Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:25, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование структуры капитала и его оценки.
Объектом исследования является Красноярское отделение Красноярской железной дороги – филиал ОАО «РЖД».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность капитала;
- изучить классификацию капитала;
- оценить структуру капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги и проанализировать эффективность его использования;
- разработать мероприятия по оптимизации структуры капитала Красноярской железной дороги.
Введение 3
1. Характеристика структуры капитала предприятия 6
1.1. Понятие и сущность капитала 6
1.2. Структура капитала 8
2. Оценка структуры капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги и анализ эффективности его использования 12
2.1. Организационно-экономическая характеристика Красноярского отделения Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 12
2.2. Оценка структуры капитала 32
2.3. Анализ эффективности использования капитала 35
3. Направления оптимизации структуры капитала Красноярской железной дороги 41
Заключение 55
Список литературы 58
Оптимизация структуры капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги по критерию минимизации его стоимости предполагает предварительную оценку стоимости собственного и заемного капитала при разных условиях его привлечения и осуществлении многовариантных расчетов средневзвешенной стоимости капитала.
Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков предполагает подготовку практически всех управленческих решений. Концепция учета фактора риска состоит в объективной оценке его уровня с целью обеспечения формирования необходимого уровня доходности финансовых операций, связанных с использованием капитала, и разработки системы мероприятий, минимизирующих его негативные финансовые последствия для хозяйственной деятельности Красноярского отделения Красноярской железной дороги.
Процесс оптимизации предполагает также установление целевой структуры капитала. Конкретная целевая структура капитала обеспечивает заданный уровень доходности и риска в деятельности предприятия, минимизирует средневзвешенную его стоимость или максимизирует рыночную стоимость Красноярского отделения Красноярской железной дороги. Показатель целевой структуры капитала предприятия отражает финансовую идеологию его собственников или менеджеров и входит в систему стратегических целевых нормативов его развития.
Красноярскому отделению Красноярской железной дороги необходимо решить, будет ли развитие предприятие финансироваться за счет собственных источников, за счет привлеченных источников или за счет комбинации этих источников. Финансирование за счет заемных средств (включая эмиссию ценных бумаг) предпочтительнее для проектов, связанных с расширением производства на действующих предприятиях, при условии, что они рентабельны, каковым является Красноярское отделение Красноярской железной дороги. С одной стороны, от таких предприятий банки не будут требовать повышенную плату за кредит, так как риск вложений относительно невелик. С другой стороны, материальным обеспечением кредита служат имеющиеся активы, если они ликвидны, а они не являются ликвидными.
Расчет только на собственные силы не дает желаемых результатов, особенно при осуществлении масштабных инвестиционных проектов. Поэтому целесообразно привлекать денежные ресурсы сторонних инвесторов и кредиторов для реализации проектов Красноярского отделения Красноярской железной дороги во исполнение Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, намеченной в 2007 г.
Финансы Красноярского отделения Красноярской железной дороги, как предприятия железнодорожного транспорта, выражают определенную систему денежных отношений, которые объективно возникают при образовании и расходовании фондов денежных средств, используемых для обслуживания процесса перевозок, производства и реализации продукции других предприятий, транспорта, для распределения доходов и прибыли, осуществления контроля за их хозяйственной деятельностью.
Такими фондами являются основные и оборотные фонды, фонды обращения, фонды заработной платы, экономического стимулирования и др. Задача Красноярского отделения Красноярской железной дороги заключается не только в правильном определении размеров этих фондов, что очень важно для нормального их функционирования, но и в обеспечении рационального и экономного их расходования.
Расширенное
воспроизводство как основных, так
и оборотных средств в
Финансовая деятельность Красноярского отделения Красноярской железной дороги направлена на создание финансовых ресурсов для производственного и социального его развития, обеспечение роста прибыли за счет увеличения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения использования производственных фондов, повышения качества перевозок, работ, услуг.
Сущность и роль финансов предприятий железнодорожного транспорта проявляются в осуществлении ими трех основных функций: обслуживания денежными ресурсами кругооборота средств, распределения и контроля.
Экономическое содержание функции обслуживания денежными ресурсами состоит в обеспечении полного соответствия между движением материальных и денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота средств. Это достигается точным и качественным планированием на предприятиях транспорта доходных и расходных статей их финансовых планов. При сопоставлении планируемых доходов и расходов определяется, в какой мере различные потребности в средствах могут быть покрыты за счет собственных накоплений предприятия или кредитов банка.
В ходе выполнения планов перевозок, производства и реализации других видов продукции, осуществления строительства в Красноярском отделении Красноярской железной дороги под влиянием различных причин возникают временные отклонения в движении материальных ценностей и денежных ресурсов.
Преодоление этих отклонений, т.е. ежедневное обеспечение необходимой платежеспособности Красноярского отделения Красноярской железной дороги, составляет важную задачу использования финансов в данной функции.
Для осуществления перевозок грузов и пассажиров и обеспечения нормальной работы многочисленных предприятий железные дороги должны располагать необходимыми основными фондами и оборотными средствами, рационально их использовать, своевременно дополнять и заменять.
При выборе источников финансирования Красноярскому отделению Красноярской железной дороги необходимо:
- определить потребности в краткосрочном и долгосрочном капитале;
- проанализировать возможные изменения в составе активов и капитала с целью определения их оптимальной структуры по объему и видам;
- обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;
- использовать максимально прибыльно собственные и заемные средства;
- снизить расходы по финансированию хозяйственной деятельности.
Наличие финансового и инвестиционного планов позволяет определить объем денежных ресурсов предприятия с учетом:
- компетенции его руководства;
- налогового законодательства и его влияния на доходы предприятия;
- денежно-кредитной политики государства;
- соотношения собственных и заемных средств в пассиве баланса;
- затрат на финансирование текущей инвестиционной деятельности при различных вариантах их окупаемости.
Возможные источники финансирования Красноярского отделения Красноярской железной дороги подразделяются на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный питал с финансового рынка) (Рис.3.2).
Рис.3.2.
Возможные источники финансирования
Красноярского отделения Красноярской
железной дороги
Внутреннее финансирование - это использование собственных средств Красноярского отделения Красноярской железной дороги, прежде его чистой прибыли и амортизационных отчислений. При активном самофинансировании прибыли предприятия должно быть достаточно для уплаты налогов в бюджетную систему, дивидендов по акциям эмитента, расширения основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборотных средств, выполнения социальных программ. В Красноярском отделении Красноярской железной дороги средств для пополнения оборотных активов недостаточно.
При неактивном (скрытом) финансировании возникают дополнительные источники вследствие заниженной оценки имущества, нематериальных активов, пониженных отчислений в резервные фонды, что не отражается в балансе предприятия.
Источники скрытого финансирования в Красноярском отделении Красноярской железной дороги следующие:
- чистый оборотный капитал (разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами);
- оценочные резервы;
- доходы будущих периодов;
- резервы предстоящих расходов;
- просроченная задолженность поставщикам и др.
Самофинансирование имеет ряд преимуществ:
За счет дополнительно образованного из чистой прибыли собственного капитала повышается финансовая устойчивость Красноярского отделения Красноярской железной дороги.
Формирование и использование собственных средств происходит стабильно в течение всего года. Минимизируются затраты по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам). Упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию Красноярского отделения Красноярской железной дороги за счет дополнительных инвестиций ОАО «РЖД», так как источники покрытия инвестиционных затрат известны заранее.
Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства, конъюнктуры финансового рынка).
Самофинансирование Красноярского отделения Красноярской железной дороги создает возможности для регулирования объема налогооблагаемой прибыли законными способами и зависит от:
- варьирования границы отнесения активов к основным или оборотным средствам;
- выбора способа начисления амортизации по основным средствам; Применение одного из способов производится по группе однородных объектов в течение срока их полезного использования и предусматривается в учетной политике предприятия;
- порядка оценки амортизации нематериальных активов;
- выбора метода учета материально-производственных запасов (по фактической себестоимости заготовления - занижается себестоимость реализованной продукции и завышается прибыль при налогообложении; по стоимости первых закупок (метод ФИФО) - максимизируется прибыль и минимизируется себестоимость реализованной продукции);
- порядка создания резервов по сомнительным долгам, которые устанавливают по результатам инвентаризации дебиторской задолженности.
- состава накладных (общехозяйственных) расходов и способа их распределения по статьям затрат, заказам, обслуживающим и вспомогательным производствам и хозяйствам и т. д.
Внешнее финансирование для Красноярского отделения Красноярской железной дороги - это использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и средств граждан.
Внешнее финансирование за счет собственных средств предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности данного вида наиболее предпочтительно, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает условия получения банковских кредитов.
Финансирование за счет заемного капитала - это предоставление денежных средств кредиторами на условии возвратности и платности. Такое финансирование означает обычные кредитные отношения между заемщиком и заимодавцем, а не увеличение капитала предприятия путем вклада денежных средств. Использование Красноярским отделением Красноярской железной дороги кредита предполагает его дополнительные затраты на его погашение и уплату процентов.
Финансирование за счет заемных средств подразделяют на два вида: