Управление дебиторско-кредиторской задолженностью (на примере сельскохозяйственного предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:16, дипломная работа

Описание

В настоящее время у предприятий значительно возросло количество контрагентов – дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......4
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторско – кредиторской задолженностью………………………………………………………………..9
1.1. Понятие, сущность и виды дебиторско – кредиторской задолженности……………………………………………………………... ….9
1.2. Зависимость финансового положения предприятия от эффективного управления дебиторско – кредиторской задолженностью…………………..13
Глава 2. Методические основы анализа и управления дебиторско - кредиторской задолженностью ………………………………………………..21
2.1. Методика анализа дебиторско-кредиторской задолженности……….….21
2.2. Политика управления дебиторско-кредиторской задолженностью.........26
Глава 3. Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностей на примере ЗАО «Агрофирма «Выборжец»………………..34
3.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………….34
3.2. Анализ финансового состояния фирмы…………………………………..37
3.3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей на предприятии..48
3.4. Меры по повышению эффективности управления дебиторско - кредиторской задолженностью…………………………………………………52
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы……………………………...……………………………....63
Приложения………………………………………………………………….......66

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

    1) группа дебиторов со сроками погашения меньше среднего показателя;

    2) группа дебиторов со сроками погашения, примерно соответствующими среднему показателю;

    3) группа дебиторов со сроками погашения, превышающими средний показатель.

    Особое внимание, конечно, должно быть уделено третьей группе дебиторов, где и будут проводиться дополнительные работы по ужесточению договоров и правил купли-продажи продукции, «выбиванию денежной наличности», оформлению дел в арбитражных судах. Напротив, в отношениях с клиентами первой и второй групп важно использовать политику торговых скидок, товарных векселей, кредитных линий и т.д.

    Также при управлении дебиторско-кредиторской задолженности необходимо прибегнуть к методу АВС.

    Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с  датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

      Оценка  влияния балансовых остатков дебиторской  и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия  должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.

      Одновременно  это может свидетельствовать  о более быстрой оборачиваемости  кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.

      Поэтому сначала проводится анализ дебиторской  и кредиторской задолженности предприятия.

      При анализе оборотных средств предприятия  анализ дебиторской задолженности  необходимо дополнять анализом кредиторской задолженности. Методика анализа кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности.

    Зеркальным  отражением работы с дебиторскими счетами  является работа с кредиторскими  счетами, по которым необходимо своевременно и в необходимом размере осуществлять денежные выплаты другим предприятиям. С одной стороны, задержка и «размазывание» выплат по времени увеличивает доходы, ликвидность компании, а с другой – создает проблемы в отношениях с предприятиями - поставщиками, банками и другими кредиторами, например, по дополнительным выплатам судебных издержек. Рано или поздно плохая репутация несвоевременного плательщика заставит и остальных поставщиков не только ликвидировать торговые скидки, но и увеличить цены на поставляемые сырье, материалы и товары.7

    Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность управления дебиторской и кредиторской задолженностей является коэффициент оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей. Он определяется отношением выручки от реализации продукции к среднему размеру задолженности за рассматриваемый период:

    Кокз = В / З,

    где Кокз – коэффициент оборачиваемости задолженности;

    В – выручка от реализации продукции;

    К – средний размер задолженности (кредиторская или дебиторская).

          Длительность оборота  задолженности рассчитывается делением количества дней в периоде (обычно таким периодом является год) на коэффициент оборачиваемости задолженности:

    Дз = Кдп / Кокз,

    где Дз – длительность оборота задолженности;

    Кдп – количество дней в периоде;

    Коз – коэффициент оборачиваемости задолженности.

          Важным вопросом при анализе задолженностей является проведение сравнительного анализа сроков их погашения по продажам товаров и закупкам сырья и материалов. Конечно, для компании сроки погашения дебиторской задолженности по продажам должны быть меньше сроков погашения кредиторской задолженности по закупкам, так как для погашения выставленных счетов компании необходимы денежные средства, которые должны поступить от дебиторов. В противном случае необходим банковский кредит, за который нужно платить проценты, т.е. нести дополнительные расходы.  

    2.2. Политика управления дебиторско-кредиторской задолженностью  
 

    В отличие от производственных запасов  и незавершенного производства, которые  не могут быть резко изменены, дебиторская  задолженность представляет собой  весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

    С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

    1. предоплата (товар оплачивается  полностью или частично до  передачи его продавцом);

    2. оплата за наличный расчет (товар  оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

    3. оплата в кредит (товар оплачивается  через определенное время после  его передачи покупателю).

    Вырабатывая политику кредитования покупателей  своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

    1. срок предоставления кредита  (чаще всего в организации существует  несколько типовых договоров,  предусматривающих предельный срок  оплаты продукции);

    2. стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

    3. система создания резервов по  сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена  система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

    4. система сбора платежей (сюда  входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

    5. система предоставляемых скидок.

    Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

    Формирование  политики управления дебиторской задолженностью включает:

  1. разработку политики предоставления коммерческого кредита и инкассации для различных групп покупателей и по различным видам продукции;
  2. анализ дебиторской задолженностей в зависимости от объема закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
  3. контроль за расчетами дебиторов, в том числе просроченной задолженности;
  4. определение объемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;
  5. определение условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
  6. прогноз поступления денежных средств от дебиторов.8

    В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в  кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

    В процессе формирования принципов кредитной  политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

    1. в каких формах осуществлять  реализацию продукции в кредит;

    2. какой тип кредитной политики  следует избрать организации.

    В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

    Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

    Если  финансовые возможности организации не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

    В состав этих условий входят следующие элементы:

  1. срок предоставления кредита (кредитный период);
  2. размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
  3. стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
  4. система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

    Срок  предоставления кредита (кредитный  период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется  отсрочка платежа за реализованную  продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

    Размер  предоставляемого кредита (кредитный  лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции, финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Информация о работе Управление дебиторско-кредиторской задолженностью (на примере сельскохозяйственного предприятия)