Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:25, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование структуры капитала и его оценки.
Объектом исследования является Красноярское отделение Красноярской железной дороги – филиал ОАО «РЖД».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность капитала;
- изучить классификацию капитала;
- оценить структуру капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги и проанализировать эффективность его использования;
- разработать мероприятия по оптимизации структуры капитала Красноярской железной дороги.
Введение 3
1. Характеристика структуры капитала предприятия 6
1.1. Понятие и сущность капитала 6
1.2. Структура капитала 8
2. Оценка структуры капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги и анализ эффективности его использования 12
2.1. Организационно-экономическая характеристика Красноярского отделения Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 12
2.2. Оценка структуры капитала 32
2.3. Анализ эффективности использования капитала 35
3. Направления оптимизации структуры капитала Красноярской железной дороги 41
Заключение 55
Список литературы 58
Эффект финансового рычага показывает приращенную величину рентабельности собственного капитала полученную благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего:
где RA - рентабельность актива; i – ставка ссудного %; н – ставка налога на прибыль, в долях единицы.
где RСК - рентабельность собственного капитала.
RA рассчитывается на основе прибыли до налогообложения и выплаты процентов.
RСК рассчитывается на основе прибыли до налогообложения, но после выплаты процентов.
Эффект
финансового рычага показывает, на
сколько увеличивается
С финансовым левериджем связано понятие финансового риска. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по ссудам и займам. Возможно с этим связано то, что Красноярское отделение Красноярской железной дороги не пользовалось ссудами и займами в 2009-2010 гг.
Эффект
финансового рычага возникает, когда
предприятие имеет
Эффект финансового рычага увеличивает влияние роста годового оборота на рентабельность собственного капитала.
Для его измерения подсчитаем коэффициент финансового рычага (К фр):
К
фр = g*(p-v) -НЗ / g(p-v) – НЗ – ФЗ,
где
g - проданное количество услуг (условных)
p - продажная цена единицы услуги
v - себестоимость одной услуги
НЗ - постоянные расходы
ФЗ - финансовые расходы
По данным Красноярского отделения Красноярской железной дороги:
НЗ = 414000 + 116000 = 530000
ФЗ = 45000
g = 1484
v = 4103
p
= 4589
Кфр = 1489*(4589 – 4103) – 530000 / 1489 * (4589 – 4103) – 530000 – 45000 = 1,3%
Это означает, что прирост на 1% прибыли до финансовых расходов и налогов (прибыли от продажи) влечет изменение на 1,3% рентабельности собственного капитала. Таким образом, если прибыль до финансовых расходов и налогов увеличится на 5%, то рентабельность собственного капитала увеличится на 6,5% (5*1,3).
Рост задолженности приводит к увеличению коэффициента финансового рычага и одновременно финансового риска предприятия.
Эффект финансового рычага можно объединить с эффектом операционного рычага для получения общего эффекта рычага. За счет этого будет еще больше усилено влияние колебаний прибыли до финансовых расходов и налогов на рентабельность собственного капитала.
Чтобы оценить эффект операционного рычага, рассчитаем коэффициент операционного рычага.
Коэффициент
операционного рычага (Копр) можно рассчитать
на основе следующей формулы:
Копр
= g * (p – v) / g * (p – v) – НЗ
где p – цена условной единицы услуги;
v – себестоимость одной условной услуги
НЗ – постоянные расходы.
Копр = 1489 * (4589 – 4103) / 1489 * (4589 – 4103) – 530000 = 3,74
Это означает, что изменение на 1% выручки приведет к росту или снижению прибыли предприятия.
Эффект финансового рычага можно объединить с эффектом операционного рычага для получения общего эффекта рычага. За счет этого будет еще больше усилено влияние колебаний прибыли до финансовых расходов и налогов на рентабельность собственного капитала.
Общий эффект рычага будет соответствовать в таком случае произведению двух эффектов:
Общий эффект рычага =
= Эффект операционного рычага * Эффект финансового рычага (2.8)
ОЭР = 3,74 * 1,3 = 4,862
Значительно высокое значение общего эффекта рычага (4,862), на предприятии может привести к тому, что любое небольшое увеличение годового оборота будет ощутимо отражаться на значении рентабельности собственного капитала.
Ведущий метод анализа эффективности использования капитала предприятия, применяемый различными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, инвесторами и др. – коэффициентный анализ. Поэтому он и будет использован для анализа эффективности использования капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги (табл. 2.14).
Способ расчета коэффициентов таблицы 2.14:
К1=
заемный капитал/собственный
К2=
(собственный капитал)-(
К3= собственный капитал/валюта баланса
К4=
собственный капитал/заемный
К5=
(собственный капитал)+(
Таблица 2.14
Коэффициенты структуры капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги
Показатели | На начало года | На конец года | Изменения (+,-) |
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала , (К1) | - | - | х |
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, (К2) | -21,46 | -22,08 | -0,62 |
Коэффициент финансовой независимости (автономии),(К3) | 0,36 | 0,29 | -0,07 |
Коэффициент финансирования, (К4) | х | х | х |
Коэффициент финансовой устойчивости, (К5) | 0,36 | 0,29 | -0,07 |
Красноярского отделения Красноярской железной дороги не пользуется заемными средствами, поэтому коэффициент соотношения собственного и заемного капитала не определялся.
Однако
коэффициент соотношения
Значение коэффициента финансовой независимости (К3) намного меньше нижней границы допустимого значения, что свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации.
Коэффициента финансирования (К4) не определялся
Коэффициент финансовой устойчивости (К5) также очень низок и равен коэффициенту автономии, так как у предприятия отсутствуют долгосрочные кредиты и займы, что снижает его финансовую устойчивость. Предприятие не кредитуется банками на долгосрочной основе в связи с неплатежеспособностью и финансовой неустойчивостью.
В целом показатели, характеризующие структуру капитала Красноярского отделения Красноярской железной дороги неудовлетворительны.
Проанализируем с помощью коэффициента деловой активности, насколько эффективно предприятие использует свой капитал. Как правило, для этого используется коэффициент оборачиваемости собственного капитала, исчисляемый в оборотах.
Коб.с.к. = Выручка/стоимость собственного капитала (2.9)
Коб.с.к.(на нач.года) = 862154 / 160294 = 5,38
Коб.с.к.(на кон.года) = 921100 / 148324 = 6,21
Переведем результаты расчетов в дни:
Коб.с.к.(на нач.года) = 360 / 5,38 = 66,9 = 67 дней.
Коб.с.к.(на кон.года) = 360 / 6,21 = 57,97 = 58 дней.
Изменение составило: 58 – 67 = - 9 дней.
Скорость оборота собственного капитала увеличилась на конец года по сравнению с началом года на 9 дней. Что является хорошим показателем для предприятия. Увеличение оборачиваемости капитала было вызвано ростом выручки и уменьшение собственного капитала. Однако, темп роста выручки от реализации стал значительно ниже динамики собственного капитала. Это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, растет также риск кредиторов, в связи с чем Красноярское отделение Красноярской железной дороги имеет серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов или к общей тенденции роста цен.
Расчет дополнительно привлеченных средств в оборот производится по следующей формуле:
Эффект
= выручка от реализации / длительность
периода * период обращения в днях (факт.)
– период обращения в днях (база) * К оборачиваемости
(факт)
Э = 921100 / 360*(58 – 67)* 6,21 = 143001 тыс.руб.
За счет ускорения оборачиваемости капитала предприятие привлекло к годовому обороту 143001 тыс.руб.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается по следующей формуле:
К
об.кр.з. = себестоимость реализованной
продукции / кредиторская задолженность
К об.кр.з.( на начало года) = 741452 / 30853 = 24,03
К об.кр.з.(на конец года) = 740004 / 51511 = 14,37
Рассчитаем в днях:
На начало года = 360 / 24,03 = 14,98 = 15 дней
На конец года = 360 / 14,37 = 25,05 = 25 дней
Разница 25 – 15 = 10 дней.
Период оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился на 10 дня, т.е. на конец года Красноярскому отделению Красноярской железной дороги требуется 25 дней для осуществления одного оборота капитала для погашения кредиторской задолженности. Т.е. теперь предприятию требуется больше времени для того чтобы она могла расплатиться по своим обязательствам, что негативно влияет на финансовое состояние Красноярского отделения Красноярской железной дороги.
Сделаем расчет дополнительно привлеченных средств в оборот:
Эффект
= себестоимость от реализации / длительность
периода * период обращения в днях (факт)
– период обращения в днях ( база) * К оборачиваемости
(факт)
Э = 740004 / 360 * (25 - 15) * 14,37 = 295385 тыс.руб.
Вследствие замедления оборачиваемости кредиторской задолженности предприятию необходимо привлечь в годовой оборот 295385 тыс.руб.