Совершенствование организации и управления безналичными расчетами между субъектами хозяйствования Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение форм безналичных расчетов, их особенностей и перспектив развития в ф-ле 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть понятие и сущность безналичных расчетов, их структуру и функции;
2. Охарактеризовать формы безналичных расчетов, применяемые в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ В БАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
1.1 Сущность, структура и принципы организации безналичного денежного оборота 8
1.2 Экономическая характеристика основных форм безналичных расчетов, распространенных на территории РБ 14
1.3 Методика анализа эффективности организации и управления безналичными расчетами 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В Ф-ЛЕ 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 28
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ф-ла 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 28
2.2 Анализ состава и структуры расчетных операций ф-ла 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 35
2.3 Оценка эффективности операций банка с пластиковыми карточками 37
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫМИ РАСЧЕТАМИ В Ф-ЛЕ 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Работа состоит из  1 файл

беларусбанк - копия - копия.docx

— 238.28 Кб (Скачать документ)

 

 

Рисунок 1.1- Схема  проведения расчетов в форме кредитового  перевода [25с.359]

 

  1. Заключение основного  договора между покупателем (плательщиком) и поставщиком (бенефициаром), предусматривающего расчеты платежными поручениями;
  2. Отгрузка товара бенефициаром;
  3. Предоставление в банк-отправитель плательщиком платежного поручения;
  4. Направление банком-отправителем банку-получателю платежного поручения;
  5. Передача банком-получателем выписки с расчетного счета о поступлении денежных средств на расчетный счет поставщика (бенефициара);
  6. Направление банком-отправителем сообщения о списании денежных средств со счета плательщику (рис. 1.1).

Платежные поручения должны быть представлены в банк в течение десяти дней со дня выписки, не считая дня выписки при перечислении средств двум и более получателям плательщик может представить в банк сводное поручение на бланке установленной формы. Поручения представляются в банк в комплекте не менее двух экземпляров.

Самая распространенная форма платежных  инструкций, используемых при совершении внутренних дебетовых переводов - платежное требование. Оно содержит требования получателя денежных средств (бенефициара), плательщику об уплате определенной суммы через банк. Обязательными участниками этой формы расчетов являются:

  1. приказодатель, то есть клиент банка-ремитента, дающий ему поручение осуществить дебетовый перевод в свою пользу;
  2. плательщик, то есть лицо, которым должно быть сделано инкассовое представление;
  3. банк-ремитент, то есть банк, осуществляющий дебетовый перевод денежных средств на основании поручения своего клиента;
  4. представляющий банк, то есть инкассирующий банк, осуществляющий представление плательщику.

 

 

Рисунок 1.2 – Схема проведения расчетов платежными требованиями  
[20, с.314]

 

  1. Заключение основного  договора между покупателем (плательщиком) и поставщиком (приказодателем), предусматривающего расчеты платежными требованиями;
  2. Отгрузка товаров приказодателем;
  3. Предоставление приказодателем платежного требования в банк- ремитент;
  4. Направление платежного требования и иных документов банком- ремитентом в представляющий банк;
  5. Направление представляющим банком платежного требования плательщику;
  6. Платеж (акцепт) платежа плательщика;
  7. Передача представляющим банком документов плательщику;
  8. Перечисление денежных средств представляющим банком банку- ремитенту на расчетный счет поставщика;
  9. Направление банком-ремитентом сведений о поступлении денежных средств приказодателю (рис.1.2).

При проведении дебитовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма инкассо.

Акцептная форма инкассо используется при  расчетах за отгруженные (отпущенные) товары и в других случаях по усмотрению сторон.

Безакцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

Акцепт  может быть предварительным и  последующий.

Предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем  до поступления  платежного требования, предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк-отправитель.

Последующий акцепт – акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления  платежного требования в течение  срока, установленного инструкцией о банковском переводе.

Последующий акцепт может быть на всю сумму  платежного требования (полный) или  на ее часть (частичный). Срок представления  заявления на последующий акцепт составляет пять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.

Основным  преимуществом расчетов платежными требованиям, является то, что испытанная система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной доставки, строгий  контроль за расчетами со стороны субъектов хозяйствования и банком.

Помимо  этого поставщик имеет возможность  отгружать продукцию без предварительного оформления расчетных документов, что  позволяет ускорить отгрузку продукции, рационально использовать транспортные средства и складские помещения.

Плательщик  при этой форме расчетов может  проверить выполнение поставщиком долговых обязательств и заявить отказ от оплаты.

В то же время основным слабым моментом при использовании расчетов платежными требованиями является возможность  вознаграждения платежей.

Но  главным недостатком расчетов платежными требованиями можно назвать их трудоемкость.

Платежное требование-поручение - требование поставщика оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Отгрузка  продукции, оказание услуг, выполнение работ; пересылка платежных требований-поручений покупателю;

Предъявление  акцептованных платежных требований-поручений  в обслуживающий банк для платежа;

Оплата  платежного требования-поручения (списание средств со счета плательщика);

Перевод платежа в банк поставщика;

Зачисление  денежных средств на счет поставщика;

Извещение поставщика о поступлении ему  денежных средств (рис. 1.3).

 

 

Рисунок 1.3 – Схема проведения расчетов посредством платежных  
требований-поручений [22, с.207]

 

Срок, в течение которого плательщик обязан предоставить в банк акцептованные платежные требования-поручения определяется сторонами в договоре и банком не контролируется. Платежное требование-поручение принимается к исполнению банком в сумме, акцептованной плательщиком.

Об  отказе оплатить платежное требование-поручение  полностью или частично плательщик уведомляет поставщика в порядке или в сроки, оговоренные в договоре.

Достоинства расчетов платежными требованиями-поручениями  определяется упрощением документооборота (не надо сдавать документы на инкассо, отказ от оплаты производится минуя банк) и следовательно, сокращением издержек по ведению расчетов.

При использовании  этой формы расчетов повышается ответственность  поставщика и плательщика за организацию  расчетов, так как из привычной  схемы документооборота выпадает банк. Недостатки, которые присущи этой форме расчетов проявляются в  отсутствии гарантии платежа, возможности  замедления оборачиваемости средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказа от акцепта.

Одной из форм безналичных расчетов является форма расчетов чеками.

Чеки - это безусловное письменное предложение чекодателя плательщику произвести платеж, указанной на чеке денежной суммы.

Чекодатель  — физическое или юридическое  лицо, осуществляющее платеж за товары или услуги посредством чека.

Чекодержатель – это юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.

Расчеты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счете. Чековое обращение в Республике Беларусь регламентирует Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г.

Для получения  чековой книжки покупатель (чекодатель) представляет в банк заявление установленной  формы. Срок действия чековой книжки - один год. При наличии неиспользованных чеков и остатка средств на счете этот срок может быть продлен  еще на один год. Чекодатель передает чекодержателю чек в момент приобретения товара. Чекодержатель сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением реестром, банк чекодержателя пересылает чеки вместе с поручением реестром в банк плательщика, оформленном в количестве двух экземпляров, если чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, либо в четырех экземплярах, если в разных [20, с.103].

Рисунок 1.4 – Схема документооборота при расчетах чеками из  
лимитированных чековых книжек [Ошибка! Источник ссылки не найден., с.361]

  1. Представление заявления на получение чековой книжки и платежного поручения на депонирование денежных средств;
  2. Депонирование денежных средств на отдельном счете;
  3. Отгрузка продукции, выполнение работ оказание услуг;
  4. Выписка чека и вручение его поставщику (операция выполняется одновременно с операцией 3);
  5. Предъявление чека на инкассо в обслуживающий банк;
  6. Составление банком поручений реестров и пересылка их вместе с чеками в банки плательщиков;
  7. Оплата поручения реестра (чеков) путем списания средств со счета, на котором была депонирована сумма;
  8. Перевод платежа в банк поставщика;
  9. Зачисление денежных средств на счет поставщика;
  10. Извещение поставщика о поступлении денежных средств (рис.1.4).

При получении  поручения реестра банк плательщик проверяет:

  • относится ли приложенные к нему чеки к этому банку;
  • подлинность бланка чека и соответствие его номера номеру чековой книжки;
  • правильность оформления чека, наличие на нем подписи владельца чековой книжки и соответствие ее образцу.

Предъявленные чеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована сумма. При отсутствии или недостаточности средств на этом счете банк относит недостающую сумму на счет прочих дебиторов и кредиторов с взиманием с клиента определенного процента от отнесенной на него суммы. По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк. В тех случаях, когда на депонированном счете имеется остаток неиспользованного лимита и срок чековой книжки не истек, а в чековой книжке использованы все чеки банк может выдать новую чековую книжку. Согласно Инструкции о порядке проведения операции с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков предоставляется возможность выдачи банками чековых книжек вкладчику в случае, если он имеет средства на текущем счете в этом банке. Основным преимуществом расчетов чеками является гарантия платежа, а основным недостатком - усложнение документооборота.

Аккредитив – форма безналичных расчетов, при котором обязательным лицом перед получателем платежа является банк.

Под аккредитивом понимается обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент) должен произвести платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платеж получателю денежных средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель (рис.1.5).

Аккредитив  представляет собой соглашение между  плательщиком и банком, обособленное от основного договора, в котором предусмотрена эта форма расчета. Для банков условия таких договоров не являются обязательными. По операциям с аккредитивами все участвующие в них банки имеют дело только с документами, а не с товарами.

Аккредитив  может быть отзывным и безотзывным. При отсутствии указаний аккредитив  является безотзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Аккредитив может быть переведен, но только один раз, если указано, что от является переводным.

Порядок совершения банками и небанковскими  кредитно-финансовыми организациями  Республики Беларусь операций по расчетам в форме документарного аккредитива определяет Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. №67.

Обязательными участниками аккредитивной операции являются:

    • банк-эмитент, т.е. банк выставляющий (открывающий) аккредитив;
    • приказодатель аккредитива, т.е. клиент банка-эмитента, дающий ему поручение открыть аккредитив;
    • бенефициар, т.е. лицо, в пользу которого открывается аккредитив, совершается платеж или акцепт и оплата;
    • исполняющий банк - уполномоченный банком-эмитентом произвести акцепт и оплату при выполнении условий аккредитива [18с.105].

Рисунок 1.5 – Схема проведения расчетов с использованием аккредитива 
[Ошибка! Источник ссылки не найден., с.39]

  1. Заключение основного договора между покупателем (приказодателем) и поставщиком (бенефициаром) в форме аккредитива;
  2. Подача приказодателем заявления на открытие аккредитива в банк-эмитент и представление валютного покрытия в размере суммы аккредитива
  3. Извещение банком-эмитентом исполняющего банка об открытии в пользу бенефициара аккредитива и перевод в исполняющий банк 
    валютного покрытия на весь срок действия аккредитива;
  4. Сообщение исполняющим банком бенефициару об открытии в его пользу аккредитива;
  5. Отгрузка товаров бенефициаром  приказодателю и представление бенефициаром документов, подтверждающих факт отгрузки в исполняющий банк;
  6. Проверка исполняющим банком представленных документов при отсутствии в них расхождений с условиями аккредитива, направление документов в банк эмитент;
  7. Представление банком-эмитнентом требований о перечислении денежных сумм по исполняющему аккредитиву приказодателю, если же такого перечисления еще не произошло - передача документов приказодателю (рис. 1.5).

Информация о работе Совершенствование организации и управления безналичными расчетами между субъектами хозяйствования Республики Беларусь