Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:15, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по повыщению эффективности функционирования предприятия на основе изменения ее технологий на примере ООО «Буренка». Для достижения цели решен ряд задач, а именно:
обобщены теоретические и методические принципы определения эффективности деятельности предприятия и управления развитием предприятия;
проведены ситуационный анализ и диагностика системы управления ООО «Буренка»;
выполнена финансово-экономическая диагностика предприятия;
разработан проект развития предприятия;
проведена оценка экономической эффективности проекта.
Для решения задач дипломного проекта использованы такие методы и инструменты, как SWOT – анализ, анализ с помощью матрицы портфельного анализа Бостонской Консалтинговой группы, конкурентный профиль, диагностический профиль, ПП Audit Expert, Marketing Mix (матрицы BCG), Expert Decide 2, Project Expert, Microsoft Office.
Введение 7
1 Теоретические и методические принципы определения эффективности современного предприятия 11
1.1 Понятие и сущность экономической и социальной эффективности 11
1.2 Показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия 19
1.3 Прибыль и рентабельность, как основные показатели эффективности торгового предприятия 24
1.4 Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия 30
2 Диагностика системы управления ООО «буренка» 35
2.1 Краткая справка о предприятии 35
2.2 Анализ внутренней и внешней среды (STEP и SWOT) 46
2.3 Конкурентный профиль и анализ конкурентной позиции 51
2.4 Экспертный анализ системы управления и построение диагностического профиля компании 55
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Анализ состава и структуры актива и пассива баланса 63
3.2 Анализ финансовых результатов деятельности 66
3.3 Анализ основных финансовых показателей 67
3.4 Анализ финансового состояния предприятия – заемщика 72
3.5 Комплексная оценка экономической эффективности деятельности ООО «Буренка» 74
4 Разработка проекта повышения эффективности ооо «буренка» 75
4.1 Постановка проблемы и объем рынка молочной продукции 75
4.2 Внедрение системы управления складом 79
4.3 Расширение ассортимента предлагаемой продукции 84
4.4 Оценка экономической эффективности проекта 89
заключение 95
Список использованных источников 99
Приложение А Баланс за 2009-2010 годы 101
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках 102
Приложение В Диагностические таблицы 103
Приложение Г Ассортимент продукции ооо «калория» 107
спред растительно- жировой.
масло сливочное;
сметана.
крем творожный с фруктово-ягодными наполнителями.
3. ООО «Валио» - является единственным импортером продукции Valio в Россию. Valio Ltd. - ведущая в Финляндии фирма в области переработки и сбыта молока. Ассортимент компании насчитывает 800 наименований, из числа которых 500 позиций экспортируется более чем в 40 стран мира. Из них товарооборот России составляет около 30% от всего объема экспорта. Основными продуктами экспорта в Россию являются плавленый сыр Viola, полутвердый сыр Oltermanni, "Масло Валио".
Популярность продукции Valio на международном рынке основывается на традиционно высоком качестве продукции, которая изготавливается по современной технологии, безопасной и для здоровья и для окружающей среды. Финское молоко, основной ингредиент продукции Валио, всегда ассоциируется с высоким качеством.
4. ЗАО «ЛБК».
Для лучшего контроля качества на производстве работают шесть сертифицированных химических и микробиологических лаборатории, в распоряжении которых самые современные методы анализа и качественное оборудование. Контроль осуществляется квалифицированными технологами, инженерами-химиками и бактериологами.
На заводе используется современное оборудование отечественных и зарубежных производителей.
Продукция ЗАО «ЛБК» известна далеко за пределами Южного федерального округа.
ЗАО «ЛБК» производит большой ассортимент майонезов, коровье масло и спреды, сыры (сулугуни, качкавал).
5. Также ООО «Буренка» реализует майонезы «Кальве», кетчупы «Махеев», Айран, Мацони, Тан.
Потребители. Клиентами компании ООО «Буренка» являются около 800 торговых точек в г. Ростове-на-Дону, Батайске и Аксайском районе. В числе клиентов — все крупные супермаркеты, сетевые магазины, дискаунтеры, рынки и прочие розничные торговые точки всех категорий.
Разработана и успешно функционирует система оптовой торговли, включающая в себя доставку товара, документальное сопровождение, гибкую систему скидок и специальных предложений.
Продукция закупается только у официальных дистрибьюторов, имеет все необходимые лицензии и сертификаты. Прямые поставки от производителей, исключают воззможность появления фальсифицированной продукции. Это ценят наши потребители.
Организационная
культура. Для определения типа организационной
культуры необходимо рассмотреть характеристики
организационных культур, которые представлены
всоответствии с таблицей 2.1.
Таблица 2.1 - Характеристики организационной культуры
Типы
и
элементы культуры |
Новаторская | Ориентирован-
ная на следова- ние за лидером |
Бюрократическая | Застойная | 3астойная
ориентиро- ванная на лидера |
Общая
Характе -ристика |
Главная цель -
нововведения |
Политика под-
ражания передовым достижениям |
Предпочтение
точного испол- нения правил и процедур |
Ориентация на традиции | Следование за лидером |
Ценности
и филосо- фия дея- тельности |
Ориентация
на
нововведения и инициативу |
Главное - следо-
ватъ за лидером |
Ориентация
на
исполнитель- ность |
Безопасность
прежде всего |
Самосохране-
ние, главное - безопасность |
Информа-
ция и коммуни- кации |
Сбор информации
ориентирован на внешний мир |
Информация
поступает высших уровней руководства |
Ориентация
на
технические знания |
Ориентация
на
внутренние источники |
Информаци-
онные потоки сверху вниз |
Выдвиже-
ние дело- вых идей |
Выдвигается
множество новых идей, в том числе и оппозиционных |
Исполнение
только что пред- писaно. Никаких оппозиционных идей |
Исполнять только
то, что
предусмотрено планом. Высо- кий уровень специализации |
Обычно новых
идей мало. Ни- каких оппози- ционных идей |
Выдвигается
мало идей. Только испол- нение распоряжений |
Отноше
-ние к
риску |
Не бояться ошибок | Ошибки ответственность
лидера |
Боязнь ошибок | Боязнь ошибок | Боязнь
ошибок |
Коопера-
ция и сплочен- ность |
Небольшая соци-
альная дистанция между руковод- ством и последо- вателями. Хор. групповая работа |
Ориентация
на
следование за лидером |
Потребность в
иерархии от- ношений. Яс- ное разделение власти и ответ -ственности |
Отсутствие
до-
верия к выс- шим уровням руководства. Взаимное отчуждение |
Большая соци-
альная дис- танция по управленче- ской верти- кали |
Лояль-
ность к организа- ции |
Полярная | Пожизненный
найм |
Пожизненный
найм |
Возможность
ухода из орга- низации, если представятся более благо- приятные воз- можности |
Возможность
ухода из орга- низации, если представятся более благо- приятные воз- можности |
Мотива-
ция труда |
Высокое чувство ответственности | Слабое чувство
ответственности |
Необходимость следовать инструкциям | Слабое чувство
ответственности |
Слабое чув- ство ответст -венности |
Существует пять основных типов организационной культуры организации:
- Новаторская;
- Ориентированная на следование за лидером;
- Бюрократическая;
- Застойная;
- Застойная ориентированная на лидера.
Преобразованная таблица 1.1 для ООО «Буренка» представлена в таблице 2.2. В таблице 2.2 знаком [Х] отмечены субъективные оценки характеристик, принадлежащих фирме.
Таблица 2.2 – Характеристики организационной культуры ООО «Буренка»
Типы и элементы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Х | ||||
2 | Х | ||||
3 | Х | ||||
4 | Х | ||||
5 | Х | ||||
6 | Х | ||||
7 | Х | ||||
8 | Х |
Анализ таблиц 2.1 и 2.2 позволяет сделать вывод о том, что организационная культура ООО «Буренка» ориентированна на следование за лидером, но с элементами новаторства.
Персонал.
Повышение профессионализма сотрудников
является стратегической задачей для
ООО «Буренка». В компании проводятся
обучающие семинары для работников. На
них торговые представители обучаются
стандарту обслуживания, совершенствуют
свое професиональное мастерство и умение,
получают новую информацию,что способствует
дальнейшей качественной работе. В тренингах
принимают активное участие и партнёры.
Они делятся своим опытом, информируют
о товарах- новинках. В итоге, после прохождения
тренингов торговые представители готовы
к профессиональной работе и консультациям.
Анализ внешней среды (STEP). Для анализа внешней среды, применим метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 2.3, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой. Для получения исходной информации , в качестве экспертов, были опрошены руководители предприятия. Ими были расставлены оценки в соответствии с предложенной шкалой оценок.
Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку.
Таблица 2.3 – Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды
Факторы среды | Вес, единиц |
Оценка*, баллы | Взвешенная
оценка, баллы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Среда косвенного воздействия | 4 | 3,47 | |
Экономические | 1 | -2,16 | |
|
0,25 | -8 | -2 |
|
0,17 | -7 | -1,19 |
|
0,12 | -7 | -0,84 |
|
0,17 | 7 | 1,19 |
|
0,06 | -4 | -0,24 |
|
0,23 | 4 | 0,92 |
Политико-правовые | 1 | -4,12 | |
|
0,33 | -10 | -3,3 |
|
0,20 | -6 | -1,2 |
|
0,15 | -1 | -0,15 |
|
0,17 | 4 | 0,68 |
|
0,15 | -1 | -0,15 |
Социально-культурные | 1 | 2,69 | |
|
0,33 | -7 | -2,31 |
|
0,33 | 10 | 3,3 |
|
0,34 | 5 | 1,73,3 |
Научно-технические | 1 | 7,06 | |
|
0,18 | 3 | 0,54 |
|
0,32 | 8 | 2,56 |
|
0,18 | 6 | 1,08 |
|
0,32 | 9 | 2,88 |
Среда прямого воздействия | 4 | -10,12 | |
Конкуренты | 1 | -5,35 | |
|
0,25 | 6 | -1,5 |
|
0,20 | -3 | -0,75 |
|
0,10 | -4 | -1,2 |
|
0,05 | 10 | 0,5 |
|
0,20 | -7 | -1,4 |
|
0,20 | -5 | -1 |
Трудовые ресурсы | 1 | -1,4 | |
|
0,6 | -9 | -5,4 |
|
0,4 | 10 | 4 |
Поставщики | 1 | 1,38 | |
|
0,35 | -9 | -3,15 |
|
0,20 | 9 | 1,8 |
|
0,12 | -2 | -0,24 |
|
0,33 | 9 | 2,97 |
Потребители | 1 | -4,75 | |
|
0,25 | 2 | 0,5 |
|
0,75 | -7 | -5,25 |
Итого: | 2,32 | -6,65 |
*Оценка экспертов дана по шкале от −10 до +10
По итогам данной таблицы видно, что на компанию ООО «БУРЕНКА» факторы внешней среды прямого воздействия оказывают сильное негативное воздействие, то есть представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы внешней среды косвенного воздействия. Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия на организацию в таблице 2.4. Таким образом, становится, очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на компанию.
Таблица 2.4 – Внешние возможности и угрозы организации
Возможности | Угрозы |
Совершенствование технологии производства | Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
Улучшение уровня жизни населения | Усиление конкуренции |
Развитие информационной отрасли | Сбои в поставках продукции |
Повышение уровня образованности населения | Изменение уровня цен конкурентами |
Изменение рекламных технологий | Изменение покупательских предпочтений |
Неудачное поведение конкурентов | Рост темпов инфляции |
Совершенствование менеджмента | Появление новых конкурентов |
Появление новых поставщиков | Снижение уровня жизни населения |
Улучшение условий поставок | Национализация бизнеса |
Снижение уровня безработицы | Снижение заинтересованности персонала в развитии фирмы |
Уменьшение императивных норм законодательства | Скачки курсов валют |
Снижение налогов и пошлин | Рост налогов и пошлин |
Снижение цен на готовую продукцию | Изменение правил ввоза продукции |
Покупательские привычки | Ужесточение законодательства |
Уровень цен | Появление новых фирм на рынке |
Рост безработицы | |
Ухудшение политической обстановки |