Управление дебиторско-кредиторской задолженностью (на примере сельскохозяйственного предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:16, дипломная работа

Описание

В настоящее время у предприятий значительно возросло количество контрагентов – дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......4
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторско – кредиторской задолженностью………………………………………………………………..9
1.1. Понятие, сущность и виды дебиторско – кредиторской задолженности……………………………………………………………... ….9
1.2. Зависимость финансового положения предприятия от эффективного управления дебиторско – кредиторской задолженностью…………………..13
Глава 2. Методические основы анализа и управления дебиторско - кредиторской задолженностью ………………………………………………..21
2.1. Методика анализа дебиторско-кредиторской задолженности……….….21
2.2. Политика управления дебиторско-кредиторской задолженностью.........26
Глава 3. Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностей на примере ЗАО «Агрофирма «Выборжец»………………..34
3.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………….34
3.2. Анализ финансового состояния фирмы…………………………………..37
3.3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей на предприятии..48
3.4. Меры по повышению эффективности управления дебиторско - кредиторской задолженностью…………………………………………………52
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы……………………………...……………………………....63
Приложения………………………………………………………………….......66

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

    Снятие (смягчение) ограничений на коммерческий кредит и увеличение срока кредита  приводят к снижению коэффициентов инкассации.

    Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

    Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики  преобладающей формой расчетов становится предоплата.

    Оплата  за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебитной карточки.

    Кредитная карточка представляет собой пластиковую  карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи  и срока действия карточки.

    Владелец  карточки может совершать покупки  в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете.

    В отличие от кредитной дебитная карточка не позволяет оплачивать покупки  при отсутствии средств на счете  покупателя. В России некоторые крупные отечественные банки уже начали выпуск дебитных карточек.

    Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).

    Анализ  и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной.

    Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах.

    Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается  как положительная тенденция.

    Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

    Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

    Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

    Оплата  товаров постоянными клиентами  обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2/10 полная ЗО», означающая, что:

    а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

    б) покупатель оплачивает полную стоимость  товара, если оплата совершается в  период с одиннадцатого по тридцатый  день кредитного периода;

    в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в                                                                   зависимости от момента оплаты.5

    Контроль  за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120.

    Возможны  и иные группировки. Кроме того, необходим  контроль безнадежных долгов с целью  образования необходимого резерва.

    Политика  управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

    Грамотное управление денежными средствами, ведущее  к росту платежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода — важнейшая задача финансовой работы.

    Дебиторская и кредиторская задолженность —  неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

    Таким образом, состояние дебиторской  и кредиторской задолженности, их размеры  и качество оказывают сильное  влияние на финансовое состояние  организации. 

     Таким образом, подводя итоги первой главы можно сделать следующие выводы: каждое предприятие, организация в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами.

    В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия  или же по отношению к нему, в  существующей практике принято подразделять задолженность на дебиторскую и кредиторскую.

    Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей  за купленную продукцию, подотчетных  лиц за выданные им в подотчет денежные суммы, задолженность учредителей по взносам в Уставный фонд и т.д.). Соответственно, организации и физические лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

    Под кредиторской понимают задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые в свою очередь называются кредиторами. Если задолженность перед кредиторами возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, таких кредиторов называют поставщиками.

    Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации,  по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

    Деление задолженности на краткосрочную  и долгосрочную играет значительную роль при проведении анализа активов  предприятия и их оборачиваемости.

    Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают  сильное влияние на финансовое состояние организации.

    Для улучшения финансового положения  организации необходимо:

    1) следить за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности.  Значительное превышение дебиторской  задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

    2) контролировать состояние расчетов  по просроченным задолженностям;

    3) по возможности ориентироваться  на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Методические основы анализа и управления дебиторско - кредиторской задолженностью  
 

    2.1. Методика анализа дебиторско-кредиторской задолженности  
 

    В условиях рыночной системы любая  компания стремится, как можно, скорее реализовать свои товары и услуги с целью получения денежной наличности. Однако рост объемов продаж товаров и услуг в кредит увеличивает сроки поступления денег на расчетные счета. К увеличению продаж в кредит способствуют следующие факторы:

    1. усиление конкуренции между товаропроизводителями на рынке;

    2. стремление уменьшить пролеживание товаров и запасов, а значит, и складские расходы;

    3. увеличение оборачиваемости и эффективности использования оборотных фондов.6

    При продажах товаров и услуг в кредит в бухгалтерских книгах компании открываются счета к получению. Прежде чем открыть такие счета, кредитный отдел анализирует кредитоспособность покупателей и на основе рейтинга кредитоспособности составляет классифицированный кредитный портфель компании по компаниям-кредиторам. Практика рыночного хозяйствования свидетельствует, что особую осторожность должны вызывать компании со сроком работы в бизнесе от нескольких месяцев до года и от года до двух лет, так как именно такие компании составляют 50-70% общего числа компаний, потерпевших крах. С другой стороны, сама компания, покупая сырье и материалы, берет на себя денежные обязательства, которые она должна выполнить в конкретный срок и в конкретном размере. Кроме того, имеют место финансовые обязательства компании перед налоговыми службами и персоналом по своевременной выплате заработной платы. Таким образом, возникают проблемы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностями, которые отражаются на соответствующих счетах.

    Планирование и управление дебиторскими счетами предполагает решение  следующего комплекса задач:

  • анализ и контроль динамики показателей ликвидности, кредитоспособности компаний-дебиторов с составлением их рейтинга и портфеля дебиторских счетов;
  • определение оптимального, максимально приближения к среднерыночным показателям периода погашения дебиторской задолженности, так как жесткий срок погашения усиливает приток клиентов к компаниям-конкурентам, а большие сроки погашения уменьшат притоки денежной наличности, увеличат риски неплатежей, а, следовательно, и размеры страховых фондов. Возникнут лишние работы по «выбиванию» просроченной дебиторской задолженности, увеличатся судебные издержки в арбитражных судах;
  • расчеты показателей поступления денежной наличности в отношениях с показателями выручки от реализации продукции, работ и услуг, а также поступившей денежной наличности в соотношении с общими суммами долгов;
  • составление отчета и портфеля дебиторской задолженности, выявление отрицательных факторов, условий и разработка мероприятий по улучшению позиций компании с долгами. 

    Практика управления дебиторской задолженностью по многим компаниям свидетельствует о том, что чем больше время просрочек, тем выше размер безнадежных долгов.

    Ввиду того, что разные категории клиентов имеют разные размеры дебиторской задолженности, полезно их ранжирование по методу Парето. Коротко напомню, что суть данного метода состоит в следующем: примерно 80% объема реализации продукции находится примерно на 20% самых крупных покупателей; примерно - 20% самых крупных номенклатурных товарных позиций и обеспечивают примерно 80% прибыли компании и т.д. Из этого следует весьма важный вывод, что возможное банкротство покупателей первой категории тяжелее отразится на финансовом состоянии компании, чем банкротство предприятий-покупателей других категорий. Таким образом, метод Парето позволяет сконцентрировать 
более тщательный контроль по ведущим позициям наиболее крупных дебиторских счетов. При анализе дебиторских счетов необходимо сформировать портфель дебиторов, где наряду с такими показателями, как размеры и сроки возврата по отдельным долгам нужно рассчитать средний срок возврата по всему портфелю, далее необходимо провести сравнительный анализ отдельных долгов со средним показателем. При этом полезно разбить дебиторов минимум на  три  группы:

Информация о работе Управление дебиторско-кредиторской задолженностью (на примере сельскохозяйственного предприятия)