экономике любого уровня развития, и это уже подтверждает опыт внедрения реинжиниринга в экономику как развитых, так и развивающихся стран мира.(23, стр 123)

Информация о работе Реинжиниринг в банковском деле