Совершенствование организации и управления безналичными расчетами между субъектами хозяйствования Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение форм безналичных расчетов, их особенностей и перспектив развития в ф-ле 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть понятие и сущность безналичных расчетов, их структуру и функции;
2. Охарактеризовать формы безналичных расчетов, применяемые в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ В БАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
1.1 Сущность, структура и принципы организации безналичного денежного оборота 8
1.2 Экономическая характеристика основных форм безналичных расчетов, распространенных на территории РБ 14
1.3 Методика анализа эффективности организации и управления безналичными расчетами 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В Ф-ЛЕ 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 28
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ф-ла 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 28
2.2 Анализ состава и структуры расчетных операций ф-ла 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 35
2.3 Оценка эффективности операций банка с пластиковыми карточками 37
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫМИ РАСЧЕТАМИ В Ф-ЛЕ 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Работа состоит из  1 файл

беларусбанк - копия - копия.docx

— 238.28 Кб (Скачать документ)

Таким образом, по сравнению другими формами  безналичных расчетов аккредитивная  форма имеет следующие преимущества:

  1. при исполнении аккредитива могут быть оговорены самые разнообразные условия платежа;
  2. при международных расчетах посредством аккредитива проявляется необычайная правовая надежность данной формы расчетов, вытекая из ее унификации в законодательстве большинства стран мира;
  3. аккредитив может быть использован в качестве инструмента краткосрочного финансирования при предоставлении сторонами друг другу коммерческого кредита, при получении поставщиком под залог аккредитива — льготного кредита банка, а также при расчетах поставщика или подрядчика со своими субпоставщиками или субподрядчиками;
  4. как правило, аккредитив представляет собой твердое и надежное обеспечение платежа банком-эмитентом, а осуществление платежа по аккредитиву обычно не связано с соглашением покупателя на оплату товара и проходит быстро и беспрепятственно, а в ряде случаев еще до прибытия товаров в пункт назначения.

Аккредитивная форма расчетов имеет также и  недостатки:

    1. при  аккредитиве  возникают  определенные  задержки  в  пробегах документов через банк;
    2. аккредитив представляет собой наиболее дорогостоящую форму, так как за выполнение разнообразных услуг банки взимают более высокие банковские комиссии, чем по другим формах безналичных расчетов;
    3. для поставщика аккредитив является наиболее сложной формой расчетов, так как получение платежа связано с правильным оформлением документов и своевременным предоставлением их в банк;
    4. расчеты посредством аккредитива, особенно при условии долгосрочного предоставления приказодателем валютного покрытия исполняющему банку приводят к замораживанию и иммобилизации оборотных средств покупателя на достаточно продолжительный срок.

В связи  с развитием коммерческих связей возникает способ расчетов на условиях отсрочки платежа с использованием товарных векселей.

Вексель – ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить по наступлению срока указанную в нем сумму векселедержателю.

Различают две разновидности векселя: простой  и переводной.

Простой вексель - это письменный документ, содержащий обязательства одного лица (векселедателя) оплатить определенную денежную сумму определенному лицу (ремитенту) в определенный срок или по требованию. Переводной вексель - письменный документ, содержащий безусловный приказ одного лица (векселедателя или трассанта), обращенный другому лицу (плательщику или трассату) об уплате определенной денежной суммы определенному лицу (первому получателю или ремитенту) в установленный срок или по его требованию.

Вексель может быть передан от одного лица другому путем индоссамента (передаточной подписи). Платеж по векселю может  быть обеспечен полностью или  в определенной части вексельной суммы посредством аваля, т.е. вексельного поручительства. Аваль дается третьим лицом или одним из лиц, подписавшим вексель. Авалист отвечает за платеж так же как и то лицо, за которое он дал аваль [18, с. 18].

В Республике Беларусь операции с векселями еще  не получили достаточного развития. Это объясняется неразвитостью коммерческого кредитования, отсутствием опыта работы с векселями у предприятий, а также отдельными недостатками вексельной формы расчетов (большая трудоемкость, длительность срока расчета). С другой стороны векселя позволяют тесно увязать выдачу кредитов с движением товаров, а тем более создают дополнительные гарантии возврата вложенных средств.

 

 

1.3 Методика анализа эффективности  организации и управления безналичными расчетами

 

Хорошо  налаженная, четко организованная система  безналичных расчетов имеет огромную значимость в хозяйственной жизни организаций любой формы собственности. Это объясняется тем, что наличие существенных сумм взаимной задолженности, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа субъектов хозяйствования. Это все отражается на важнейших показателях их финансово-хозяйственной деятельности, что определяет актуальность темы.

Анализ  становления управленческого учета  на предприятиях различных отраслей и различных организационно-правовых форм собственности приводит к выводу о том, что для создания эффек­тивной системы управленческого учета безналичных расчетов необходим целый комплекс концептуальных условий, которые можно систематизировать и представить в виде основных концептуально-методологических проблем становления учета. Таким образом, к наиболее важным условиям ведения эффективного управленческого учета можно отнести:

1.Заинтересованность  и инициатива руководителей предприятий  и организаций- в условиях становления бизнеса руководство больше внимания обращает на проблемы такие как становление бухгалтерского и налогового учета, а эффективная система управленческого учета безналичных расчетов отсутствует. Ответственность за решение всех этих проблем ложится на руководство предприятия. В этой связи своевременное вовлечение руководства предприятия в процесс ведения учета и процесс создания полноценной системы управленческого учета в значительной мере облегчит взаимодействие различных служб в решении сопутствующих организационных, технологических и технических проблем;

2.Наличие  квалифицированных специалистов  – в современных условиях очень  важны поиск, подбор и привлечение  высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт постановки управленческого учета и сочетающих его со знаниями финансового анализа, бухгалтерского учета, системы налогообложения, международных принципов бухгалтерского учета, структурных особенностей, информационных систем;

3. Методики  адаптирования управленческого учета безналичных расчетов к отдельным отраслям - при наличии значительного числа методических подходов, касающихся общих вопросов управленческого учета, применительно к отраслям они почти не адаптированы и не учитывают специфику отдельных производств. В этой связи одним из непременных условий становления управленческого учета является разработка специфической для каждого предприятия методики, включающей параметры управленческого учета (направления, аналитические центры), учетную политику, форматы отчетности, процедуры получения информации. Это в современных условиях достаточно сложно, так как процесс внедрения эффективной системыуправленческого учета является длительным, при этом он должен быть непрерывен при постоянной корректировке параметров вслед за изменениями структуры и характера бизнеса.

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В Ф-ЛЕ 300 ГОУ  ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика 
ф-ла 300 ГОУ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»

 

Открытое  акционерное общество «Сберегательный  банк «Беларусбанк» (АСБ «Беларусбанк») было образовано в результате слияния Сберегательного банка Республики Беларусь и акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» (АКБ «Беларусбанк») на основании Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1995 года № 340 «Об усилении гарантий государства по сохранности и эффективному использованию денежных вкладов населения и мерах по дальнейшему совершенствованию банковской системы Республики Беларусь» и решения собрания акционеров акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» от 30 августа 1995 года.

Сберегательный  банк Республики Беларусь (ранее - Гострудсберкассы) был образован в 1922 году. Это был универсальный банк, предлагавший широкий выбор банковских услуг. Сберегательный банк Республики Беларусь был единственным банком в Республике Беларусь, где сохранность средств вкладчиков гарантировалась государством.

АКБ «Беларусбанк» являлся одним из ведущих банковских учреждений. Созданный в 1990 году как общество с ограниченной ответственностью, банк в феврале 1992 года был преобразован по решению учредителей в открытое акционерное общество с уставным капиталом 150 млн р. Сообразуясь с интересами клиентов, банк осуществлял разнообразные виды банковских операций. Выбранная политика ОАО «АСБ Беларусбанк» давала возможность в условиях экономической нестабильности обеспечивать высокий уровень эффективности своей работы, создавая систему банковских отношений, способных в конечном итоге интегрировать в мировую банковскую систему.

В настоящее  время ОАО «АСБ Беларусбанк» - это универсальный банк, как по спектру предоставляемых услуг. Исторически клиентами банка были и остаются бюджетные организации, финансовые учреждения, предприятия и организации базовых отраслей экономики, которым он неизменно оказывает необходимую финансовую поддержку и предлагает современные банковские услуги.

Банк  осуществляет свою деятельность в соответствии с международными договорами, законодательством  Республики Беларусь и Уставом, и  входит в единую банковскую систему Республики Беларусь, являясь коммерческой организацией, привлекающей и размещающей денежные средства, а также осуществляющей другие виды банковских операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ОАО «АСБ Беларусбанк» является юридическим лицом, то есть имеет обособленное имущество (самостоятельный баланс), может приобретать имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

Основными целями деятельности Банка являются:

    • развитие финансовых отношений в Республике Беларусь;
    • расчетное и кассовое обслуживание, кредитование физических и юридических лиц;
    • привлечение свободных денежных средств во вклады (депозиты) и на счета;
    • привлечение дополнительных ресурсов для осуществления инвестиций в экономически выгодные проекты развития жизненно важных отраслей экономики Республики Беларусь;
    • стимулирование инвестиций в экономику Беларуси;
    • содействие интеграционным процессам в сфере международных финансовых отношений;
    • активное участие в перспективных проектах, направленных на решение экономических и социальных проблем;
    • получение прибыли.

Профессиональная  и биржевая деятельность по ценным бумагам осуществляется Банком на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством финансов Республики Беларусь, с согласия Национального банка Республики Беларусь и включает следующие составляющие работы и услуги:

    • брокерская деятельность;
    • дилерская деятельность;
    • депозитарная деятельность;
    • деятельность по доверительному управлению ценными бумагами.

Банк  также вправе осуществлять прочую деятельность, взаимосвязанную с вышеуказанными видами деятельности, прежде всего  по предоставлению консультационных услуг  в области операций с ценными  бумагами при наличии, как минимум, у одного из сотрудников квалификационного аттестата первой категории.

Банк, как профессиональный участник рынка  ценных бумаг, несет имущественную ответственность перед инвесторами за ущерб, нанесенный им при осуществлении сделок:

    • с поддельными ценными бумагами;
    • с бумагами несуществующих эмитентов;
    • с бумагами, не прошедшими государственную регистрацию;
    • с бумагами, на которые Банк не имеет прав владения или распоряжения;
    • по продаже одной бумаги нескольким инвесторам;
    • связанных с иным нарушением Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах».

Уставный  фонд банка составляет 3 288 787 859 000 рублей и разделен на 3 288 787 859 акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая, в том числе 3 288 776 849 простых акций на сумму 3 288 776 849 000 рублей и 11 010 именных привилегированных акций на сумму 11 010 000 рублей. Размер неденежной части уставного фонда составляет 55 905 013 225 рублей.

ОАО «АСБ Беларусбанк» состоит из центрального аппарата, 6 филиалов - областных управлений, филиала - Минского управления, 38 филиалов, 98 центров банковских услуг, 1841 отделения, 193 обменных пунктов.

По  состоянию на 01.04.2012 года сеть подразделений ОАО «АСБ Беларусбанк» Гомельской области составляет 270 подразделений, в том числе 6 филиалов, 19 центров банковских услуг, 220 отделений, 24 обменных пункта валюты, 1 операционная передвижная касса.

В сельской местности расположено 121 (55%) отделение, в городской - 99 (45%) отделений.

Организационная структура филиала № 300 - Гомельского  областного управления предусматривает  создание следующих структурных  подразделений и служб:

    • руководство;
    • главный специалист по гражданской обороне и мобилизационной работе;
    • юридический отдел;
    • отдел по работе с персоналом;
    • финансово-экономический отдел;
    • отдел бухгалтерского учета;
    • отдел внутрибанковских операций и бухгалтерской отчетности;
    • отдел учета операций физических лиц;
    • отдел расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • центр розничного бизнеса;
    • центр корпоративного бизнеса
    • отдел валютных операций и валютного контроля;
    • отдел по работе с ценностями;
    • отдел кассовой работы;
    • отдел объединенной службы инкассации;
    • отдел автоматизации;
    • отдел безопасности;
    • административно-хозяйственный отдел;
    • отдел капитального строительства и залогов имущества;
    • отдел контрольных обмеров;
    • операционный отдел;
    • отделения;
    • обменные пункты валюты;
    • операционная передвижная касса;
    • центры банковских услуг. (Приложение 2)

Информация о работе Совершенствование организации и управления безналичными расчетами между субъектами хозяйствования Республики Беларусь