Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:25, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование структуры капитала и его оценки.
Объектом исследования является Красноярское отделение Красноярской железной дороги – филиал ОАО «РЖД».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность капитала;
- изучить классификацию капитала;
- оценить структуру капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги и проанализировать эффективность его использования;
- разработать мероприятия по оптимизации структуры капитала Красноярской железной дороги.
Введение 3
1. Характеристика структуры капитала предприятия 6
1.1. Понятие и сущность капитала 6
1.2. Структура капитала 8
2. Оценка структуры капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги и анализ эффективности его использования 12
2.1. Организационно-экономическая характеристика Красноярского отделения Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 12
2.2. Оценка структуры капитала 32
2.3. Анализ эффективности использования капитала 35
3. Направления оптимизации структуры капитала Красноярской железной дороги 41
Заключение 55
Список литературы 58
В хозяйствующих субъектах возникает еще один вид собственного капитала - нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль - чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала.
Целевые (специальные) фонды создаются за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта и должны служить для определенных целей в соответствии с уставом или решением акционеров и собственников. Эти фонды являются разновидностью нераспределенной прибыли. Иначе говоря, это нераспределенная прибыль, имеющая строго целевое назначение.
В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие: инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в предприятие; и накопленный капитал - капитал, созданный на предприятии сверх того, что было первоначально авансировано собственниками. Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. К данной группе обычно относят и безвозмездно полученные ценности. Первая составляющая инвестированного каптала представлена в балансе российских предприятий уставным капиталом, вторая - добавочным капталом (в части полученного эмиссионного дохода), третья - добавочным капиталом или фондом социальной сферы (в зависимости от цели использования безвозмездно полученного имущества).
Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи). Несмотря на то, что источник образования отдельных составляющих накопленного капитала - чистая прибыль, цели и порядок формирования, направления и возможности использования каждой его статьи существенно отличаются. Эти статьи формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и учетной политикой.
Красноярская железная дорога – главное звено транспортной инфраструктуры Восточной Сибири. Магистраль проходит через четыре крупных региона – Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией.
В среднем, железнодорожным транспортом здесь перевозится до 80% грузов и пассажиров. Для Красноярского края и Хакасии дорога - самый крупный работодатель: на железнодорожных предприятиях работает более 40 тысяч человек.
Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3159,8 км. Общая протяженность – 4544 км. Она относится к числу погрузочных дорог России: в больших объемах отгружает лес, уголь, нефть.
Территория,
через которую проложена
На магистрали расположено большое количество инженерных сооружений: 1081 мост (108 металлических, 954 железобетонных, 18 каменных и 1 смешанный), 2100 водопропускных труб, общей длиной более 59 км. На направлении Ачинск-Абакан, Красная Сопка–Кия–Шалтырь, Междуреченск-Тайшет проложено 18 тоннелей общей протяженностью 16,8 км (действуют 16 тоннелей, два закрыты на реконструкцию).
Красноярская железная дорога – это филиал ОАО "РЖД". Основные направления деятельности: своевременное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Эксплуатационная длина - 3157,9 км. Перевезено грузов - 74,2 млн. тонн. Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении - 6,7 млн. чел., в пригородном сообщении - 13,5 млн. чел. Отделения дороги: Абаканское, Красноярское
В таблице 2.1. представлены технико-экономические показатели деятельности Красноярского отделения Красноярской железной дороги.
Таблица 2.1
Основные
технико-экономические
Показатели | 2009 год | 2010 год | Отклонение |
Выручка, тыс. руб. | 862154 | 921100 | 58946 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 741452 | 740004 | -1448 |
Коммерческие расходы, управленческие расходы | 65841 | - | -165841 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. | 0,86 | 0,8 | -0,6 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 406516 | 455863 | 49347 |
Фондоотдача, руб./руб. | 2,12 | 2,02 | -0,1 |
Среднесписочная численность, чел. | 35055 | 35100 | 45 |
Фонд зар./ платы, тыс. руб. | 659011 | 708709 | 49698 |
Выработка на 1 работника, руб./чел. В/Ч | 24,6 | 26,2 | 1,6 |
Среднегодовая зар./плата, тыс.руб. | 18,8 | 20,2 | 1,4 |
Прибыль или убыток от продаж, тыс. руб. | 54861 | 181096 | 126235 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 58357 | 161210 | 102853 |
Рентабельность продаж, %, | 6,36 | 19,66 | 13,3 |
При анализе таблицы видно, что выручка от реализации товаров, работ, услуг Красноярской железной дороги в 2010 году увеличилась на 58946 тыс.руб., по сравнению с 2009 годом.
Стоимость основных производственных фондов в 2010 увеличилась по сравнению с 2009 г. На 49347 тыс.руб., что несколько повлияло на динамику фондоотдачи, которая уменьшилась, с учетом увеличения выручки, на 0,1 руб./руб. Фондоотдача показывает какая сумма реализации приходится на 1 рубль стоимости основных производственных фондов.
Численность персонала в 2010 году увеличилась на 45 человек по сравнению с 2009 годом. Выработка на одного работника составила 24,6 тыс.руб., что на 1,6 тыс.руб. больше чем в 2009 году.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции уменьшились на 0,6 руб., что явилось следствием уменьшения себестоимости реализованной продукции, Себестоимость реализованной продукции уменьшилась на 1448 тыс. руб. и составила в отчетном году 740004 тыс. руб.
В 2010 году наблюдался рост рентабельности основной деятельности предприятия (6,36 в 2009 году и 19,66 в 2010 году), что положительно характеризует результаты деятельности организации. В результате прирост прибыли от реализации основной деятельности составил 126235 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия также имеет тенденцию к увеличению с 58357 тыс. руб., до 161210 тыс. руб., в 2010 году.
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятия или иные финансовые операции.
Исходя
из состава имущества предприятия,
Данные таблицы 2.2 свидетельствуют, что общая рентабельность увеличилась на 14,12%, что свидетельствует о повышении спроса на услуги Красноярского отделения Красноярской железной дороги, т.к. общая рентабельность повысилась, тои повысилась и деловая активность.
Таблица 2.2
Анализ рентабельности
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | Изменение |
Общая рентабельность | 8,91 | 23,03 | 14,12 |
Чистая рентабельность | 6,77 | 17,5 | 10,73 |
Чистая рентабельность собственного капитала | 36,4 | 108,7 | 72,3 |
Рентабельность производственных фондов | 13,8 | 33,0 | 19,2 |
Чистая рентабельность увеличилась на 10,73 %, следовательно тенденция положительная.
Чистая рентабельность собственного капитала увеличилась на 72,3 %, следовательно, увеличивается спрос услуги предприятия, это положительная тенденция.
Общая рентабельность производственных фондов увеличилась на 19,2% , это положительная тенденция, так как эффективность использования внеоборотных активов увеличивается.
Данные таблицы показывают, что на предприятии наблюдается увеличение всех показателей. Это свидетельствует о стабильном финансовом состояния предприятия. Предприятие является перспективным.
Анализ имущественного состояния Красноярского отделения Красноярской железной дороги целесообразно начать с анализа состава и структуры имущества.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении аналитической таблицы, в которой абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются простые сравнения статей отчетности и анализ их резких изменений, и анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
Результаты горизонтального анализа можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Таблица 2.3
Горизонтальный анализ баланса организации
Показатели | На начало
отчетного периода |
На конец
отчетного периода |
Отклонения тыс.руб. |
Прирост % |
АКТИВ в т.ч. | ||||
Внеоборотные активы | 436758 | 497110 | 60352 | 13,8 |
Оборотные
активы |
12881 | 15795 | 2914 | 22,6 |
Баланс | 449639 | 512905 | 63266 | 14,07 |
ПАССИВ в т.ч. | ||||
Капитал
и
резервы |
160294 | 148323 | -11971 | -7,47 |
Долгосрочные
обязательства |
- | - | - | - |
Краткосрочные
обязательства |
289345 | 364582 | 75237 | 26,0 |
Баланс | 449639 | 512905 | 63266 | 14,07 |