Структура капитала и его оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является исследование структуры капитала и его оценки.
Объектом исследования является Красноярское отделение Красноярской железной дороги – филиал ОАО «РЖД».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность капитала;
- изучить классификацию капитала;
- оценить структуру капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги и проанализировать эффективность его использования;
- разработать мероприятия по оптимизации структуры капитала Красноярской железной дороги.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика структуры капитала предприятия 6
1.1. Понятие и сущность капитала 6
1.2. Структура капитала 8
2. Оценка структуры капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги и анализ эффективности его использования 12
2.1. Организационно-экономическая характеристика Красноярского отделения Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 12
2.2. Оценка структуры капитала 32
2.3. Анализ эффективности использования капитала 35
3. Направления оптимизации структуры капитала Красноярской железной дороги 41
Заключение 55
Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

Cтруктурf капитала и его оценка, курс.doc

— 467.00 Кб (Скачать документ)

    Оптимизация решений по привлечению капитала – это процесс исследования множества факторов, воздействующих на ожидаемые результаты, в ходе которого на основе ранее установленных критериев оптимизации менеджерами – аналитиками осуществляется осознанный (рациональный) выбор наиболее эффективного варианта привлечения капитала. В качестве критериев оптимизации могут выступать прирост обобщающих показателей рентабельности капитала, а разработанные на их основе факторные модели зависимости рентабельности собственного или заемного капитала от других частных показателей-факторов позволяют выявить степень количественного воздействия каждого из них на изменение (+,-) результативных показателей.

    Рассмотрим  показатели факторного анализа рентабельности собственного капитала в таблице 2.15.

    Таблица 2.15

    Показатели  факторного анализа рентабельности собственного капитала.

Показатели На начало года На конец  года Изменение (+,-)
Чистая  прибыль 161210 58357 -102853
Выручка 862154 921100 58946
Оборотные активы 12881 15795 2914
Собственный капитал 160294 148324 -11970
К финансовой маневренности 0,08 0,107 0,027
К оборачиваемости активов 66,93 58,32 -8,61
R продаж 0,19 0,06 -0,13
R собственного капитала 1,017 0,37 -0,647
 

    Эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью). Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

    Rсобственного капитала = К финансовой маневренности * К оборачиваемости * R продаж                                                                            (2.13)

    Rс.к. = чистая прибыль / собственный капитал

    Кф.м. = активы / собственный капитал

    Коб. = выручка / активы

    Rпр. = чистая прибыль / выручка

    Рассчитаем  зависимость Rс.к. от частных факторов с помощью метода абсолютных отклонений:

    За  счет Кф.м.: 0,027 * 66,93 * 0,19 = 0,34

    За  счет Коб.ак.: 0,107 * (-8,61) * 0,19 = -1,175

    За  счет R продаж: 0,107 * 58,32 * (-0,13) = - 0,81

    Баланс  отклонений: 0,34 – 1,175 – 0,81 = - 1,645

    Данные  таблицы 2.15. свидетельствуют о том, что рентабельность собственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 0,647  пунктов, при этом следует отметить низкий уровень показателя рентабельности и на начало года (1,017%) и на конец года (0,37) – это вызвано, значительной величиной собственного капитала. Чистая прибыль уменьшилась на 102853 тыс.руб., выручка увеличилась на 58946 тыс.руб., оборотные активы выросли на 2914 тыс.руб., а величина собственного капитала уменьшилась на  11970 тыс.руб.

    Используя расчеты влияния факторов, отметим, что рентабельность собственного капитала уменьшилась на 0,647% не смотря на положительное влияние К финансовой маневренности, который увеличился на 0,027 пунктов, вследствие чего R с.к. увеличился на 118,24%  и за счет снижения К оборачиваемости активов (уменьшился на 8,61 ) R с.к. снизилась еще на 8,1 пунктов, а также за счет снижения R продаж на 0,13, R с.к. увеличилась на 0,81 %, что значительно при таком отрицательном влиянии. 

    Можно сделать вывод, что снижение R с.к. произошло из-за снижения деловой активности предприятия.

    3. Направления оптимизации структуры капитала Красноярской железной дороги

     Структура капитала Красноярского отделение Красноярской железной дороги оказывает непосредственное влияние на принятие управленческих решений собственниками и менеджерами корпорации.

     Оптимизация структуры капитала является одной  из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе управления его формированием в развитии Красноярского отделение Красноярской железной дороги.

     Процесс оптимизации структуры капитала Красноярского отделение Красноярской железной дороги необходимо осуществлять следующими этапами (рис.3.1).

      

      

      

      

      

      

       
 
 

       

     Рис. 3.1. Этапы процесса оптимизации структуры капитала Красноярского отделение Красноярской железной дороги

     Анализ  капитала предприятия был проведен во второй главе работы. Основной целью этого анализа явилось выявление тенденций динамики объема и состава капитала и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала.

     На  второй стадии анализа была рассмотрена система коэффициентов финансовой устойчивости предприятия, определяемая структурой его капитала.

     Затем проведен анализ состава капитала за ряд периодов, а также анализ тенденций изменения его структуры (по соотношению между собственными и привлеченными источниками). Далее изучены показатели оборачиваемости и доходности активов и собственного капитала.

     Затем была дана оценка факторов, определяющих структуру капитала. К ним относятся:

     - отраслевые особенности хозяйственной деятельности Красноярского отделение Красноярской железной дороги (характер услуги, длительность производственного и финансового циклов, формы расчетов с потребителями и поставщиками и т. д.);

     - деловая ситуация на товарном и финансовом рынках;

     - уровень прибыльности текущей деятельности;

     - налоговая нагрузка на Красноярское отделение Красноярской железной дороги;

     - степень концентрации акционерного капитала;

     - стадия жизненного цикла корпорации.

      Отраслевые  особенности операционной деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность. Красноярское отделение Красноярской железной дороги является предприятием с высоким уровнем фондоемкости производства продукции в силу высокой доли внеоборотных активов, и как следствие, имеет более низкий кредитный рейтинг и вынуждено ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала. Кроме того, характер отраслевых особенностей Красноярского отделения Красноярской железной дороги определяет значительную продолжительность операционного цикла. Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при прочих равных условиях) может быть использован предприятием заемный капитал, что мало приемлемо для Красноярского отделения Красноярской железной дороги.

      Стадия  жизненного цикла предприятия Красноярское отделение Красноярской железной дороги характеризуется как зрелость. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для своего развития большую долю заемного капитала, хотя для таких предприятий стоимость этого капитала может быть выше среднерыночной (на предприятиях, находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, уровень финансовых рисков более высокий, что учитывается их кредиторами). В то же время Красноярское отделение Красноярской железной дороги, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере должно использовать собственный капитал.

      Конъюнктура рынка услуг Красноярского отделения Красноярской железной дороги. Конъюнктура рынка услуг Красноярского отделения Красноярской железной дороги стабильна, а соответственно и стабилен спрос на продукцию предприятия, поэтому тем выше и безопасней становится использование заемного капитала.

      Конъюнктура финансового рынка. В зависимости  от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стоимость заемного капитала. При существенном возрастании этой стоимости дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения. В свою очередь, при существенном снижении этой стоимости резко снижается эффективность использования Красноярским отделением Красноярской железной дороги долгосрочного заемного капитала (если кредитными условиями не оговорена соответствующая корректировка ставки процента за кредит). Наконец, конъюнктура финансового рынка оказывает влияние на стоимость привлечения собственного капитала из внешних источников - при возрастании уровня ссудного процента возрастают и требования инвесторов к норме прибыли на вложенный капитал.

      Уровень рентабельности операционной деятельности невысокий, однако имеет тенденцию к росту. При высоком значении этого показателя кредитный рейтинг Красноярского отделения Красноярской железной дороги возрастает и оно расширяет потенциал возможного использования заемного капитала. Однако в практических условиях этот потенциал часто остается невостребованным в связи с тем, что даже при высоком уровне рентабельности предприятие имеет возможность удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибыли. В этом случае собственники ОАО «РЖД» предпочитают инвестировать полученную прибыль в собственное предприятие, обеспечивающее высокий уровень отдачи капитала, что при прочих равных условиях снижает удельный вес использования заемных средств.

      Отношение кредиторов к Красноярскому отделению Красноярской железной дороги. Как правило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга Красноярского отделения Красноярской железной дороги руководствуется своими критериями, не совпадающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособности предприятием. В ряде случаев, несмотря на низкую финансовую устойчивость Красноярского отделения Красноярской железной дороги, кредиторы могут руководствоваться и иными критериями, которые формируют позитивный его имидж, а соответственно повышают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответствующее положительное влияние на возможность привлечения предприятием заемного капитала, повышает его финансовую гибкость, т.е. возможность оперативно формировать капитал за счет внешних источников.

      Уровень налогообложения прибыли. Красноярским отделением Красноярской железной дороги эффективно используются методы оптимизации налогообложения. В условиях низких ставок налога на прибыль или использования предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при использовании заемных средств уменьшается. В этих условиях более предпочтительным является формирование капитала из внешних источников за счет эмиссии акций (привлечения дополнительного паевого капитала). В то же время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно повышается эффективность привлечения заемного капитала.

      Финансовый  менталитет собственников и менеджеров Красноярского отделения Красноярской железной дороги. Неприятие высоких уровней рисков сформировало консервативный подход собственников и менеджеров предприятия к финансированию развития предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал.

      Уровень концентрации собственного капитала. Для того, чтобы сохранить финансовый контроль за управлением Красноярским отделением Красноярской железной дороги, владельцы предприятия не привлекают дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже, несмотря на благоприятные к этому предпосылки. Задача сохранения финансового контроля за управлением предприятием в этом случае является критерием формирования дополнительного капитала за счет заемных средств.

     С учетом перечисленных факторов управление структурой капитала Красноярского отделение Красноярской железной дороги предполагает решение двух ключевых задач: установления приемлемых пропорций использования собственного и заемного капитала; обеспечения в случае необходимости привлечения внутреннего и внешнего капитала.

Информация о работе Структура капитала и его оценка